США и Германия оказались главными инвесторами России, - Bloomberg
Автор работы, экономист ЮНКТАД Бруно Каселла, использовал сложный математический метод для определения реальных источников прямых инвестиций. Прямыми инвестициями в международной экономике называется покупка не менее 10% акций предприятия.
Обычные подсчеты прямых иностранных вложений в экономику той или иной страны зачастую оказываются некорректными из-за того, что конечные инвесторы действуют не напрямую, а через многочисленные компании-посредники, зарегистрированные, как правило, в офшорных юрисдикциях. Так они стремятся обезопасить себя от несовершенства правовых систем собственной и интересующей их страны, а также оптимизировать налоговые платежи.
Так, по оценкам российского Центробанка, ведущими источниками прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2017 году (последние доступные на данный момент сведения) были Кипр (36,8%), Нидерланды (9,2%) и Бермудские острова (7,2%).
Подсчеты Каселлы привели к совсем другим результатам: на первом месте по объему прямых инвестиций в Россию оказались США (8,9% против официальных 0,7%), на втором - Германия (7,5%). Третье место заняли российские бизнесмены, использующие офшорные структуры для вложений в проекты на родине, - на их долю пришлось 6,5%. В то же время, кипрский и бермудский бизнес, по версии Каселлы, вовсе не вкладывается в Россию, Нидерланды занимают долю, сопоставимую с российской, - 6,5%.
По словам автора, такие результаты объясняют природу некоторых процессов в международной торговле и экономике. К примеру, причину, по которой власти США не стремятся еще больше усиливать антироссийские санкции, - они якобы беспокоятся за собственные компании, инвестирующие в Россию. В случае эскалации конфликта эти активы могут быть экспроприированы Кремлем.
То же касается и китайско-американских отношений, отмечает экономист ЮНКТАД: США также являются крупнейшим иностранным прямым инвестором в Китай с долей в 9,7%. Якобы именно поэтому президент Дональд Трамп не спешит вводить новые повышенные пошлины на китайские товары.
В целом, корректировка общепринятого подхода в пользу более корректного принесет неоценимую пользу правительствам по всему миру, резюмирует Каселла. Они смогут более грамотно выстраивать отношения с теми странами, откуда к ним действительно поступают инвестиции, в том числе в налоговой сфере.