Ставицкий пытается сохранить нефтяной бизнес?

В ближайшее время один из крупнейших игроков розничного рынка - "БРСМ-нафта" - может сменить собственника
Фото: УНИАН

О смене владельца автозаправочных станций "БРСМ-Нафта" стало известно на днях из публичного заявления нидерландского инвестиционного фонда FreezOil Fund, который и готовится приобрести сеть. "Для сопровождения этого соглашения фондом были отобраны ведущие консультационные компании. Советники будут отвечать за проведение юридического и финансового аудита деятельности и текущего состояния активов "БРСМ-Нафта", - анонсировал сделку фонд.

Свой интерес к "БРСМ-Нафта" в FreezOil объяснили потенциалом роста украинского рынка, который появился после того как наша страна взяла курс на сближение с ЕС. Использовать этот шанс в FreezOil Fund решили еще и потому что ее материнская структура - FreezOil Foundation голландского бизнесмена Роланда Пипера специализируется на инвестициях в энергетические проекты в Восточной Европе. Что касается нынешних бенефициаров сети АЗС - Эдуарда Ставицкого и Андрея Бибы - то их выход из розничного бизнеса тоже имеет свою мотивацию. Она заключается в том, что в результате произошедшей полгода назад смены власти Эдуард Анатольевич лишился должности министра энергетики, а вместе с ней и административного ресурса, не без помощи которого "БРСМ-Нафта" за последние 3 года увеличила свою сеть в 6 раз - до нынешних 139 станций.

Таким образом, готовящаяся сделка выглядит логичной как для продавца, так и для покупателя. Но в ней смущает сразу несколько обстоятельств. Во-первых, нефтепродуктовый рынок Украины характеризируется своей закрытостью, поэтому о смене хозяина одного из его игроков как правило становится известно уже по факту произошедшего (а не в преддверии, как сейчас). Во-вторых, на сегодняшний день "БРСМ-Нафта" является одной из самых проблемных компаний на розничном рынке нефтепродуктов. Так, за последние полгода к ней успели предъявить свои претензии Антимонопольный комитет (обвинения в сговоре с конкурентами), Государственная фискальная служба (изъятие контрафактных нефтепродуктов) и даже прокуратура (обвинения в нарушении законодательства в сфере техногенной безопасности). На основании этих претензий уже возбуждено несколько уголовных дел, которые стали основанием для того, что месяц назад суд арестовал 7 заправок "БРСМ-Нафты". При этом еще около 20 автозаправочных комплексов этой сети закрыты из-за проверок правоохранителями.

На сегодняшний день "БРСМ-Нафта" является одной из самых проблемных компаний на розничном рынке нефтепродуктов. Так, за последние полгода к ней успели предъявить свои претензии Антимонопольный комитет, Государственная фискальная служба и даже прокуратура

Таким образом, получается, что работа буквально каждой четвертой АЗС тандема Ставицкий-Биба сейчас заблокирована, что делает покупку этой сети для FreezOil Fund весьма рискованной. Это обстоятельство и дало повод для предположений о том, что "БРСМ-Нафта" меняет не хозяина, а его лицо. Сторонники этой идеи считают, что произведенная рокировка позволит значительно поубавить интерес к сети со стороны проверяющих и контролирующих органов. Таким образом, Ставицкий и Биба смогут сохранить свой бизнес в его нынешних контурах.

В свое время к такой модели защиты прибегали самые разные бизнесмены, оказавшиеся в опале к власти. Их опыт показывает, что такая модель является достаточно эффективной. Правда, для того чтобы убедить оппонентов в смене собственника, антураж "сделки" должен быть выполнен качественно. Сложность выполнения этой задачи заключается в том, что, после смены владельца розничные торговцы практически всегда меняют схемы закупки нефтепродуктов. В случае с "БРСМ-Нафтой" это практически невозможно. Во-первых, потому что для этого придется отказаться от самой рентабельной части бизнеса - продажи нефтепродуктов, которые производились на нефтебазах сети с помощью закупаемых в РФ октаноповышающих компонентов. Во-вторых, менеджерам опального министра потребуется отказаться от загадочных схем получения топлива (например, за 9 мес. 2014 года нефтебазы БРСМ получили 84 тыс. т бензина, тогда как его розничная реализация составила более 140 тыс. т), что чревато "чрезмерными" расходами на оплату налогов.