В погоне за Маском. Какой гибрид выведут сливающиеся "Фиат" и "Рено"
Слияние гигантов
Два крупных европейских автомобильных концерна объявили 27 мая о планах по слиянию. Концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) распространил пресс-релиз, в котором говорится, что это объединение создаст третьего по величине мирового производителя автомобилей с годовым выпуском 8,7 млн единиц. Объединенная компания получит значительные географические преимущества, поскольку Renault имеет сильные позиции в Европе, России, Африке и на Ближнем Востоке, в то время как FCA занимает уникальное положение в высокодоходных сегментах Северной Америки и является лидером рынка в Латинской Америке. Союз FCA и Groupe Renault позволит уже в этом году занять четвертое место по продажам в Северной Америке, второе — в регионе EMEA (Европа, Россия, Ближний Восток и Африка) и первое — в Латинской Америке. Кроме того, объединение позволит европейским концернам накопить ресурсы для увеличения присутствия на таких крупных рынках сбыта, как Индия, Китай и Юго-Восточная Азия.
Чтобы проще было понять масштаб этой сделки, укажем, что выручка объединенного автогиганта только на основе прошлогодних финансовых результатов двух компаний составит 170 млрд евро (это в пять раз больше, чем доходы бюджета Украины за 2018 г.), а чистая прибыль — 8 млрд евро.
Хотя слияние только запланировано, в FCA уже ждут, что годовой синергетический эффект может составить более 5 млрд евро, при этом львиная доля этого дохода будет достигнута за счет экономии на закупках и снижения затрат на научные разработки. И хотя полностью эффект от слияния проявится только через шесть лет после закрытия сделки, однако синергия будет прибыльной уже на второй год.
При этом следует помнить, что Renault сегодня — это не чисто французский производитель автомобилей. Он является самым крупным акционером Nissan Motor (владеет 43% акций), а также в ее портфеле 3,1% компании Daimler, 20,5% шведской AB Volvo, более 50% "АвтоВАЗ", 80% Renault Samsung Motors, 99,5% румынской Dacia. Также у Nissan есть две дочерние компании, одна из которых производит авто премиального сегмента Infiniti, вторая — бюджетные Datsun. Суммарно со всеми партнерами объединенный концерн сможет выпускать около 15 млн автомобилей в год. Для справки: общемировое производство авто сегодня составляет 90 млн в год.
Компании усилят совместный проект своими преимуществами. Сегодня FCA продвинулась вперед в области беспилотных автомобилей и имеет контракт с Waymo (дочерняя компания Google). Кроме того, FCA сотрудничает в этом направлении с международной технологической компанией Aptiv, предлагающей передовые системы автоматизированного вождения, и с BMW. Со своей стороны, Renault имеет 10-летний опыт в создании электромобилей, и на сегодня является самым крупным производителем оригинальных запчастей к электромобилям в Европе. Кроме того, ее партнер Nissan с весны 2010 г. серийно выпускает электромобиль Leaf.
В будущей объединенной компании у Fiat Chrysler Automobiles и Groupe Renault будут равные доли, при этом большинство членов Совета директоров будут независимыми.
Новость о слиянии двух крупных автомобильных концернов была воспринята финансовым рынком положительно — в тот же день фондовые индексы Франции и Германии выросли более чем на 0,5% за счет роста индексов автомобильного сектора, который подпрыгнул на 2,5%. При этом акции Fiat на франкфуртской бирже Xetra подорожали на 13%, Renault поднялся в Париже на 13%. Аналитики брокерских фирм увидели в этой сделке высокую взаимодополняемость обеих компаний.
Разогнаться на электрокарах
Цель слияния Fiat Chrysler Automobiles и Groupe Renault — попытка конкурировать на рынке, который сегодня входит в острую фазу трансформации, вызванную внедрением новых технологий, таких как беспилотные автомобили и электромобили.
В 2018 г. всего в мире было произведено более 2 млн гибридных авто и электромобилей, в 2019 г. ожидается выпуск 2,6 млн, а к 2025 г. — 16,5 млн электромобилей. В то же время Renault на сегодня не производит ни того ни другого, однако находящиеся с ним в альянсе Nissan и Mitsubishi в 2018 г. выпустили 18,9 тыс. таких авто. Партнер по слиянию FCA за прошлый год произвел всего лишь 9,3 тыс. гибридов.
Таким образом, совместный выпуск двух автомобильных компаний составляет немногим более 28 тыс. единиц. По сравнению с мировым производством это сущие крохи.
Их конкуренты тоже собираются набрать скорость в этом направлении. Например, крупнейший производитель авто в мире финансовый холдинг Porsche SE, который владеет Volkswagen Group и всеми ее брендами, включая Audi и Porsche (VW в 2018 г. произвел всего 3,6 млн авто), за прошлый год произвел почти 7 тыс. гибридов. Это тоже мизерная доля, однако Volkswagen Group планирует в ближайшие пять лет на проекты по производству электромобилей выделить $50 млрд, или треть всех инвестиций компании.
Третий номер в списке крупнейших автопроизводителей — компания Toyota, которая в 2012 г. выпустила электромобиль, но потом свернула проект и на сегодня производит машины с гибридной силовой установкой, за прошлый год наштамповала 27 тыс. гибридов, однако объявила, что намерена вернуться к проекту именно электромобилей уже в 2020 г.
Вообще, в Азии во всю идет освоение новой ниши — южнокорейская компания Hyundai Motor вложит $880 млн в строительство в Индонезии завода, который будет выпускать 250 тыс. электромобилей в год, около половины которых пойдут на экспорт.
В США, где законодателем электромобильной моды стала Tesla Илона Маска (в 2018 г. произведено 191 тыс. авто), конкуренты начинают задумываться о том, чтобы начать гонку за лидером, — General Motors объявила о планах закрыть в этом году семь своих заводов, сократить около 15% сотрудников (примерно 18 тыс. человек), а сэкономленные к концу следующего года $6 млрд направить на развитие электромобилей и беспилотников. При этом General Motors планирует создание полностью электрических внедорожников и пикапов под маркой GMC.
Второй легендарный американский концерн Ford, который переживал сложности и был вынужден закрыть заводы в Европе, России и Австралии, в начале этого года заявил, что будет делать ставку на массовую электрификацию модельного ряда.
Как видим, все крупнейшие автопроизводители меняют свои стратегии развития в период бурной трансформации рынка. И решение о слиянии FCA и Groupe Renault — лишь один из ярких эпизодов этого процесса.