Смартфон c колесами. Почему лидерство в автопроме захватят IT-компании
Великий передел рынка
Человечество переходит с бензиновых авто на электромобили намного быстрее, чем столетие назад пересаживалось с лошади на "четырехколесного друга". Киевляне тоже наверняка обращали внимание на растущее количество электромобилей на улицах, которые замещают машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). По прогнозам крупных инвестбанков, удельный вес электромобилей в мире вырастет до 32% уже к 2030 г.
Такие темпы роста позволяют выбиться в лидеры автоиндустрии производителям электромобилей, даже если их экономические показатели в целом не блещут. Вот самый яркий пример: рыночная капитализация Tesla по итогам торгов 8 января выросла на 5% и составила $89 млрд. Так компания Илона Маска впервые стала стоить дороже Ford и General Motors вместе взятых. Капитализация GM сейчас составляет $50 млрд, Ford — $37 млрд (в сумме $87 млрд).
Акции Tesla росли последние три месяца. Этому способствовали прибыльный третий квартал, старт продаж машин, выпущенных на фабрике в Китае, и рекордный рост поставок по итогам года.
В третьем квартале Tesla стала прибыльной впервые с начала 2019-го. Компания показала прибыль в размере $143 млн, или $0,8 на акцию, тогда как аналитики ожидали убытка в размере $0,46 на акцию. Данных о прибыли Tesla за четвертый квартал и весь год пока нет. Но уже известно, что всего за год компания поставила 367 500 электромобилей — на 50% больше, чем в 2018-м. Аналитики ожидают, что в 2020-м поставки вырастут до 0,5 млн машин в год.
Кроме того, 2019-й стал годом, когда Teslа начала открывать фабрики за пределами США. Компания запустила завод в Шанхае и планирует открыть гигафабрику в Германии.
При всем этом Tesla пока сильно уступает по объемам продаж производителям автомобилей с ДВС. В 2019 г. только в США упомянутые выше Ford и GM поставили более 2 млн машин. По оценкам аналитиков, продажи Ford по итогам года составят $144 млрд, GM — $138 млрд, Tesla — $24 млрд.
Однако темпы роста показывают, кому грозит лидерство через лет пять. Проданные Tesla в 2019-м 367,5 тыс. электромобилей — это в два раза больше, чем компания выпустила за два предыдущих года вместе взятых. Более того, поставки всех моделей за последний квартал достигли 112 тыс. штук — рост превысил ожидания аналитиков. Причем недавно запущенный завод в Шанхае до начала 2020-го успел собрать всего тысячу электромобилей, а он будет выпускать по 3 тыс. машин в неделю.
А ведь 2019-й начинался у компании плохо — убыток $702 млн в первом квартале и падение курса акций до $180 за штуку. Это был худший показатель за три года. Результат к началу 2020-го: акции Tesla стоят $400, а на некоторое время и вовсе достигли исторического максимума в $454.
2019-й был неровным в плане спроса на легковые электромобили. Продажи выросли во втором квартале, но упали в третьем квартале до 480 тыс. единиц. Это на 21% меньше по сравнению со вторым кварталом и на 8% меньше в годовом выражении.
По сравнению с третьим кварталом 2018-го продажи электромобилей выросли в ключевых европейских странах, в частности Германии, Великобритании, Франции и Швеции, но снизились в Китае и США. Компании Tesla, BAIC Group, BMW и Hyundai показали хорошие результаты, увеличив свою долю на мировом рынке электромобилей. А вот многие китайские бренды потеряли позиции из-за сложных условий на внутреннем рынке.
Через 7–10 лет электромобили станут по-настоящему массовым продуктом. К такому выводу пришел немецкий аналитик Матиас Шмидт, который сравнил совокупную стоимость владения (total operation costs, TCO) дизельной машиной и родственной ей электрической. Пока электромобиль почти вдвое дороже обычного при покупке и немного дешевле в эксплуатации. Но итоговый TCO у него значительно выше, хотя часть разницы во многих странах позволяют отбить госсубсидии на покупку электромобилей.
С электромобилями второй волны картина ожидается другая — их TCO будет не выше, чем у машин с ДВС. Да, они останутся немного дороже при покупке, но эта разница легко отобьется госсубсидиями. Такова общая тенденция в индустрии: автопроизводители внедряют первые изначально электрические платформы, благодаря которым удается снизить цену электромобилей.
В следующем поколении, через 7–10 лет, когда забота об экологии сделает использование ДВС еще более дорогим и рыночная доля электромобилей будет преобладать, электрокары станут еще более дешевыми и сравняются по цене с бензиновыми и дизельными авто.
Новая реальность автогигантов
Однако принципиально важно тут вот что: Tesla никогда не выпускала машины с ДВС, самой компании лишь несколько лет — и она уже в числе лидеров мирового автопрома по капитализации! А все остальные автомобильные гиганты теперь лихорадочно стараются наверстать упущенное.
Так, японская Honda в дальнейшем сосредоточится на производстве машин с электрическими силовыми установками. К 2025 г. все автомобили Honda, продаваемые на европейском рынке, будут оснащены электродвигателями. А к 2030-му экологически чистые автомобили будут составлять две трети от всего производства бренда.
Ранее о схожих намерениях сообщили компании Toyota и Fiat Chrysler. Да что там говорить — поветрие затронуло всех без исключения. Jaguar I-Pace —самый популярный новый (в смысле не подержанный) электромобиль, покупаемый украинцами. В США компания Ford полностью распродала все электрические кроссоверы Mustang Mach-E первой лимитированной версии.
Руководство Bentley анонсировало создание своего первого электромобиля к 2025 г. По словам исполнительного директора компании Адриана Холмарка, в будущем электромобили сыграют ключевую роль в судьбе автопроизводителя. В свою очередь, Mercedes выкатил концепт-кар AVTR: у него есть чешуя, а разработчики дизайна вдохновлялись фильмом "Аватар". AVTR — это электрокар, который может двигаться как прямо, так и в бок. В машине нет руля, вместо него — светящийся неоном блок управления, который реагирует на прикосновения руки.
Протесты рабочих
Поветрие стало всеобщим. Но ему не рады рядовые работники автопрома. 2 января рабочие General Motors начали забастовку из-за планов концерна перейти на производство электромобилей. К акции протеста присоединились около 48 тыс. работников концерна.
Забастовка рабочих связана с планами компании со временем отказаться от производства бензиновых двигателей и полностью сосредоточиться на создании электромобилей.
Представители профсоюзов подчеркивают, что электрокарам необходимо меньше деталей для сборки, у них более простая трансмиссия и не так много узлов сборки в сравнении с бензиновыми авто, поэтому их производство требует меньшего количества персонала.
Протесты рабочих General Motors уже поддержали коллеги из концерна Hyundai. По словам главы профсоюза Ха Бу-Янга, переход компании на электромобили может сократить рабочие места у корейского автопроизводителя на 70%. "Электромобили — это катастрофа и абсолютное зло. Мы очень нервничаем из-за них", — подчеркнул он.
Ну а по оценкам немецких экспертов, даже умеренный переход автопроизводителей на электрокары может привести к тому, что к 2030 г. 75 тыс. работников автопромышленности в Германии останутся без работы. Во Франции масштаб проблем в автопроме схожий, а французы протестовать и любят, и умеют. Так что в ближайшие пару лет переход человечества на электрокары вполне может сопровождаться не только технологическими, но и политическими потрясениями.
От гаджетов до авто
Если смартфон хорошо кормить, он вырастет в электромобиль. Так, видимо, решили в компании Sony и выкатили концепт электромобиля Vision-S. Создали его, правда, не сами, а в содружестве с другими компаниями, большинство из которых ассоциируется с компьютерами, но не с автопромом: BlackBerry, Bosch, Continental, Nvidia, Qualcomm.
Vision-S получил кучу датчиков внутри и снаружи корпуса, встроенный лидар для распознавания объектов на дороге, а платформу для него сделал производитель автозапчастей Magna. Машина оснащена двумя двигателями, позволяющими разгоняться до 100 км/час за 4,8 секунды; максимальная скорость — 239 км/час.
IT-журналисты уже пошутили, что Sony выпустила прототип самого дорогого криптокошелька на колесах: в Vision-S встроены крипто-платежи "машина–машина". Водитель может платить, если хочет добраться куда-то быстрее, — его автомобиль заплатит другому автомобилю, чтобы тот уступил дорогу; сами дороги будут собирать плату за обслуживание, а пассажиры смогут в пути покупать развлекательный контент.
Другие "производители смартфонов" тоже скоро подтянутся. Apple разрабатывает свой iCar с 2016-го, то увеличивая, то сокращая инвестиции в проект. В октябре 2019-го аналитики Apple сообщили, что компания планирует выпустить первые электромобили своей линейки в 2023 г.
Ряд экспертов считает, что авто будет главным проектом Apple в ближайшие пять лет, благодаря которому она быстро заработает второй триллион долларов капитализации. В проекте Titan, в рамках которого разрабатывается Apple iCar, заняты более тысячи человек, а его руководитель — бывший сотрудник Ford и нынешний топ-менеджер Apple Стив Задески.
Также на рынке периодически появляются слухи о собственных электромобильных проектах Google, Microsoft и даже Nokia (эта компания когда-то начинала как производитель автомобильных шин). То есть тенденция очевидна: перспективную и быстрорастущую нишу IT-компании осваивают быстрее, чем автогиганты.
Пока, правда, темпы роста индустрии не такие быстрые, чтобы назвать происходящее переворотом. Планка по продажам 3 млн электромобилей в 2019 г. не выполнена: в мире продано только 2,3 млн штук. В третьем квартале спрос на Tesla в США и вовсе снизился на 37%. Как показывает практика разных стран, продажи идут хорошо, пока владельцам электромобилей обещают преференции (как, например, в Европе и в Украине). А, к примеру, в Китае продажи электрокаров резко пошли на спад после того, как правительство объявило об отмене субсидий.
Украина пока не может соперничать с мировыми лидерами. Но все же в свежем рейтинге ведущего мирового электромобильного журнала INSIDEEVs наша страна вошла в первую десятку стран мира по развитию электромобильности. Более того, Украина — единственная страна с низким уровнем дохода на душу населения, которая демонстрирует такой прогресс.
В прошлом году в Украине было зарегистрировано 7542 электромобилей. Из этого количества 7012 штук — легковые и 530 — коммерческие. В результате рынок легковых электромобилей за год вырос почти на треть, а коммерческих — в полтора раза.
Как и ранее, в структуре украинского рынка продолжают доминировать машины с пробегом, доля которых в 2019 г. составила: в части легковых — 92%, в коммерческом сегменте — 96%. При этом средний возраст электрического секонд-хенда, что регистрировался в 2019 г., был у легковых авто четыре года, в коммерческих — шесть лет.
Топ-5 самых популярных электромобилей 2019 г. в Украине:
1) Nissan Leaf — 3217 шт.,
2) Tesla Model S — 623 шт.,
3) Volkswagen e-Golf — 360 шт.,
4) BMW i3 — 338 шт.,
5) Fiat 500е — 312 шт.
Лучший результат в продажах новых электрокаров принадлежит автомобилю Jaguar I-Pace — 145 штук. На рынке коммерческих автомобилей на электротяге доминировал фургон Renault Kangoo Z.E., его результат за год составил 482 регистрации.