Смешные квоты. Как ЕС создает "зону несвободной торговли" с Украиной (ИНФОГРАФИКА)
На днях Еврокомиссия обнародовала обнадеживающую для Украины статистику внешнеторгового оборота с ЕС. С сентября 2015-го по август 2016-го еврочиновники зафиксировали рост поставок наших товаров в Евросоюз на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014–2015 гг. В данных отечественной статистики в глаза сразу же бросается иная информация.
Импорт, который прирос на 445%
По данным Госстата, за девять месяцев текущего года импорт из неустановленных стран ЕС вырос к январю–сентябрю прошлого года более чем на 445%. И хотя стоимостный показатель пока невелик (всего $156,5 тыс.), странными кажутся два обстоятельства: во-первых, собственно бешеный прирост, во-вторых, то, что его обеспечила всего одна группа товаров — изделия из черных металлов.
"Скорее всего, речь идет о европейских офшорах, вероятнее всего, с британской юрисдикцией. Через них финансово-промышленные группы Ахметова, Таруты, а большей частью Нусенкиса проводят оборот предприятий, находящихся на неподконтрольных Украине территориях. То есть напрямую в официальной отчетности это указать невозможно, в то время как обороты есть и их нужно учитывать", — считает аналитик "Альпари" Антон Козюра. В любом случае такая динамика говорит о том, что схема уже выстроена и оказалась рабочей. И уж точно не имеет отношения к состоянию торговых отношений с Европой.
Выехали на масле
Статистика ЕС об увеличении поставок украинской продукции на местные рынки в первую очередь призвана укрепить, что называется, наш боевой дух. Действительно, при общем падении украинского экспорта в нынешнем году (на $2,5 млрд) Европейский Союз (это подтверждают и данные Госстата) остается одним из немногочисленных регионов, в которые отечественным компаниям поставки удалось нарастить (на $0,4 млрд). Вопрос в том, насколько стойкой окажется эта тенденция.
Успехами на европейском рынке Украина может похвастаться благодаря одному продукту — подсолнечному маслу. Его поставки в ЕС в этом году удалось увеличить почти в 2,5 раза (до 1,1 млн т). "Это стало возможным благодаря высокому урожаю семян подсолнечника в 2015 году, а также обнулению ввозной пошлины в Евросоюз в связи с началом функционирования зоны свободной торговли Украина–ЕС. Цена на экспортируемое подсолнечное масло в этом году была более-менее стабильной по сравнению с 2015 г. (в среднем падение составило всего 2%). То есть рост экспорта произошел исключительно за счет увеличения физических объемов поставок. В нынешнем году объем собранного подсолнечника оказался еще больше прошлогоднего, что открывает возможность для наращивания его экспорта", — рассказал главный экономист Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.
К слову, именно это обстоятельство поясняет, почему еврочиновники обнародовали данные не за отдельный год, а за уже закрытый маркетинговый год — период поставки агропродукции предыдущего урожая. Небольшой дополнительный вклад в рост экспорта в ЕС (около $150 млн) внес машиностроительный сектор. Это произошло в основном за счет комплектующих электротехнического и телекоммуникационного оборудования. "В целом за 2016 г. рост украинского экспорта в ЕС может оказаться большим, чем за девять месяцев. Дополнительный резерв кроется в повышении цен в четвертом квартале на продукцию горнодобывающей и металлургической промышленности. До сих пор эти сектора демонстрировали снижение объемов выручки от экспорта в ЕС — за девять месяцев на 10 и 3% соответственно", — отмечает руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций небанковского сектора группы ICU Александр Мартыненко. Однако это обстоятельство сможет прибавить в экспортной статистике лишь пару-тройку процентов. А любое колебание цен на сырьевых рынках способно моментально нивелировать эти достижения в будущем.
О чем нам нужно говорить с Европой
Может ли Украина обеспечить стабильное и ощутимое расширение присутствия своей продукции на европейских рынках? Безусловно. Но для этого необходимо пересматривать условия торговой части Соглашения об ассоциации с ЕС. "Торговое соглашение загнало украинский экспорт в конъюнктурные рамки — рост поставок фиксируется только по тем товарным позициям, на которые либо нет квот, либо они достаточно большие. Например, Европа испытывает традиционный дефицит в подсолнечном масле и масличных культурах. Но если, скажем, цены на эти товары на мировых рынках упадут из-за хорошего урожая в Аргентине или по иным объективным причинам, наш экспорт может снова сократиться", — рассказывает главный финансовый аналитик РА "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран.
В идеале нам нужно говорить с европейцами о полном снятии квотирования украинских товаров, то есть о введении полноценной беспошлинной торговли. На сегодняшний день для поставок наших товаров в ЕС действуют 36 квот, в рамках которых устанавливается нулевая пошлина. Украина установила для ЕС всего три. Понятно, что добиться такого решения от европейцев, усиленно защищающих собственных производителей, практически невозможно. Более реально выторговать существенное увеличение размера квот для украинских товаров. Ведь сейчас по большинству товарных позиций мы выбираем квоты в первые два-три месяца года.
Например, квоты на кукурузу и курятину были полностью исчерпаны уже в январе. А к началу лета наши экспортеры выбрали 85% всех квот на поставки сельскохозяйственных товаров в Европу. Обещанное Брюсселем расширение квот на поставку некоторых видов украинской продукции ситуации не спасет. Предложение в Европарламент и Совет ЕС о предоставлении нашей стране дополнительных торговых преференций Еврокомиссия обнародовала 29 сентября. Скажем, квота на поставки меда может быть увеличена до 8 тыс. т при возможности экспортировать 40 тыс. т, квоту на крупяные изделия предложено расширить до 14 тыс. т, что составляет всего 5,6% от общего объема их производства в Украине. А мизерные квоты на молочную и мясную продукцию вовсе остались вне зоны внимания еврочиновников. Довольно высокие пошлины на эти товары делают отечественную продукцию неконкурентной на рынках ЕС.
Понятно, что процесс переговоров не обещает быть легким. Против нас играет мощная протекционистская политика Евросоюза. На руку Украине значительный торговый профицит у ЕС. Но само инициирование пересмотра положений торговой части Соглашения об ассоциации будет вполне логичным. Ведь объемы квот определялись почти 10 лет назад при совершенно иных политических и экономических обстоятельствах.