Шлапак готовит повышение налогов
Минфин работает под "прикрытием"
В экономическом блоке правительства Арсения Яценюка выкристаллизовался лидер - глава Министерства финансов Александр Шлапак. Утвержденное Кабинетом Министров и опубликованное на прошлой неделе Положение о Министерстве финансов Украины юридически и безоговорочно закрепило за этим ведомством функцию формирования единой государственной налоговой и таможенной политики. До сих пор действовала оговорка, выводившая эту сферу из зоны влияния Минфина, делая ее прерогативой фискального ведомства.
Главе финансового ведомства понадобилось менее пяти месяцев для того, чтобы расширить свое влияние на фискальную политику, взяв под полный контроль подготовку нового Налогового кодекса. Новая редакция регламента министерства подоспела как раз вовремя. До 15 сентября правительство обязалось подать на утверждение парламента измененный Налоговый кодекс. Таким образом, финальную работу по подготовке этого документа проделают в Минфине. Вполне вероятно, что после этого он претерпит существенные метаморфозы. Хотя до сих пор в Государственной фискальной службе (ГФС) рассчитывали на то, что сверстают собственный вариант документа. В предыдущие месяцы, особенно в августе, фискалы
Заканчивать доработку подготовленного фискалами проекта Налогового кодекса будет Минфин. Вероятно, после этого документ претерпит существенные метаморфозы
показательно активно готовили налоговую реформу. Руковолитель ГФС Игорь Белоус встречался с главами депутатских групп и фракций, а в миру - крупными бизнесменами. В числе последних, например, Игорь Еремеев и Василий Хмельницкий из "Суверенной европейской Украины". Интенсивные консультации были проведены и с известным налоговым лоббистом Виталием Хомутынником.
"Мы проанализируем все, что ГФС сделала благодаря своим коммуникативным возможностям. Минфин получил от них эту информацию. Проработаем и примем решение", - заверил заместитель министра финансов Денис Фудашкин. В неофициальном комментарии по этому поводу один из руководителей департамента ГФС отметил: "Похоже, что налоговиков использовали как ширму, чтобы отвлечь на них "ходоков", продвигающих свои интересы". Так что бизнесменам, которые вели переговоры с фискалами, придется начать все сначала. Но времени на это осталось всего две недели.
Зарплаты останутся в тени
Некоторые принятые в Минфине решения станут сюрпризом для налогоплательщиков. Уже после расширения полномочий, в конце прошлой недели Александр Шлапак заявил о том, что следует продлить на 2015 г. действие так называемого "военного налога" в размере 1,5% от фонда оплаты труда, выплаченных премий и выигрышей в лотерею. Хотя месяц назад его ввели, пообещав, что он будет действовать только на период с августа до конца года. С одной стороны, Александр Витальевич действует как настоящий министр финансов: ожидают, что в бюджет от "военного налога" поступит около 7 млрд грн. за год. Но при этом он бесцеремонно отбрасывает в сторону заявленную цель налоговой реформы - детенизацию экономики. Складывается впечатление, что из двух способов детенизации Минфин выберет наименее хлопотный и затратный - связанный с упрощением администрирования уплаты налогов. В переданном от фискалов варианте кодекса упрощение предусмотрено, например, для налога на прибыль. Для него вводится единый учет на основе бухгалтерского. Хотя еще совсем недавно Арсений Яценюк говорил, что правительство было готово вообще ликвидировать налог на прибыль, поскольку реальное "налогообложение и платежи в бюджет страны" не соответствуют действительности. Но в Минфине, видно, нашли аргументы, чтобы не торопиться с реформой.
Зато второе направление - снижение нагрузки на фонд оплаты труда для легализации зарплат - поставлено под сомнение. Если уж Минфин позарился на 7 млрд грн., то можно забыть об обоих подготовленных вариантах изменения единого социального взноса (ЕСВ), которые могли привести в следующем году к сокращению поступлений в размере от 45 млрд до 48 млрд грн. Впрочем, снизить ставку ЕСВ, как это в свое время сделала Грузия (там нагрузка на фонд оплаты труда была доведена до 20%), было бы преждевременным для Украины. Чиновники подсчитали, что в этом случае потери Пенсионного фонда Украины составят десятки миллиардов гривень. Компенсировать их можно было бы за счет ликвидации разного рода налоговых льгот, в том числе отраслевых и социальных. Однако в нынешней ситуации это может привести к усилению напряжения в обществе. Украина едва ли добилась бы сейчас и того результата, который после реформы ЕСВ получила Грузия: там после снижения налоговой ставки на 50% доходы от налогообложения увеличились в три раза благодаря детенизации экономики. Секрет успеха заключался в том, что после налоговой реформы грузины смогли наладить жесткий контроль за уплатой налогов и санкции за их минимизацию. Украинские фискалы сделать этого пока не могут. Поэтому снижение ставки ЕСВ просто приведет к уменьшению поступлений в казну, не дав ожидаемого эффекта детенизации.
Что касается подоходного налога, то в Минфине, скорее всего, остановятся на самом многообещающем для госказны варианте из рассматриваемых шести. Он предполагает введение дифференцированных ставок: 15% на все зарплаты меньше минимального прожиточного минимума, то есть 1218 грн.; 20% - на зарплаты в диапазоне от 1 до 17 необлагаемых минимумов (от 1218 до 20 706 грн.); 25% - на месячный доход свыше 20 706 грн. В результате такой реформы поступления от подоходного налога вырастут почти на 15 млрд грн. по сравнению с текущим годом.
Есть подозрения, что в Минфине "наведут фокус" и на плату за пользование недрами. Ведь этот финансовый ресурс в 1,5 раза мощнее, чем внедренный министерством "военный налог" - годовые поступления от него могут составить порядка 12 млрд грн. Хотя глава ГФС не раз уверял бизнесменов, что повышенные ставки ресурсных сборов в 2015 г. будут отменены.