"Слугам" мало денег. Уволят ли нового министра финансов за коррупцию на таможне
В Верховной Раде уже недовольны тем, как справляется с контролем над таможнями назначенный всего три с половиной месяца назад министр финансов. Но мог ли новый министр за считанные месяцы разрушить схемы, создававшиеся годами?
Министр под давлением с двух сторон
Интересный конфликт, который многое говорит о трениях между разными группами влияния в парламенте и правительстве. 17 июля в своем телеграм-канале глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев подверг предельно жесткой критике работу министра финансов Сергея Марченко. Впрочем, сперва депутат перечислил ряд инцидентов, которые в недавнем времени произошли на Одесской таможне. В том числе "преступную деятельность" и "неправомерную выгоду", полученную разными таможенниками в размере $1000, $200 и $500. Такие злоупотребления выглядят несерьезными на фоне многочисленных описаний того, как через таможню реализуются коррупционные схемы на миллионы долларов.
Однако Даниил Гетманцев делает вывод: "Понятно, что все эти вопросы к министру финансов. Очевидно, что министр финансов не оправдал доверие, взяв на себя персональную ответственность за состояние дел на таможне после увольнения М. Нефедова. Схемы процветают. Реформа сорвана. Ситуация ухудшилась…".
Министр финансов Сергей Марченко заочно ответил на эти обвинения 21 июля в интервью изданию "Зеркало недели". По его словам, налоговая успешно борется с НДС-скрутками, но в самом деле о победе говорить еще рано. Министр видит положительную динамику по уплате НДС в госбюджет и считает это результатом борьбы с налоговыми злоупотреблениями.
"Налоговая нагрузка на НДС возросла с 2,5% в апреле-марте до 3,5%. За счет этого нам удалось увеличить поступления НДС в бюджет на 9 млрд грн за два месяца. В том числе в июне на 6 млрд грн. Но это только начало, потому что Любченко заявляет о 40 млрд грн потенциальных скруток, — рассказал Марченко. – Если сейчас у вас была скрутка с зерном и сигаретами, то в следующий раз вы найдете скрутку с зерном и яблоками. Где скручивания? Там, где есть продажа товаров за наличный расчет. Там, где ни РРО, ни фискальных чеков. Там, где никто не проконтролирует. Вот вам и налоговый кредит, вот вам и продажа документов. Мы внесли изменения в систему администрирования, позволили ликвидировать основную схему, наибольшую. Но все равно речь идет о сотнях тысяч операций".
Попутно министр заявил, что на него давят – как и на главу ГНС Алексея Любченко. И давят – некие лица, заинтересованные в том, чтобы НДС-схемы сохранились.
"Это неприятно, конечно, но мы готовы. Потому что если ты министр финансов, который не закрывает скрутки, то ты либо соучастник, либо дурак", — сказал Марченко.
Получается, министр финансов оказался под давлением с двух сторон сразу: со стороны главы парламентского комитета и со стороны неведомых "скрутчиков". Но так ли все на самом деле?
Кто и как мошенничает
О чем вообще речь? Таможенные скрутки — очень популярная в Украине форма мошенничества с налогами. Суть этой схемы незаконного возмещения НДС в том, что одно предприятие продает другому документы на свой импортный НДС, уплаченный на таможне, а ввозимую продукцию реализует на рынке за наличные.
О том, как эта схема работает, в сентябре прошлого года в интервью изданию "НВ" рассказал сам Даниил Гетманцев.
"Когда у меня есть определенный товар (бананы), который облагается НДС, и этот товар я продаю за наличку. Я могу продавать за наличку в торговых сетях, с лотков, как угодно. Когда я их продаю с рук, за наличку, потребителю, естественно, налоговая накладная не нужна, я получаю кеш. Соответственно, у меня есть налоговый кредит по НДС, потому что я этот товар или произвел, или купил где-то и получил налоговый кредит, и кеш, — поведал депутат от "Слуги народа". — Ко мне приходите вы и говорите: у меня налоговое обязательство по НДС очень большое, мне надо перекрыть налоговым кредитом, продай мне свой налоговый кредит. Я говорю: никаких вопросов, и мы договариваемся о стоимости этой услуги. Как мы это оформляем? Вы у меня покупаете эти бананы по безналу, платите мне по безналу, я вам выдаю налоговую накладную. Бананы, конечно, никуда не ходят, они уже проданы давным-давно. Вы все равно заводите себе эти бананы на склад, а я вам отдаю тот кеш, который я собрал у потребителей, за вычетом того процента, который я заработал".
По словам Гетманцева, получается, что вы налог не заплатили, НДС не заплатили, за это заплатили мне процент, "а я вам отдал деньги обратно в наличной форме". "Вопрос в том, что вы дальше будете делать с этими бананами? Вы получили товар по коду бананы, а вы изготавливаете оборудование, понимаете? И вам очень сложно объяснить, как вы из бананов сделали оборудование, что вы, собственно говоря, с ними сделали. Почему называется скрутка? Потому что бананы "скручиваются" с чем-то еще. На самом деле скручиваются более однородные товары, но все равно, аналитически выявить скрутку достаточно легко. И на уровне Государственной налоговой службы в области очень легко это выявить, несоответствие кодов товаров и задать вопрос: а почему так? Но вопрос, а почему так, блокируя налоговые накладные они задают реальному бизнесу. Он страдает, а скрутки работают", — сказал Гетманцев.
Государственная налоговая служба оценивает объемы "скрученного" налога на добавленную стоимость в 40 млрд грн в год. Об этом 14 июля в интервью рассказал глава ГНС Алексей Любченко: "К сожалению, Уманский (министр финансов в марте 2020 г.) был прав. Он не был близок по сумме. Чистая классика: спрос на скрутки НДС формирует предложение. А спрос есть. Размер этого спроса я примерно уже подсчитал. Первое — это сельхозпродукция. Та, которую надо легализовать". Напомним, в целом Игорь Уманский оценивал потери по линии налоговой и таможенной службы в 10 млрд за месяц из которых 5 млрд "обеспечивали" те самые "скрутки".
Вопрос политики или порядочности?
Как считает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, у Сергея Марченко было достаточно времени, чтобы принять меры по ликвидации теневых таможенных схем, и прежде всего – пресловутых "скруток".
"Новый министр сменил почти что все высшее руководство таможенной службы, а на местах поменялась примерно половина глав таможен. Но новые люди не начали реформы. По моей информации, в таможенной службе просто произошел передел: если раньше схемы контролировали одни люди, то теперь контролируют другие, — сказал эксперт в комментарии для "ДС". – Конечно, министр за эти три месяца мог многое поменять. Но он поставил во главе таможенной службы и.о., к которому есть вопросы, и который не может проводить реформу, у него ограничены полномочия. Министру стоило бы за это время найти кого-то более ответственного. Если по налоговой службе есть позитивные изменения, там ликвидированы многие теневые схемы, то по таможенной службе мы этого не видим. Министр, конечно, за это ответственен, он мог за это время запустить реформы или продолжить те, которые начинал Нефедов".
По распространенной версии, именно из-за неэффективной борьбы со скрутками Кабмин 24 апреля на внеочередном заседании уволил главу Гостаможслужбы Максима Нефедова и главу Госфискальной службы Сергея Верланова. Инициатором этого стал как раз новый министр финансов Сергей Марченко. По его словам, уволенные руководители представляли риск для финансовой безопасности Украины.
"Конечно, скрутки, то есть перепродажа импортного НДС, уплаченного на таможне, — они никуда не делись. С ними можно бороться стратегически, через обязательное и повсеместное применение регистраторов расчетных операций, чтобы исключить продажу товара за наличные без учета. Это главный вариант, – рассказал "ДС" таможенный брокер Леонид Шиян. – Замечу, что налоговики при желании легко отслеживают "скрутчиков", не вставая из-за стола – через систему электронного администрирования НДС. Но одно дело отследить, другое – доказать. И я думаю, что ликвидировать скрутки через установку РРО – это все же долго и малоэффективно. Эффективней будет отменить депонирование средств налогоплательщиков на НДС-счетах".
Похоже, "Слуги народа", сильно обеспокоенные продолжающимися провалами в доходной части бюджета, готовятся то ли устроить выволочку действующему министру финансов, то ли попробовать назначить нового. Вероятнее всего, история получит развитие на следующей неделе.