Стабилизатор экономики. Сколько еще аграрии смогут тянуть на себе Украину

В январе-июне 2018-го индекс агропродукции, по данным Госстата, достиг высокой отметки в 111,4%, чего не было с периода января-сентября 2014-го. Что это означает?
Фото: УНИАН

В Украине начали формироваться свои стабильные сырьевые циклы, и особенно ярко это проявляется в аграрном секторе экономики. Дело в том, что реализация продукции сельского хозяйства в Украине несколько смещена во временном горизонте и не совпадает с обычным календарным годом. Урожай, который аграрии собирают летом и осенью, приносит окончательный финансовый результат в процессе его продажи уже в следующем году. Именно поэтому финансовый год для аграриев правильно определять как лето к лету, а не декабрь к декабрю. По этой же причине нынешний цикл реализации аграрной продукции (который будет не столь успешным, как в 2018-м) определяют как маркетинговый 2018/2019 г.

В связи с этим высокий урожай прошлого года является исходным фактором для роста индекса сельскохозяйственной продукции в нынешнем году, в то время как в 2017-м, несмотря на рекордные показатели вала зерна, данный индикатор был постоянно в красной, отрицательной зоне, что вызывало определенный когнитивный диссонанс. В июне 2018-го индекс сельскохозяйственной продукции, по данным Госстата, достиг высокой отметки в 111,4%, чего не было с периода января-сентября 2014-го.

В прошлом году, как уже упоминалось, несмотря на высокий урожай, показатели индекса сельскохозяйственной продукции находились в минусе: колебания от 97,6% (падение на 2,4%) в январе до 100,4% (минимальный рост на 0,4%) в августе. Затем индекс начал постепенное снижение и опустился на отметку 97,2% (минимум 2017-го). К концу года произошла некоторая позитивная коррекция - 97,8% в декабре.

В этом году динамика индекса начала постепенно восстанавливаться. В январе был зафиксирован устойчивый плюс: 101,1%. Но затем сельскохозяйственный индикатор вновь нырнул в "красное": минимальное падение на 0,3% (февраль), 0,5% (март-апрель). В мае - минимальный рост на 0,2%. И в июне - резкий рывок на отметку 111,4%, то есть увеличение на 11,4%. Скорее всего, индекс сельскохозяйственной продукции продержится на высоких значениях еще несколько месяцев, попутно вытягивая динамику ВВП. Это сказывается хороший урожай прошлого года. В следующем году такого аграрного "плеча" у государства может и не быть.

Сам по себе рост - это всегда праздник на улице национальной экономики. Но здесь еще нужно "зрить в корень", то есть в структуру роста. Если общий индекс достиг значения 111,4%, то его составной показатель - продукция растениеводства - составил 124,7%, в то время как продукция животноводства - всего 101,3%. Таким образом, намечается достаточно опасная тенденция: действующие стимулы в аграрном секторе, в том числе и фискальные, направленные на акселерацию экспорта простого сырья с низким уровнем добавочной стоимости (зерно), приводят к тому, что мы своим дешевым зерном обеспечиваем рост сложных аграрных производств в других странах, которые покупают его на корм КРС и для производства комбикормов.

В дальнейшем это приводит к появлению на украинских прилавках импортного мяса и мясопродуктов. Казалось бы, Украина обладает колоссальным фактором конкурентного преимущества, когда мощная зерновая база может стать долгосрочной основой для стабильного развития животноводства, включая переработку и производство пищевых продуктов с высоким уровнем добавочной стоимости. Вместо этого наша специализация все больше опускается на уровень зерна, "семечки", а самая большая добавленная стоимость генерируется при производстве растительных масел.

Больше всего эта тенденция проявляется на уровне крупных аграрных холдингов. Если общий индекс у них составил по итогам января-июня текущего года 181,9%, то в секторе растениеводства - 414,1%, зато в секторе животноводства - 116,3%.

Что касается частных хозяйств населения, то здесь вырисовывается еще одна тревожная тенденция. Общий индекс для данных групп товаропроизводителей за указанный выше период составил 100,1% (рост на уровне статистической погрешности), при этом растениеводство показало 102,8%, а животноводство - 97,8%, то есть падение на 2,2%.

Простыми словами, частные хозяйства не только теряют свой удельный вес в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, но и банально вырезают поголовье КРС, в первую очередь молочное стадо. Динамичный рост холдингов - это, бесспорно, хорошо. Но при этом нельзя забывать и о развитии частных фермерских хозяйств, которые не только обеспечивают существенную долю производства, но и играют немаловажную роль в обеспечении занятости населения в сельских районах. Пока же существующая система дотаций, субсидий, льгот и применяемая фискальная модель работает в интересах крупных товаропроизводителей и не учитывает интересы небольших домашних хозяйств и средних ферм. А это уже минус в работе профильного министерства. В той же Польше системообразующая роль частного фермерского хозяйства (как правило, площадью возделываемых земель от 30 до 300 га) закреплена в конституции страны, где есть такое понятие, как "рольник". В Украине же, кроме постоянных политических спекуляций на теме рынка земли, еще ни разу не была актуализирована качественная дискуссия о будущей модели аграрного сегмента экономики, отвечающего национальным интересам.

Диспропорции в развитии аграрного рынка отчетливо видны при анализе географической структуры индекса сельскохозяйственной продукции. Максимальный рост индикатора зафиксирован в Николаевской, Одесской, Херсонской областях (130-200%), в то время как в Харьковской, Черниговской, Волынской, Полтавской областях отмечено сокращение производства (падение от 2,5% до 1%). Данное региональное распределение роста еще раз подтверждает общее правило: растут зерновые области, а животноводческие падают.

Важно правильно интерпретировать статистические показатели: необходимо менять действующие стимулы и фискальную модель в пользу производств с более высоким уровнем добавочной стоимости. Часть сырья должна работать на рост сложных и капиталоемких отраслей. Естественно, здесь нельзя прибегать к крайностям, вводить квоты на экспорт зерна и пытаться резко остановить сырьевой локомотив, который в результате экстренной остановки может пустить под откос весь товарный состав в виде национальной экономики. Любые реформы должны имеет поступательный характер и опираться в большей мере на позитивные, а не негативные стимулы со стороны государства. Но уже сейчас можно более активно стимулировать развитие малых и средних фермерских хозяйств, в том числе с помощью налоговой реформы и применения механизма компенсации процентной ставки по банковским кредитам, когда за счет эффекта мультипликации один миллиард средств, выделенных государством на возмещение части начисленных процентов, приводит к росту размера выданных кредитов на 15-20 млрд грн.