Сколько стоит налоговая амнистия
Кабинету Министров Арсения Яценюка очень нужны деньги - поступления в бюджет падают с каждым днем, счета Госказначейства пусты. Поэтому правительство готовится в третий раз отправить на рассмотрение Верховной Рады законопроект №4930 о налоговом компромиссе, который предлагает простить бизнесу прежние нарушения налогового законодательства за определенную плату. Главная проблема - стоимость такой индульгенции. Поскольку Кабмин не может прийти к компромиссу с ФПГ в данном вопросе, представители крупного бизнеса в парламенте успели уже дважды провалить правительственный законопроект. И могут это сделать в третий раз, если чиновники не пойдут на уступки.
Первоначальный вариант законопроекта, подготовленный Кабмином еще в мае, обязывал предприятия заплатить 15% от суммы налогов, недоплаченных в казну на 1 января 2014 г. Однако парламентарии отказались за него голосовать, сочтя плату за компромисс неподъемной. В последующем варианте документа ставка компенсации была снижена до 10%, а действие амнистии продлено до 1 апреля нынешнего года. По оценке главы Государственной фискальной службы (ГФК) Игоря Билоуса, в случае принятия данной редакции закона бизнесу пришлось бы заплатить в госбюджет около 50 млрд грн. Но и этот вариант документа депутаты с треском провалили.
В ответ лоббисты крупного бизнеса попытались двинуть на голосование свои предложения о компромиссе - законопроект №5043 (о создании возможностей для налогового соглашения). Он предлагает простить бизнесу суммы налога на прибыль и НДС, неуплаченные до
1 апреля 2014 г., и установить плату в казну в размере 5% от неуплаченной суммы. Пока правительству Арсения Яценюка удается блокировать голосование за данный документ. В этом ему помогают не только народные депутаты из его политической силы "Народный фронт", но и влиятельный союзник - спикер Александр Турчинов. Желающих продвигать налоговую амнистию в парламенте в принципе немного. К примеру, к этой идее довольно прохладно относятся представители в ВР крупнейшего налогоплательщика Рината Ахметова. Чтобы их задобрить, правительство сделало ход конем и смягчило некоторые нормы, весьма чувствительные для бизнеса крупнейшего украинского олигарха. В частности, решило закрыть глаза на завышенные суммы бюджетного возмещения этого налога, полученные предприятиями. В годы президентства Виктора Януковича именно "донецкий" бизнес грешил получением чрезмерных компенсаций из бюджета. Ходили даже разговоры об организации с данной целью фиктивного экспорта. Чаще всего в этой связи упоминались компании, связанные с Александром Януковичем и Сергеем Курченко.
Многие считают, что у власти нет действенных способов давления на крупный бизнес и правительство не в состоянии заставить предприятия выложить миллиарды за налоговые прегрешения прошлых лет. Громкие судебные процессы над налоговыми махинаторами так и не состоялись, приговоры не были вынесены. Хотя в ГФС уже полгода уверяют, что за этим дело не станет. Чтобы припугнуть бизнес, главный фискал страны Игорь Билоус не раз заявлял, что в ведомстве сохранилась база данных почти по всем операциям, которые велись в предыдущие годы через "площадки госпрограммы" (подконтрольные прежнему руководству Министерства доходов и сборов схемы, с помощью которых компании занимались налоговой оптимизацией). Поэтому налоговикам не составит труда собрать доказательную базу нарушений едва ли не на любую компанию в стране.
Народный депутат Оксана Продан из фракции "УДАР", которая является соавтором депутатского законопроекта по налоговому компромиссу, считает, что глава ГФС не блефует. Однако, по ее словам, "компромат" опасен в первую очередь для представителей среднего бизнеса. Ведь небольшие компании обычно участвовали в оптимизационных операциях без сложных схем прикрытия, не выстраивая цепочек из нескольких транзитных фирм. Во-первых, такое "заметание следов" привело бы к удорожанию операций - за услуги посредников надо платить. Во-вторых, налоговики гарантировали неприкосновенность всем "клиентам" таких "площадок", поэтому осторожность была ни к чему. "Немало предприятий шли на участие в схемах фактически по совету налоговиков, которые давали реквизиты "надежных компаний", работающих под их контролем", - говорит Оксана Продан.
Что касается более искушенных представителей крупного бизнеса, то они практически всегда использовали для подстраховки транзитные фирмы. Кроме того, влиятельные ФПГ чаще всего выстраивали собственные схемы "налоговой оптимизации", а услугами "площадок госпрограммы" пользовались лишь по настоятельной просьбе руководства Миндоходов. Теперь благодаря такой осторожности у них есть возможность вести жесткий торг о том, сколько платить за налоговый компромисс и платить ли за него вообще.