Сможет ли Николай Лагун снова возглавить банк
Национальный банк пересмотрит свое отношение к банкирам с подмоченной репутацией. Некоторым из них даже позволят снова возглавить финучреждения. Об этом говорится в постановлении НБУ №261, которое вносит изменения в Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытии обособленных подразделений. Документ прописывает ряд послаблений, которых так давно добивались финансисты.
Согласно постановлению НБУ №357 путь на руководящие должности в финучреждениях им был заказан на 3-10 лет.
Теперь ситуация частично изменится. "Постановлением №261 предусмотрено право НБУ в определенных случаях не применять к экс-менеджерам банков, признанных неплатежеспособными, признаки отсутствия безупречной деловой репутации. Соответственно, он сможет согласовывать их назначение на руководящие должности в финучреждениях", — пояснила "ДС" ассоциированный партнер АО "Скляренко, Сидоренко и Партнеры" Юлия Стусенко. На владельцев существенного участия послабление распространяться не будет — они по-прежнему не смогут регистрировать и приобретать банки.
Собственно, НБУ утвердил новую процедуру, согласно которой он сможет рассматривать вопрос о деловой репутации назначенцев в каждом конкретном случае. Чтобы регулятор вынес вердикт, работодателю придется расстараться. Банк должен будет подать ходатайство, описав в нем обстоятельства признания неплатежеспособным финучреждения, где ранее работал кандидат в топ-менеджеры или при котором у него была отозвана лицензия. "К нему надо будет приложить разъяснения самого потенциального руководителя и конкретные документы, которые подтверждают аргументы, изложенные в ходатайстве. Для рассмотрения подобных вопросов привлекут подразделения службы банковского надзора и Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Но окончательное решение будет принимать Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков НБУ", — рассказывает партнёр АО "СК ГРУП" Юлия Курило.
По сути, решения о назначениях будут выноситься в ручном режиме. Во многом они будет зависеть от субъективного мнения чиновников Нацбанка. "Новая процедура носит весьма формальный характер, требования к обоснованию весьма размыты, а оценивать убедительность аргументов банка в конечном итоге будет сам НБУ. Как будут решаться вопросы назначения или отказа, — вопрос риторический", — говорит юрист АО "Спенсер и Кауфманн" Дмитрий Шагирманов.
Эксперты отмечают, что даже с учетом послаблений с клеймом неблагонадежных могут остаться сотни банкиров. "НБУ говорит, что такой механизм будет применяться в исключительных случаях. Но как это возможно в ситуации, когда на 10% реально причастных к банкротству (да и то по таковым пока нет ни одного приговора) приходится 90% "стрелочников", которых просто сделали виноватыми", — недоумевает советник председателя правления ПАО "АКБ "Новый" Александр Ярецкий. К примеру, за последнее время немало банков было выведено с рынка за нарушение законодательства о финмонитеринге (Грин Банк, "Премиум", Прайм-Банк и др.). Обычно это направление в банке курируют два человека — председатель правления и один из его членов. "Почему тогда должны быть наказаны все остальные — тот же Набсовет, например, который по закону не имеет права вмешиваться в текущую деятельность банка, главбух с замами, другие члены правления? А в чем был виноват менеджмент "Форума", с которым расправились по политическим мотивам, или менеджмент банка "Надра", которому банк уже достался в плачевном состоянии?", — возмущается Александр Ярецкий.
Непонятно также, почему право на защиту чести и деловой репутации ставится в зависимость от трудоустройства руководителем банка. Получается, чтобы НБУ признал наличие безупречной деловой репутации, собственник финучреждения должен быть крайне заинтересован в кандидате и назначить его, несмотря на риск, что регулятор не согласует кандидатуру. Горе-банкиры, которые не найдут таких рьяных работодателей, останутся с подмоченной репутацией на долгие годы.