Швайка обвалит цены на зерно

Чтобы освоить китайский кредит на $4 млрд аграрное ведомство готово пустить селян по миру

Хлебный вопрос

Недавно стало известно, что Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) получит очередной китайский кредит. Речь идет о сумме порядка $4 млрд, на которую госкомпания будет обязана закупить товары и оборудование китайского производства. ГПЗКУ уже предоставила инвестпроект, в котором расписала, на что планирует потратить деньги. В перечне - строительство до 60 новых элеваторов и портового элеватора в Ильичевске. Реали­за­ция программы, по словам главы правления ГПЗКУ Петра Вовчу­ка, позволит нарастить перевалочные мощности корпорации вдвое - до 5 млн т. Китайцы на­мекнули, что могут увеличить сумму, если им предложат интересные проекты. Их, к примеру, заинтересовала сборка вагонов-зерновозов в Украине из своих комплектующих и производство биоэтанола. Помимо реализации инфраструктурных проектов, будет продолжена и отгрузка зерновых в Китай. По условиям контракта в прошлом маркетинговом году

Далеко не факт, что отгружаемое из Украины зерно вообще попадает в Поднебесную. По слухам, китайские посредники перепродают не менее половины купленной в нашей стране кукурузы

Украина поставила ки­тайцам 2 млн т кукурузы. Но­вый министр аграрной политики Игорь Швайка заявил, что в новом сезоне экспорт в эту страну вырастет (В ГПЗКУ говорят об объеме в 3,5 млн т). Это позволит компании и дальше фигурировать в списке крупнейших отечественных экспортеров зерна. По информации Украинской аграрной конфедерации, в прошлом году она вошла в первую пятерку, продав на внешние рынки порядка 2,9 млн т, или 9% от общих по­ста­вок.

Между тем у аграрного сообщества все больше претензий к ГЗПКУ и опекающему ее аграрному министру. По слухам, государственный экспортер намерен продавать китайцам зерно по ценам ниже рыночных - чуть дороже 2 тыс. грн./т. Что грозит обвалом закупочных цен в стране. Многие селяне, остро нуждающиеся в средствах, готовы продавать будущий урожай наперед буквально за любые деньги. Эко­номически обоснованная цена на зерно, учитывая увеличение себестоимости его производства, по мнению главы Союза сельскохозяйственных кооперативов Укра­и­ны Ивана Томича, должна быть не ниже 2,5 тыс. грн./т. По сведениям ГЗПКУ, сейчас она закупает пшеницу пятого класса чуть дороже 2,2 тыс. грн./т, что на 12% ниже той, которую хотят получить аграрии. Цены нынешнего сезона на кукурузу пока не объявлены. Но Иван Томич уже пригрозил: если произойдет об­вал цен, селяне выйдут на "хлеб­ный Майдан".

Китайский след

Игорь Швайка оказался в весьма щекотливой ситуации. С одной стороны, окончательно ссо­риться с аграриями ему ни к чему. С другой - ГПЗКУ и ее китайские деньги слишком лакомый кусок, чтобы от него отказываться. Не исключено, что на са­мом деле оператор продает ки­тайцам урожай даже дешевле, чем закупает его в Украине. И не факт, что все отгружаемое зерно попадает в Поднебесную. "В минувшем году мимо китайского рынка прошло до половины объемов, официально экспортированных в рамках договора", - говорит руководитель компании "Про­ Агро" Николай Верницкий. По информации экспертов, китайские посредники попросту перепродают наше зерно по более высоким ценам, неплохо на этом зарабатывая. Например, в 2013 г., когда было введено эмбарго на экспорт зерновых в Иран, который все же сумел приобрести нужные объемы продовольствия. По слухам, в обход международных договоренностей, зерно в эту страну поставляли именно китайские посредники.

Возможность выгодно торговать, в том числе и на черном зерновом рынке, вынуждает китайцев мириться с "мелкими шалостями" украинских чиновников. В прошлом году, получив ре­кордный заем, они неоднократно срывали график отгрузок. В итоге китайцы не только несколько раз направляли официальные письма украинским властям с просьбой "разобраться", но и потребовали международного арбитража. Другой кредитор в такой ситуации давно бы забыл дорогу в нашу страну. Но уже весной Игорь Швайка заявил, что "все разногласия с китайскими партнерами улажены". И, как видно, его аргументы оказались убедительными. Но, если китайская выгода в зерновой дружбе очевидна, то для Украины она сомнительна. Ведь, по сути, на экспорте зерна китайцам наша страна почти ничего не зарабатывает.