Госконтроль, щедрость и экспорт оружия. Что советуют Украине в новом году мировые экономисты
Для Украины 2023 г. станет определяющим не только на поле боя, но и на экономическом фронте. Самое время вооружиться советами всемирно известных экономистов
Мы понимаем, что нет единого рецепта успеха, в то время как страна нуждается в свежих идеях и новых возможностях. Что делать? Мы собрали мнения пяти ведущих экономистов — ученых, практиков и мыслителей. У них разные сферы научных интересов и неодинаковые, а порой противоположные политические взгляды. Однако самое важное, что эти интеллектуалы приняли нашу сторону и едины в стремлении помочь Украине выстоять и восстановиться.
Кеннет Рогофф, профессор экономики Гарвардского университета, главный экономист МВФ в 2001-2003 гг., соавтор бестселлера This Time is Different
Путь Украины к восстановлению будет зависеть от безопасности национальных границ и возобновления нормальных торговых путей в Азию, Европу и Африку. До вторжения Украина уже достигла высокой степени открытости и стала важным экспортером, особенно агропродукции. В последние годы стала вторым в мире экспортером зерна после США и основным поставщиком подсолнечного масла.
Также у страны быстрорастущий IT-сектор. Впечатляющий успех Украины в отражении кибератак россиян — свидетельство высокого класса программистов страны, которые станут весомым активом в мирной экономике. Экспорт технологий продолжил расти даже в 2022 г., несмотря на сложности с транспортом, блокадой, потерей части мощности электрической генерации.
В целом новый статус Украины как страны-кандидата на вступление в ЕС открывает широкие возможности для расширения торговли.
И хотя в своей торговой истории Украина добилась немалых успехов, остается значительное пространство для улучшения. Участие страны в глобальных цепочках стоимости до сих пор ограничено. Украина — поставщик сырья (зерно, железная руда) и промежуточных товаров, в частности разливного подсолнечного масла, черных металлов, комплектов проводов зажигания. Но в экспорте конечной продукции ее роль остается скромной.
Торговые соглашения должны помочь создать поле для более глубокой интеграции в глобальные цепочки стоимости. Послевоенная Украина может также начать экспорт в новых сферах, в частности производстве оружия и медицинских препаратов (где Украина развила инновационные подходы в помощи пострадавшим от ожогов).
Ситуация с прямыми иностранными инвестициями гораздо сложнее, но ее нужно решить, чтобы раскрыть торговый потенциал Украины.
Страна может извлечь большую пользу от процесса интеграции в ЕС, который является образцом для реформ. Имплементация текущего соглашения между Украиной и ЕС открывает следующие возможности:
- Присоединение к последним секторальным инициативам ЕС. К примеру, Украина заинтересована в присоединении к Единому цифровому рынку ЕС и участию в имплементации Green Deal.
- Заключение соглашений о свободной торговле с фокусом на торговых партнерах ЕС, таких как Марокко, Тунис и Алжир. Также потенциально многообещающие партнеры — Южная Корея, Индия, Индонезия.
- Завершение фундаментальных реформ, касающихся верховенства права и защиты прав собственности.
- Внедрение новых схем страхования рисков. Здесь понадобится мультидонорский фонд, покрывающий неэкономические риски для иностранных инвесторов. Увеличить экспорт поможет капитализация Экспортно-кредитного агентства международными донорами.
- Дальнейшее развитие инфраструктуры качества. Это восстановление лабораторий и других специализированных мощностей, поврежденных войной, установление новых мощностей и повышение эффективности госслужащих в областях, связанных с контролем качества.
- Установление лучших транспортных и логистических связей между Украиной и ЕС для всех транспортных средств. Для этого потребуется развитие узлов интермодального транспорта.
Источник: CEPR, статья "Reconstructing Ukraine" в соавторстве с Вероникой Мовчан
Роджер Майерсон, лауреат премии Шведского центробанка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, профессор экономики Чикагского университета
При планировании послевоенного восстановления Украины следует учитывать сверхважную роль местного самоуправления. Главный урок Плана Маршалла — иностранная помощь может стать намного более эффективной, если она способствует продвижению реформ, которые закладывают основу для успешного развития. Послевоенное развитие Украины будет зависеть как от укрепления связей с Европой, так и от повышения способности местных органов власти служить своим общинам.
Центр экономической политики считает, что для укрепления связей Украины с Европой иностранную помощь по восстановлению должен распределять один из органов Европейского Союза. Но, чтобы укрепить административный потенциал местного самоуправления в Украине, значительную часть иностранной помощи следует зарезервировать за местными органами власти.
В каждом районе работник европейского агентства должен сотрудничать с местными советами по восстановлению, в которые входят мэры. Такие советы могли бы разработать планы восстановления, от которых зависит, оправдаются ли надежды людей на лучшее будущее в независимой послевоенной Украине.
Источник: Речь на благотворительном ужине KSE Foundation, цитируется по Forbes.ua
Пол Мэйсон, автор бестселлера Postcapitalism, приглашенный профессор экономики Вулвергемптонского университета, журналист
Хотя "социализм" не необходим для победы Украины, нужно социализировать военные усилия — через государственный контроль, собственность, планирование и централизованную мобилизацию ресурсов.
Неспособность Украины сделать это ставит ее в полную зависимость от иностранной помощи и нестабильного создания денег, что, в свою очередь, предоставляет политической элите США право решать, когда и где Украина должна прекратить сражаться.
Словом, чтобы избежать как дипломатической зависимости, так и потенциального экономического коллапса, Украинское государство должно взять на себя управление экономикой — даже если это противоречит политическим инстинктам действующей власти…
Это не социализм, а военная экономика, в которой социальная справедливость, антиолигархическая реформа, демократизация и мобилизация для победы работают на общую цель.
Чтобы сохранить дипломатическую свободу действий, Украина должна исключить попытки руководить экономикой военного времени по принципу laissez faire и прекратить поощрять перспективу массовой приватизации и атаки на права работников после победы.
Я поддерживаю требование изъять валютные резервы России и передать их Украине. Но избиратели Великобритании, Германии, Франции и Японии не собираются отдавать эти деньги украинскому правительству, пока не поймут, что они работают на определенное видение социальной справедливости, с реалистическим пониманием того, что военная экономика требует перераспределения богатства и власти.
Источник: Medium
Эстер Дюфло, лауреат премии Шведского центробанка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, профессор по преодолению бедности и экономике развития Массачусетского технологического института, соавтор бестселлеров Poor Economics и Good Economics for Hard Times
Во всех странах, с которыми я сотрудничала, люди всегда думают, что другие будут более восприимчивы к финансовым стимулам и с большей вероятностью воспользуются преимуществами системы. На самом же деле большинство людей готовы внести свой вклад. Люди хотят работать и быть частью общества или проекта. Сейчас Украина — отличный пример единения в очень особенных и драматических обстоятельствах ради общей цели.
Однако быть щедрым людям мешает предубеждение, что другие не будут отвечать тем же. Мы наблюдаем это как в очень бедных, так и в более богатых странах, где системы социальной защиты, как правило, очень настороженно относятся к нуждающимся. После победы украинцам следует учесть, что они много готовы сделать друг для друга. Это может стать стимулом для построения системы социальной защиты.
Источник: Открытая онлайн-лекция в KSE
Иван Миклош, бывший вице-премьер-министр, министр экономики и министр финансов Словакии, возглавлял группу советников премьер-министра Украины в 2016-2019 гг.
Это может звучать странно, но единство, которое создала эта угроза для независимости и суверенитета Украины, сильнее, чем до февраля этого года. Хорошая стратегия для правительства — использовать это единство и мобилизованность общества, чтобы ускорить реформы. Во-первых, нужно обеспечить послевоенную реконструкцию. Во-вторых, приоритетно реализовать структурные и институциональные реформы. Прежде всего, судебную, по обеспечению верховенства права и защиты права частной собственности. И, наконец, необходимо завершить евроинтеграционные процессы, которые откроют стране путь к вступлению в ЕС. Отдельное направление — обеспечение в Украине стандартов европейской государственной службы. Этот фактор является ключевым в создании условий для развития экономики и повышения качества жизни людей.
Не стоит ожидать, что страна может стать членом ЕС во время войны, потому что даже теоретически, если принять Украину, ее граница становится границей ЕС, а где она неизвестно. Однако Украина прошла большой путь от Революции Достоинства 2014 г. С тех пор она многое сделала для выполнения соглашения об ассоциации, изменилась структура внешней торговли — раньше основным торговым и инвестиционным партнером была Россия, сейчас — ЕС, также выросла доля Китая. Итак, общество изменилось, и это один из факторов, почему провалился план Путина, ведь он не понял, как изменилась Украина за восемь лет после Революции Достоинства. Поэтому есть очень важные основания, чтобы принять Украину в ЕС сразу после завершения войны.
Если Украина интегрируется, надеюсь, это произойдет как можно скорее, я на 100% уверен — это будет полезно всей Европе, потому что укрепит Европу во многих аспектах. После победы в войне Украина будет среди самых мощных стран Европы в военном плане.
Что касается экономического развития, есть четкие свидетельства первой и других волн расширения — когда моя страна, Словакия, и другие центральноевропейские страны зашли — это было очень позитивно не только для них, но и для западноевропейских стран. Это стало стимулом для ускоренного роста, например, на востоке Австрии, которая быстро развивалась после расширения. Это — сильный стимул для приграничных регионов Польши и Словакии, а также для ЕС как учреждения. А Европе нужны стимулы для роста, конкуренции.
Источники : "Голос Америки", www.nads.gov.ua