Сюрприз от Гетманцева. Действительно ли власть будет снижать налог на зарплату

Не исключено, что предложение понизить налоговую ставку на зарплату появится в ряду предвыборных инициатив под общим лозунгом о том, что Зеленский, дескать, выполняет обещанное

УНИАН

Глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в интервью YouTube-каналу "Юридическая консультация — YANKIV — налоги и суды" рассказал об инициативах по налогообложению доходов физических и юридических лиц, которые власть планирует в 2022 г. Одной из них может стать уменьшение налоговой нагрузки на заработную плату.

На сегодняшний день налогообложение на зарплату состоит из трех частей:

  • 22% единого социального взноса,
  • 18% налога на доходы физических лиц,
  • 1,5% военного сбора.

В сумме номинальная нагрузка составляет 41,5%. Поскольку ЕСВ насчитывается на весь размер зарплаты, а НДФЛ и военный сбор— уже после снятия ЕСВ, то эффективная ставка составляет 34%.

Гетманцев же называет эффективной ставку в 37% и предлагает уменьшить ее до 30%, а потом ежегодно снижать еще на 1% — до 25%. Глава комитета отметил, что эта идея еще дискутируется с экспертами и, по его прогнозам, рискует быть раскритикованной. И поводы для этого есть.

Ищем логику

В инициативе Гетманцева есть несколько нелогичных моментов, на которые обращают внимание эксперты. Во-первых, такими инициативами должен заниматься не народный депутат (пусть и глава профильного комитета), а правительство, которое формирует экономическую политику. Именно оно должно обеспечить основательный подход к проблеме и правильность всех расчетов. Во-вторых, присутствует некорректная игра процентами: очень сложно понять, как Гетманцев подсчитал ставку в 37%.

"Чтобы работник получил на руки 10 тыс. грн, работодатель должен иметь на своем счету 15 155 грн. Тут получается коэффициент нагрузки немного больше — 51,6%. У нас очень высокая нагрузка. Эффективная ставка 37% у меня никак не получилась", — говорит экономический эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский.

Как рассчитывается сумма 15 155 грн? Работник должен получить на руки 10 тыс. грн после уплаты НДФЛ и военного сбора (19,5%). То есть до их уплаты ему должно быть начислено 12 422 грн. К этой сумме прибавляем 22% ЕСВ, которые должен заплатить работодатель — 2733 грн. То есть общая сумма налоговых отчислений составит 5 155 грн, а вместе с 10 тыс. чистой зарплаты — 15 155 грн.

Получается, отношение суммы налогов к выплаченной зарплате — это 51,6%, а отношение этой же суммы к чистой зарплате с налогами — 34%. Итак, непонятно, на сколько же на первом этапе реформы Гетманцев хочет сократить ставку — на 7% или на 4%.

Наконец, эта инициатива нелогична, поскольку вводится сразу после того, как власти подняли налоги через принятие законопроекта №5600, фискализировали малый бизнес и так далее. Получается движение в противоположных направлениях.

Потери и компенсаторы

Идея снизить налоги на зарплату не нова. Два года назад Гетманцев уже предлагал объединить НДФЛ, ЕСВ и военный сбор в один налог и ввести прогрессивную шкалу налогообложения, где минимальной ставкой будет 15%.

В августе 2020 г. идею уменьшить налоги на зарплату до 30% поддержал на тот момент глава Государственной налоговой службы Алексей Любченко: "Можно до 30% снизить и подобрать 2-3% налогом с продаж и не морочить себе голову. Разгрузить бизнес и забрать налоги на конечном пункте", — рассказывал чиновник в интервью "Левому берегу".

Любченко подсчитал, что компенсировать потери бюджета от снижения налогов на зарплату может не только налог с продаж, но и усиление контроля за уплатой других налогов, в частности, с пассивных доходов граждан. Действительно, если уменьшать налоговую нагрузку на зарплату, то от этого будут терять бюджеты разных уровней и Пенсионный фонд. По данным Минфина, за 2021 г. в госбюджет было собрано 137,6 млрд грн НДФЛ и военного сбора, а в Пенсионный фонд и фонды соцстраха поступило 349 млрд грн от ЕСВ. Если снизить ставку на 7%, то это приведет к потерям по первой статье 26 млрд грн, а по второй — 66 млрд грн, в сумме 92 млрд грн. Если брать снижение на 4%, то тут все будет скромнее: 16 и 41 млрд грн, в сумме 57 млрд грн. Но все равно масштаб потенциальных потерь составляет десятки миллиардов гривень.

Конечно, этот подсчет весьма грубый, поскольку НДФЛ платится не только с зарплаты и направляется не только в государственный, но и в местные бюджеты. Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский рассказывает о подсчетах, которые проводились, когда обсуждалась идея ввести налоговую льготу, а именно не облагать часть зарплаты определенных категорий людей. "В свое время мы считали по 2019 г. предложение об уменьшении уровня налогообложения заработной платы. Мы предлагали ввести как раз налоговую социальную льготу в размере минимальной зарплаты. Тогда это стоило 68 млрд грн. Но сейчас могут быть другие показатели", — говорит эксперт.

А при поиске компенсаторов нужно учитывать не только потери от уменьшения ставки, но и другие факторы. "Поступлений по НДФЛ, доходов в Пенсионный фонд будет меньше, — говорит Виктор Скаршевский. — Но так как увеличиваются доходы, люди больше получают, то меньше надо социальных выплат, меньше субсидий. У людей на руках будет больше денег, они их будут тратить, а это значит, что будет платиться НДС, непрямые налоги. Эти все моменты должны быть просчитаны, все надо делать поэтапно".

Принудительный выход из тени

У нас есть опыт снижения налоговой нагрузки на зарплату. В 2016 г. ставку ЕСВ уменьшили в 1,5 раза — до 22%. Эффект почувствовался сразу. По данным НБУ, в первые полгода поступления от единого социального взноса снизились на 28%. Сокращение поступлений стало меньшим, чем снижение ставки, благодаря росту фонда оплаты труда на 21%. Но все равно пришлось увеличить поддержку Пенсионного фонда из госбюджета с 94,8 млрд грн в 2015 г. до 145 млрд грн в 2016 г.

"Уменьшение социального взноса в 2016 г. дало эффект в том, что начала расти реальная зарплата, — комментирует Илья Несходовский. — Сейчас у нас рекордные размеры средних зарплат. Это существенный фактор. Если вы уменьшаете уровень налогообложения, у людей остается больше денег, и таким образом они идут на закупку большего объема продукции, поэтому и торговля у нас дает постоянный рост".

Еще одним компенсатором потерь от нынешней идеи снизить налоговые ставки можно рассматривать вывод доходов граждан из тени. Хотя даже 25% общей ставки все равно проигрывают зарплатам "в конвертах".

"Можно мотивировать тем, что выйдет на свет теневая экономика, но это сомнительно. Я в это не верю. Теневая экономика образовывается не только за счет нагрузки на зарплаты. Это и проблема доверия, поведения силовых органов и так далее. Одним рычагом этого не исправишь", — говорит доктор экономических наук Алексей Плотников.

Следовательно, уменьшение налоговой нагрузки и выход доходов граждан из тени можно рассматривать как параллельные процессы. Возможно, в этой сфере у государства уже закончились добровольные стимулы, а остались только принудительные.

"В интервью Гетманцева был тезис о том, что 10 млн человек налоговая не видит и дохода не получает, — рассказывает экономический эксперт Андрей Вигиринский. — Они существуют, у них есть индивидуальные налоговые номера, но эти люди налоги не платят. Если 10 млн человек в силу налоговой амнистии, непрямых методов контроля доходов граждан, которые нам еще предстоит внедрить, в силу всех разных ограничений, которые существуют, начнут платить налоги даже по заниженной ставке в 25%, которую предлагает Гетманцев, мы можем допустить, что налоговые поступления от таких инициатив в совокупности не уменьшатся, а даже увеличатся".

Однако в целом эксперты слабо верят в то, что идея Гетманцева по налоговой нагрузке будет реализована. "Если будет дыра по доходам, это не разрешит делать Международный валютный фонд, эту дыру не согласуют при принятии бюджета", — говорит Алексей Плотников.

В свою очередь Виктор Скаршевский отмечает, что снижение налоговой нагрузки должно быть элементом комплексной программы, которая будет сочетать в себе изменения в социальной политике, развитие экономики, создание рабочих мест. "Это опять очередная вырванная из контекста инициатива, чтобы создать позитивный фон, — отмечает эксперт. — Скорее всего, она не будет реализована".

Впрочем, надо отметить, что в предвыборной программе партии "Слуга народа" значился пункт о "стратегии постепенного уменьшения единого социального взноса", поэтому озвученная инициатива все же заслуживает анализа и дальнейшего внимания. Не исключено, что она появится в ряду предвыборных инициатив под общим лозунгом о том, что Зеленский, дескать, выполняет обещанное.