Футбольная франшиза. Как правило "третьей звезды" делает из соккера конкурента английской Премьер-лиге

Официальное объявление о переходе звездного форварда Златана Ибрагимовича в американский клуб "Лос-Анджелес Гэлакси" вновь заставило говорить об амбициях заокеанской футбольной лиги МLS

Европейский футбол он же соккер, как его называют в Северной Америке, никогда не был в приоритете у спортивных болельщиков США и Канады. Исторически так сложилось, что жители этих стран больше увлекались другими забавами — хоккеем, баскетболом, бейсболом и американским футболом, который они, собственно, и называют просто "футбол", несмотря на то что ногами в этом виде спорта, как того требует название, практически не играют. А соккер всегда оставался где-то на обочине общего интереса, неплохой игрой для разнообразия спортивных программ школ и колледжей, но не более того.

Первая неудачная попытка

Первую попытку вывести соккер на передовые роли в США предприняли в 1970-х. Тогда в созданную в 1968-м Североамериканскую лигу соккера (NASL) начали активно приглашать звезд со всего мира. Приезжали Эусебио, Джордж Бест, Франц Беккенбауэр и даже сам король футбола бразилец Пеле, которого уговорил поиграть в Штатах самый яркий футбольный проект тех лет — клуб "Нью-Йорк Космос". Представитель города Большого яблока, как и требовало название, собрал у себя поистине "космический" состав, и на матчи этой команды приходило по 60–70 тыс. зрителей. Но "космический" состав — это еще и "космические" расходы, поэтому руководители ньюйоркцев, как и их коллеги из других клубов, скоро поняли очевидную вещь — соккер не приносит столько же прибыли, как бейсбол или баскетбол. И вскоре, в 1984-м, именно из-за финансовых проблем NASL приказала долго жить. Ведь в США эффективность спортивного проекта определяется вовсе не количеством кубков и медалей, а размером бюджетов и цифрой в графе "прибыль".

Футбольное, а точнее соккерное, безрыбье в профессиональном плане продолжалось в США почти десять лет. И лишь в 1996-м в стране снова появилась серьезная лига — уже с привычным для нас названием MLS (Major League Soccer). Толчком к ее созданию стало успешное проведение Соединенными Штатами чемпионата мира по футболу в 1994-м. Американские инвесторы увидели, что соккер способен собирать полные стадионы, к тому же серьезно изменилась за десять лет и демографическая ситуация в стране — приехали иммигранты из Мексики, стран Южной Америки и Европы, то есть потенциальные болельщики и потребители спортивного продукта, который намеревались производить в МLS.

При этом учредители лиги не собирались повторять ошибок своих предшественников из NASL. Понимая, что без приглашения звезд интереса к МLS не поднять, они в то же время также четко обозначили количество этих самых "примадонн" в каждом клубе, а для остальных игроков в составе определили так называемый потолок зарплат. Распространенную в американском спорте штуку, которая позволяет регулировать финансовое положение в каждой команде и в лиге в целом. Потолок зарплат не позволяет тратить больше, чем клубы могут себе позволить (что часто происходит в европейском футболе в наши дни), а главное — он повышает ценность работы не только тренерского штаба каждого клуба, но и его менеджеров со скаутами. Ведь именно эти люди набирают составы в условиях имеющегося бюджета, а это целое искусство и громадная ответственность.

О зиданах и павонах

Когда-то на стыке веков президент мадридского "Реала" Флорентино Перес декларировал в клубе новую кадровую стратегию, вошедшую в историю как "политика зиданов и павонов". Перес собирался формировать мадридскую команду пропорционально из известных и очень дорогих звезд мирового футбола (зиданы), но при этом не забывать и о воспитанниках собственной клубной академии, которые по задумке должны были составить вторую половину состава (те самые павоны). Спустя много лет можно смело сказать, что политика Переса провалилась — "Реал" так и не сделал серьезную ставку на собственную молодежь, предпочитая погоню за трофеями и многомиллионные растраты на трансферном рынке. А вот в заокеанской лиге МLS "правило зиданов и павонов" было реально взято за основу, и именно примерно так работают в кадровом плане все клубы лиги, в которой к американским участникам в последние годы присоединились еще и несколько команд из соседней Канады.

Как выглядит кадровая политика клубов МLS в тамошних реалиях? Для привлечения интереса приглашаются топ-игроки, большие или очень большие звезды мирового футбола (тут уже все зависит от желания владельцев и размеров их кошельков), но не более двух в одну команду. Этим игрокам клубы могут платить сколько угодно большую зарплату, а вот на остальных футболистов распространяется уже упомянутый потолок зарплат, в который менеджеры должны аккуратно вписаться. Несколько лет назад лига позволила клубам подписывать еще одного, третьего, звездного игрока, но в таком случае каждый желающий усилить свой состав таким образом обязан заплатить в бюджет МLS по $250 тыс., и эти деньги потом будут распределены между участниками, которые этим правом подписания третьей звезды не воспользовались. Справедливо, не так ли? Если у тебя завелись лишние денежки, изволь поделиться ими с теми, у кого их нет.

Получив возможность подписывать звезд мирового футбола, клубы МLS тут же принялись ею пользоваться. В разное время в лиге играли и продолжают играть такие футболисты, как Дэвид Бекхэм (собственно, его приезд и ознаменовал начало большого звездного движения в сторону Северной Америки), Кака, Андреа Пирло, Давид Вилья, Тьерри Анри и многие другие. А на днях "Лос-Анджелес Гэлакси" объявил о переходе шведского звездного нападающего Златана Ибрагимовича из "Манчестер Юнайтед", и это один из топ-трансферов во всем мире, не только в МLS. Причем за переход Златана, как и за большинство других звездных трансферов, командам МLS не приходится платить их предыдущим клубам — они приходят как свободные агенты и растраты на них касаются лишь цифр в их личных контрактах. Еще один важный нюанс, характеризующий владельцев заокеанских клубов как расчетливых бизнесменов.

Но вернемся к американским "зиданам и павонам". Звезды звездами, но и про своих молодых ребят в МLS не забывают. Перед каждым сезоном в лиге проводят драфты — традиционные для североамериканского спорта мероприятия, на которых профессиональные клубы набирают себе в составы лучших игроков из студенческих команд и аматорских клубов. Игрок, выставляющий свою кандидатуру на драфт, по сути, вверяет лиге свою судьбу, ведь он зачастую не знает, какой именно клуб возьмет его на драфте и предложит ему так называемый "контракт новичка", который подписывается на два года. Впрочем, это основной шанс незаигранного в МLS игрока пробиться в лигу, и отказаться от перехода в клуб, выбравший его, он не может. И лишь по истечении упомянутых двух лет футболист уже сам может решать, что ему делать дальше — оставаться в клубе, выбравшем его на драфте, или искать счастье в другом месте. Так построена спортивная система в США и Канаде, поэтому в МLS решили не отказываться от общепринятых норм и активно развивают местную молодежь наравне с покупкой звездных игроков со всего мира.

Драфт и франшиза

Драфт, как и потолок зарплат с "правилом третьей звезды", тоже весьма справедливая штука. Ведь право первого выбора на драфте имеет самая слабая команда по итогам предыдущего сезона, второй выбирает вторая с конца итоговой таблицы команда и так далее. Свою очередь выбора на драфте можно продавать или обменивать, но главный принцип сохраняется — лига позволяет слабым сократить отставание от сильных с помощью преимущества в усилении состава, а там уж все зависит от вашего менеджмента и скаутов, ребята. Если они отработают на отлично, вы усилите состав и избежите пропасти в классе между фаворитами и аутсайдерами, если у вас в менеджменте сидят профаны, вы обречены на позор и ненависть болельщиков за бездарную работу и выбор не тех игроков.

К слову, о болельщиках. Посещаемость матчей МLS сейчас находится на весьма высоком уровне, и интерес к соккеру в США и Канаде за последние годы существенно подрос. Если в 1996 г. средняя посещаемость стадионов лиги составляла 17 тыс. зрителей, а к началу нулевых отмечался спад до 13 тыс., то сейчас эта цифра зафиксировалась на уровне 22,5 тыс. человек. И в последние четыре года замечается четкая позитивная динамика.

В этом плане нужно отметить еще и то, как удачно в МLS работают над экспансией, то бишь расширением состава участников лиги. В последние три года лига расширилась на четыре новые франшизы, и надо отметить, что все они стали очень активными членами МLS в плане поднятия домашней посещаемости стадионов. На "Миннесоту" ходят в среднем более 20 тыс. зрителей, на "Орландо" — свыше 25 тыс., "Нью-Йорк Сити" собирает более 22 тыс., ну а "Атланта Юнайтед" вообще сейчас самый посещаемый клуб лиги — более 48 тыс. зрителей в среднем на матче. Вот что значит удачно выбрать город для создания франшизы.

Именно франшизой в США и Канаде называют то, что мы обычно называем футбольным клубом. Во-первых, так действительно правильно говорить с точки зрения структуры МLS, ведь лига в этом случае является не только регулятором проведения соревнований, но и компанией, делегирующей свои коммерческие права участникам турнира, подписывая их под общие правила футбольной корпорации. Во-вторых, это еще раз подчеркивает отношение североамериканцев к спорту как к бизнесу. Клуб ведь может быть и по разгадыванию кроссвордов, а франшиза — это уже про прибыль и заработок денег.

К слову, в ближайшие годы МLS планирует новое расширение — с 23 клубов-франшиз (как сейчас) до 26 (после 2020 г.), и одним из новых участников должен стать клуб из Майами, одним из владельцев которого является экс-звезда сборной Англии и самой МLS Дэвид Бекхэм. Англичанин уже представил проект нового ФК "Майами", посчитал, что прибыль клуба в теплом городе из Флориды обязательно будет покрывать растраты, и в лиге согласились принять детище Бекхэма в "семью" ориентировочно в 2020 г. Но до того — жесткий контроль за выполнением всех обязательств, как финансовых, так и инфраструктурных. Чувствуете разницу между подходом к здоровью футбольных клубов там и у нас? Это не разница, это целая пропасть...

Норма прибыли

Но не будем о грустном. Лучше поговорим о том, до чего украинскому клубному футболу еще как до Луны — о прибыльности. А она в МLS уже сейчас имеет место быть, в отличие от уже упомянутой ее предшественницы NASL, ушедшей в мир иной именно из-за финансовых проблем. Новая лига сполна изучила ошибки предыдущей, не стала набивать собственные шишки и благодаря разумному управлению показывает профит.

Подписывая контракты с многочисленными спонсорами, регулируя трансферную деятельность и занимаясь маркетингом своих участников, в МLS вот уже который год заканчивают сезон с прибылью, львиная доля которой распределяется потом между клубами. Это работает именно та часть кадровой политики клубов МLS, которая "о зиданах". Привлекая в МLS Бекхэма, Ибрагимовича, Пирло и других звезд, лига привлекает и спонсоров, и интерес телевидения. Например, жирный контракт на показ матчей МLS со спортивным телеканалом ESPN приносит лиге каждый год по $90 млн, и в ближайшие годы эта сумма может лишь увеличиться.

Также важным источником дохода для лиги (а соответственно, и для ее участников) является экспансия МLS. Каждому новому клубу, желающему стать участником лиги, нужно не только показать свой стадион, инфраструктуру и финансовую состоятельность на долгие годы вперед, но и прямо сейчас выложить в бюджет МLS определенную сумму. Так вот, уже упомянутому ранее ФК "Майами" пришлось выложить за принятие франшизы в лигу около $150 млн. Хотя еще десять лет назад канадский ФК "Торонто", вступая в МLS, заплатил около $9 млн. Вот так выросла престижность лиги, ее общая цена и цена участия в ней.

Растет не только бюджет самой лиги, но и бюджеты клубов, а соответственно, общая стоимость франшиз. Так, в 2008-м средняя стоимость франшизы МLS составляла $37 млн, в 2013-м — уже $103 млн, а сейчас средняя франшиза МLS обойдется желающему ее приобрести в $223 млн. Думается, теперь нет особых вопросов относительно того, почему сюда едут доигрывать звезды мирового футбола вроде Пирло и Ибрагимовича?

Хотя не стоит считать МLS "лигой пенсионеров". Приглашенные звезды в возрасте нужны этой лиге для раскрутки и повышения интереса, однако в составах команд-участниц полно футболистов во вполне боевом возрасте. Например, за "Торонто" играет итальянец Себастьян Джовинко. Ему 31 год, но в МLS он уже с 2015-го, то бишь перебирался в расцвете сил, став одной из главных звезд МLS. Из последних трансферов отметим переход 27-летнего мексиканца Джонатана Дос Сантоса из испанского "Вильярреала" в "Лос-Анджелес Гэлакси", 28-летнего мексиканца Карлоса Велы из "Реала Сосьедад" в ФК "Лос-Анджелес", а также молодого 18-летнего таланта из аргентинского "Индепендьенте" Эзекьеля Барко, перебравшегося в "Атланту". Все эти игроки вполне могли отправиться в сильные европейские клубы, но выбрали МLS.

Правильная стратегия

Конечно, прямо сейчас команды МLS не могут тягаться с признанными монстрами европейского футбола вроде мадридского "Реала", английских "Манчестер Сити" и "Манчестер Юнайтед", французского ПСЖ, если речь идет о конкуренции за молодую топ-звезду мирового футбола вроде Неймара или Килиана Мбаппе. Но американской лиге и не нужно участие в подобной "гонке вооружений". Клубы МLS не играют в европейской Лиге чемпионов, чтобы соревноваться составами с европейскими грандами, это закрытая лига, которая живет по своим законам и по своим же законам зарабатывает серьезные деньги, не накапливая долгов, как это, к слову, делают в Европе.

А вот помощью европейских коллег в плане популяризации и все того же заработка денег в МLS активно пользуются. Во время летней паузы в чемпионатах Старого Света американские и канадские клубы активно приглашают к себе в гости грандов мирового футбола, те устраивают себе целые заокеанские турне и вместе с клубами МLS зарабатывают огромные деньжищи на проведении товарищеских матчей и турниров наподобие недавно организованного международного Кубка чемпионов. Шутка ли, но два самых высоких показателя посещаемости для матчей по соккеру на территории США были зафиксированы именно на таких вот ничего не значащих в турнирном плане матчах. В 2014 г. на "товарняк" между мадридским "Реалом" и "Манчестер Юнайтед" на "Мичиган Стэдиум" собралось 109 318 человек! А двумя годами позже "Челси" и "Реал" на том же стадионе собрали 105 826 человек.

Тем самым за океаном в очередной раз показывают свое отношение к спорту как к индустрии. Не важно, сколько трофеев и титулов ты выигрываешь, не важна история и преданность (франшизы во многих видах спорта часто перевозили из одного города в другой в поисках большей финансовой выгоды), важно лишь то, насколько успешен твой спортивный проект в финансовом плане и в плане привлечения новой аудитории. А остальное рано или поздно придет. Возможно, такой подход бездушен и чужд для наших широт, но он работает и приносит результат. МLS стала одной из самых успешных лиг мира, она узнаваема и желанна для большинства игроков в плане варианта продолжения карьеры.

И кто знает, возможно, спустя несколько лет МLS будет приковывать к себе внимание еще большего количества зрителей из Европы, где долгие годы считали заокеанский проект "сборищем звездных пенсионеров и местных бездарностей", но сейчас уже далеко не один европейский спортивный канал позаботился о покупке прав на показ нового сезона МLS. Да, в первую очередь из-за Ибрагимовича, Пирло, Вильи и иже с ними. Но, наблюдая за возрастными знаменитостями, многие разглядят для себя и другие плюсы этого турнира. Именно так и пополняются армии поклонников.