• USD 41.8
  • EUR 43.9
  • GBP 53.1
Спецпроекты

Сняли сливки. Что, кроме России, пугает инвесторов на рынке слияний и поглощений

В 2021 г. бизнес уже приспособился к пандемии и увеличил объем сделок M&A. Однако этот рынок все равно небольшой, а иностранных инвесторов мало

Объем сделок слияний и поглощений в Украине, включая приватизацию, корпоративные и венчурные сделки, за прошедший год по сравнению с предыдущим вырос в 2,3 раза
Объем сделок слияний и поглощений в Украине, включая приватизацию, корпоративные и венчурные сделки, за прошедший год по сравнению с предыдущим вырос в 2,3 раза / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

IT-сектор — самый привлекательный

Объем сделок слияний и поглощений в Украине, включая приватизацию, корпоративные и венчурные сделки, за прошедший год по сравнению с предыдущим вырос в 2,3 раза — до $2,72 млрд, подсчитала компания InVenture, которая предоставляет услуги инвестиционного советника по сопровождению M&A.

Так, количество сделок в 2021 г. по сравнению с прошлым годом увеличилось на 40% — до 112. Однако InVenture допускает, что объем рынка в уходящем году может быть даже больше — $3,2 млрд — из-за непубличности и непрозрачности некоторых сделок.

Наибольшее оживление было в IT-секторе, в котором заключили 32 сделки на $789 млн, далее идет аграрный бизнес, где преимущественно приобретались агрокомпании которые занимаются растениеводством — 19 сделок на $234 млн. В сфере пищевой промышленности было заключено 14 сделок на $58 млн, а основным драйвером в этой отрасли была приватизация спиртзаводов.

В финансовой деятельности и добывающей промышленности зафиксировано по 8 сделок на приблизительно равные суммы — $109 млн и $108 млн соответственно. А в сфере транспорта и складского хозяйства, где преимущественно приобретались элеваторы, также заключено 8 сделок, но только на $34 млн.

Самые дорогие

ТОП-5 самых дорогих сделок M&A в уходящем году выглядят так:

Реклама на dsnews.ua
  • Покупка международной группой NEQSOL Holding компании "Ивано-Франковскцемент". В конце 2021 г. сделка была одобрена АМКУ. Однако на момент публикации NEQSOL Holding и акционеры ЧАО "Ивано-Франковскцемент" находятся на финальной стадии переговоров и подписания, по завершении сделки будут объявлены детали. По оценкам некоторых экспертов стоимость сделки составит около $400 млн.
  • Продажа Днепровского металлургического комбината (ДМК) в рамках банкротства этого предприятия, которое ранее входило в корпорацию ИСД Сергея Таруты. За 9,17 млрд грн ДМК приобрел Днепровский коксохимический завод, входящий в группу "Метинвест" Рината Ахметова.
  • Привлечение онлайн-сервисом Grammarly $200 млн в ходе размещения акций. Размер пакета не раскрывается, но оценивается в 1,3%. Сервис Grammarly, который использует искусственный интеллект для помощи в написании текстов на английском языке, основали в 2009 г. украинцы Максим Литвин, Алексей Шевченко и Дмитрий Лидер. Сейчас аудитория сервиса составляет около 30 млн ежедневно, а стоимость компании оценивается в $13 млрд.
  • Продажа столичного торгово-развлекательного центра Sky Mall, которая оценена в $150 млн. ТРЦ приобрела компания "Славиан", конечным бенефициарным владельцем которой является Сергей Брюховецкий.
  • Приобретение группой "Метинвест" 75% акций крупнейшего в Украине производителя коксующегося угля — компании "Покровская угольная группа". Стоимость покупки составила $142 млн.

Осторожные ожидания

Что же до прогнозов роста количества и объема M&A на 2022 г., то аналитики InVenture выражают осторожный оптимизм. В компании отмечают, что если в 2020 г. активность инвесторов в приобретении новых активов сдерживала пандемия COVID-19, то в этом году на первое место среди возможных препятствий для активизации рынка вышла угроза вторжения России в Украину. Однако при условии деэскалации можно ожидать постепенного возвращения иностранных стратегических инвесторов на украинский рынок. Ведь многие западные инвесторы все еще видят в нашей стране большой экономический потенциал. Поскольку в Украине продолжается развитие венчурной индустрии и диджитализации, особенно оптимистичны перспективы наших технологических компаний. Еще один позитив связан с открытием рынка земли сельхозназначения в 2021 г.: инвесторы ожидают дальнейшей либерализации в части доступа иностранного капитала для проведения сделок купли-продажи. Дальнейшего оживления рынка слияний и поглощений стоит ожидать и в связи с продолжающимся трендом на перераспределение и консолидацию активов локальными финансово-промышленными группами в традиционных секторах экономики. 

Что же касается угроз для рынка M&A , то поведение Россия — далеко не единственный фактор. Чтобы инвесторы активизировались в приобретении бизнеса, необходимо провести реформу в сфере государственного и корпоративного управления, а также должна быть обеспечена прозрачность правосудия и предсказуемость бизнес-среды.

В качестве иллюстрации кейсов, которые отпугивают инвесторов, можно привести конфликт Украины с китайским инвестором Beijing Skyrizon, который почти приобрел предприятие "Мотор Сич", а государство его национализировало (китайские инвесторы подали иск в Постоянный арбитражный суд в Гааге, чтобы взыскать с Украины $4,5 млрд за сорванную сделку). Также стоит вспомнить конфликт, который возник в результате дискриминации при погашении долгов перед производителями "зеленой" электроэнергии.

Сюда же можно добавить еще несколько проколов, которые допустила власть и которые отпугивают инвесторов от Украины. Например, налоговая оштрафовала на 1,1 млрд грн компанию "Синэво", хотя и отменила санкцию после возникшего скандала. Еще одни пример — власть неоднократно заявляла о твердых намерениях приватизировать Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК), но перед третьим по счету конкурсом по приватизации этого актива так и не выдала гарантий инвесторам, из-за чего конкурс не состоялся.

Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса отмечает, что активизация внешних и внутренних инвесторов возможна, только если государство сможет гарантировать инвестициям безопасность, установит бизнесу четкие правила игры и обеспечит верховенство права. А пока этого нет, то инвестиции не то что не приходят в Украину, а бегут из нее. По словам Игоря Мазепы, главы инвесткомпании Concorde Capital, правительство декларирует, что за первое полугодие чистый приток иностранных инвестиций в страну составил чуть меньше $3 млрд, но эта цифра появилась в результате того, что Национальный банк Украины изменил методику их подсчета. Тогда как по подсчетам Concorde Capital из страны уходит больше инвесторов, чем в нее приходит.

Кроме того, аналитики InVenture указывают на то, что инвесторы по-прежнему считают Украину наиболее коррумпированной страной среди стран Европы, что сдерживает вложения в украинские активы.

Все эти факторы привели к тому, что желание покупать бизнес в Украине у инвесторов пропадает. По данным юридической фирмы Avellum, которая опросила более 90 собственников, топ-менеджеров и руководителей юротделов отечественных и международных компаний, доля компаний, которые планируют в течение ближайших 6-12 месяцев купить бизнес, снизилась за год с 50 до 37%, а доля компаний, которые не планируют укрупняться, возросла с 26 до 44%.

    Реклама на dsnews.ua