• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Шанс для Украины. Как оказаться в плюсе, пока мировая экономика считает риски (ИНФОГРАФИКА)

Внешняя конъюнктура для привлечения иностранного капитала в нашу страну в этом году будет благоприятной
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

Международные эксперты все пессимистичнее оценивают перспективы развития мировой экономики. Если их прогнозы сбудутся, сырьевые рынки ожидает падение. А это означает сокращение валютной выручки и дополнительное давление на национальные валюты стран, завязанных на экспорт сырья. К их числу относится и Украина. Впрочем, одновременно внешние факторы открывают для нашей страны и возможность избежать глубокой девальвации гривни.

Свежую порцию негатива обнародовала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как следует из обновленного макропрогноза ОЭСР, темпы роста мировой экономики в этом году будут более слабыми, чем ожидалось ранее, - 3,3% (ноябрьский прогноз - 3,5%). По мнению организации, главную угрозу для глобальной экономики представляют торговые войны (и, как результат, усиливающийся протекционизм), замедление темпов роста ВВП Китая и Брекзит.

Эксперты The Economist полагают, что в нынешнем году прирост глобальной экономики замедлится до 2,8%, и предупреждают, что реальные результаты могут быть еще ниже. "Темнеющие небеса" (Darkening Skies) - под таким красноречивым названием выпустил свой январский прогноз на 2019 г. Всемирный банк. Впрочем, вряд ли стоит расценивать такие прогнозы как окончательный приговор.

Даже Брекзит не добьет еврозону

Основным риском для еврозоны аналитики единодушно считают предстоящий Брекзит. На данный момент вероятность того, что ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию, сведена к минимуму. 13 марта британские депутаты отвергли возможность выхода страны из Европейского союза без предварительного соглашения. Перед этим британский парламент принял поправку, согласно которой Лондон при любых обстоятельствах должен отказаться от Брекзита в случае отсутствия соглашения с Брюсселем. Но это вовсе не означает, что главные риски для еврозоны уже преодолены. Поскольку сохраняющаяся неопределенность нервирует инвесторов, а значит, будет негативно сказываться на экономиках стран еврозоны.

Но даже наихудшие прогнозы мировых аналитиков не стоит относить к разряду "все пропало". Скажем, те же прогнозируемые 0,7% годового роста ВВП для Германии - это 287 евро роста в год на человека. Если рассматривать прогноз с такой позиции, он уже не будет столь пугающим.

Экономисты действительно ожидают рецессии и в еврозоне (вне зависимости от ситуации вокруг Брекзита), и в мировой экономике. Но, во‑первых, никто не говорит, что рецессия будет глубокой. Во-вторых, нынешняя рецессия - естественный виток развития, сигнал того, что продолжавшийся долгие годы восстановительный рост после кризиса десятилетней давности закончился.

Реклама на dsnews.ua

Перемирие в торговых войнах долго не продлится

Куда более серьезной угрозой для мировой экономики аналитики считают торговые войны, в эпицентре которых с середины прошлого года оказались американо-китайские отношения. Трамп, с первых же дней своего президентства занявший откровенно протекционистскую позицию, не мог смириться с засильем китайских товаров на американском рынке. США ввели в отношении них жесткие заградительные меры, Китай ответил зеркально.

К концу 2018 г. троекратное взаимное повышение ввозных таможенных пошлин распространилось на $250 млрд импорта из КНР (примерно половина всего ввоза США из Китая) и $110 млрд закупок КНР в Штатах. Это беспрецедентные абсолютные и относительные показатели дискриминационного обложения импорта для всей послевоенной истории международной торговли. Но даже жесткие торговые ограничения не смогли остановить дальнейшего роста торгового дисбаланса.

По данным Главного таможенного управления КНР, в прошлом году отрицательное сальдо США в торговле с Китаем выросло по сравнению с 2017 г. на 17,2%, достигнув внушительных $323,3 млрд. Китайские поставки на американский рынок за год увеличились на 11,3% - до $478,4 млрд, а импорт американских товаров в Китай - только на 0,7% (до $155,1 млрд).

Сейчас торговое противостояние поставлено на паузу. А 3 марта агентство Вloomberg, ссылаясь на собственные источники, сообщило, что Китай и США "почти подошли к заключению торговой сделки, придя к соглашению практически по всем пунктам будущей договоренности, в том числе и о взаимном снижении тарифов".

По информации Вloomberg, Пекин пообещал снизить тарифы и ликвидировать другие ограничения на сельскохозяйственную, химическую, автомобильную продукцию и другие товары из США. В рамках договоренностей Китай также готов ослабить ограничения на иностранное владение в предприятиях автомобилестроения и увеличить закупки товаров из США. В частности, приобрести природный газ у Cheniere Energy Inc. на сумму $18 млрд. Более того, Китай готов к дальнейшему открытию рынка для иностранных инвестиций и усилению защиты прав иностранных компаний. Пока в переговорах взят тайм-аут, Пекин спешно готовится принять соответствующий закон, в частности, устанавливающий запрет на принудительную передачу технологий. Об этом сообщает сайт Caixin.

Вашингтон в качестве ответной меры рассматривает возможность отмены большинства санкций, наложенных на китайские товары в прошлом году.

О сделке могут объявить во время саммита президента США Дональда Трампа с главой Китая Си Цзиньпином, который может состояться в конце марта при условии, что к этому времени стороны окончательно придут к соглашению. Если же к концу временного перемирия соглашение не будет подписано и США введут повышенные пошлины на весь импорт из КНР, рост ВВП Поднебесной может уменьшиться на 1,5%.

Вариант, когда сделка будет сорвана в последний момент, исключать нельзя. Китайские переговорщики не раз намекали на это, говоря о появляющихся в процессе переговоров трудностях и необходимости приложения еще больших усилий для их преодоления. И это вполне объяснимо. Ведь негативное торговое сальдо в торговле - лишь часть вопросов США к Китаю.

Вашингтон раздражают претензии КНР на мировое господство, в том числе и в экономике. Например, в программе "Сделано в Китае - 2025" КНР рассчитывает к 2025 г. стать лидером в аэрокосмической отрасли, производстве электромобилей, робототехнике, развитии искусственного интеллекта, технологий cвязи 5G и в других передовых областях. К тому же Китай активно работает над тем, чтобы добиться для юаня статуса главной мировой резервной валюты. И достижение задекларированных целей явно не устраивает США. Поэтому даже если сейчас Вашингтону и Пекину удастся договориться, то перемирие долго не продлится.

Пекин готовится держать оборону

То, что перемирие будет временным, понимают и в Пекине. А потому китайские власти активно готовятся к негативному сценарию. Ведь дальнейшая эскалация торгового конфликта способна нанести ощутимый урон экономике Поднебесной. А это негативно отразится на глобальном развитии. Аналитики ОЭСР подсчитали: если учитывать влияние только на торговые отношения, то снижение темпов роста внутреннего спроса в Китае на 2% снизит глобальный ВВП почти на 0,4%.

Свежие статистические данные не внушают оптимизма. В январе рост цен китайских производителей замедлялся седьмой месяц подряд и оказался минимальным с сентября 2016 г. Что свидетельствует об ослаблении внутреннего спроса. Например, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи пассажирских авто в КНР в феврале снижались восьмой месяц подряд - на 17% в годовом выражении, до 1,22 млн.

Чтобы исправить ситуацию, китайские власти в последние месяцы 2018 г. начали активно принимать меры по увеличению спроса, включающие ускорение строительных проектов, снижение некоторых налогов и норм обязательных резервов банков. Как следует из рабочего доклада премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, программы по поддержке экономики в этом году будут расширены. В частности, власти Китая намерены сократить налоги и сборы для компаний почти на 2 трлн юаней ($298 млрд после сокращения на 1,3 трлн юаней в прошлом году). Для дальнейшего стимулирования инвестиций в инфраструктуру министерство финансов Китая повысило квоту на выпуск специальных облигаций для местных органов власти до 2,15 трлн юаней с 1,35 трлн в прошлом году.
Также китайские власти не намерены отказываться от ранее задекларированных шагов: расширение доступа инвесторов (в том числе за счет сокращения списка отраслей, где действуют ограничения, - сейчас в нем 151 пункт) и увеличение притока иностранных инвестиций за счет расширения перечня зон, где могут создаваться компании со 100%-ным зарубежным капиталом.

После выхода слабых данных по внешней торговле, инфляции и кредитованию глава Народного банка Китая пообещал обеспечить в 2019 г. рост кредитования примерно на уровне прироста номинального ВВП. А также оказать дополнительную поддержку (в том числе за счет кредитных инструментов) малому и среднему бизнесу.

Впрочем, возможностей для этого у китайского центробанка не так уж много. В октябре прошлого года регулятор уже снизил резервные требования к банкам, чтобы расширить доступ бизнеса к кредитованию. Дальнейшее активное смягчение денежной политики чревато ослаблением юаня, а значит, и новым витком оттока капитала.

Инвесторы вернулись на развивающиеся рынки

Эксперты издания The Economist предупреждают: если власти Китая не смогут предотвратить "раскручивание нисходящей экономической спирали", то это приведет к резкому снижению глобальных цен на сырье, особенно на металлы. "Высокие запасы продукции на складах китайских поставщиков лишний раз доказывают слабость спроса внутри страны. Участники рынка опасаются, что в марте-апреле китайским производителям придется нарастить экспорт для компенсации низких продаж на внутреннем рынке. Такой вариант развития событий может привести к избыточному предложению металлопродукции и падению цен на нее", - пишет Андрей Глушенко, аналитик "ГМК-Центра".

Пока же наши металлурги зарабатывают хорошо. "В начале 2019 г. увеличились цены на сырье для производства стали. Затем произошла авария на дамбе Vale в Бразилии, после которой фьючерсы на железную руду подскочили в течение месяца. Ростом сырьевых котировок воспользовались металлургические предприятия, повысив цены на свою продукцию, что было вполне обоснованно. Ведь цены на сталь неуклонно падали еще с апреля прошлого года, несмотря на то что котировки железорудного сырья и коксующегося угля с конца лета росли", - поясняет Андрей Глушенко.

Металлурги обеспечивают около 30% валютной выручки нашей страны. Нынешнее укрепление гривни в НБУ связывают в том числе и с благоприятной конъюнктурой мировых цен для основных товаров украинского экспорта, включая аграрную и металлургическую продукцию, и стабильными поступлениями экспортной выручки. И наоборот, проседание мировых цен на сырье будет оказывать дополнительное давление на гривню.

Впрочем, охлаждение мировой экономики может открыть для Украины дополнительные возможности для привлечения иностранного капитала и сглаживания негативных последствий от проседания сырьевых рынков. "По мере замедления глобального роста финансовые регуляторы развитых стран либо приостановят ужесточение кредитно-денежной политики, либо даже приступят к ее смягчению. Это стимулирует инвесторов снова обратить внимание на развивающиеся рынки и позволит увеличить инвестиции в них в разы. Центробанки в начале года уже продемонстрировали такую риторику. Одного этого было достаточно для увеличения объема инвестиций в развивающиеся рынки - плюс $56 млрд в январе, чего не было с лета 2017 г.", - говорит Максим Пархоменко, аналитик "Альпари".

В начале марта Европейский центральный банк оставил процентную ставку неизменной - на нулевом уровне. По прогнозам Moody's, ФРС США в 2019 г. поднимет ключевую ставку не более двух раз (а не три или четыре, как прогнозировалось ранее), а ЕЦБ начнет повышать ставки не ранее 2020 г. В результате, как показало исследование, проведенное в феврале банком Merrill Lynch, рынки развивающихся стран сейчас наиболее популярны среди инвесторов. А это означает, что по крайней мере внешняя конъюнктура для привлечения иностранного капитала для Украины в этом году будет благоприятной.

    Реклама на dsnews.ua