Сейф для черного золота. Сможет ли Украина заработать на хранении нефти

НАК "Нафтогаз Украины" усиленно пытается получить право хранить в Украине импортную нефть в режиме таможенного склада, как сейчас он это делает с газом. Что это даст?

Фото: Shutterstock

Схема хранения в режиме таможенного склада довольно проста. В случае с газом клиент закачивает в подземные хранилища Украины ресурс и декларирует, что будет хранить его до определенного момента, пока не решит, что с ним делать: продать в Украине промышленным предприятиям или же экспортировать обратно на внешний рынок, если конъюнктура там улучшится. А поскольку еще не определено, будет ли владелец газа использовать его в Украине или нет, то и НДС, который уплачивается при импорте газа в Украину, компания не оплачивает. Оплата производится только после того, как компания решила продать газ в Украине.

Теперь такую же схему заработка "Нафтогаз" хочет получить и по нефти - значительное снижение цен на нее и избыточное предложение по всему миру открывают для компаний новые перспективы заработка.

О том, что "Нафтогазу" неплохо было бы выдать разрешение на хранение нефти в режиме "таможенный склад", заявил еще в апреле исполнительный директор НАКа Юрий Витренко. По его словам, нефть могла бы храниться в емкостях Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, а также в хранилищах НПЗ, которые на сегодня уже не работают. Неделей позже о желании зарабатывать на ее хранении заявил и председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев - госкомпания попросила Кабинет Министров разработать и подать в Верховную Раду изменения в законодательство, поскольку сегодня нефть может поступать в страну или в режиме импорта (и тогда нужно заплатить 20% НДС), или в режиме транзита. По расчетам Коболева, Украина могла бы зарабатывать ежемесячно на хранении нефти $1-3 млн .

Однако "Нафтогаз" очень уж хочет получить право открыть таможенный склад для нефти, и уже 14 мая глава нефтяного дивизиона "Нафтогаза" Николай Гавриленко заявил, что у госкомпании даже есть потенциальные клиенты, которые обращались с предложением сдать нефть на хранение - азербайджанская компания Socar. По словам Гавриленко, "Нафтогаз" уже обратился в Министерство финансов, чтобы получить разрешение на создание лицензионного склада на базе собственных мощностей. Однако резервуарный парк морского нефтяного терминала "Пивденный" (порт "Южный") может вместить только 170 тыс. т нефти, чего недостаточно даже для размещения двух танкеров по 90 тыс. т. Поэтому "Нафтогаз" предлагает хранить нефть в нефтепроводе "Кременчуг-Лисичанск" - туда поместится около 400 тыс. т, и НАК просит Минфин признать недействующий участок этого нефтепровода ничем иным, как емкостью для хранения нефти.

Однако эксперт в Growford Institute Алексей Кущ считает, что Украина вряд ли сможет заработать серьезные деньги на хранении нефти. По его словам, ранее наша страна имела мощности для хранения энергоресурсов в объеме около 3 млн т условного нефтяного эквивалента, но на сегодня сохранилось лишь около 1 млн, а именно по нефти - и того меньше, около 400-500 тыс. т.

В то же время, отметил эксперт, существуют большая опасность появления вокруг нефти, положенной на таможенный склад, различных "схем". Например, импортное сырье можно учесть как нефть, добытую в Украине, и пустить на переработку.

"На украинских скважинах добыча нефти будет сокращаться, ведь из-за падения мировых цен ее стало невыгодно добывать не только в США или в России, но и в Украине. Поэтому импортную нефть можно пустить на переработку, а произведенное из нее топливо отразить, как выпущенное из украинской нефти. А проверить, сколько нефти осталось на таможенном складе, будет потом нереально", - прогнозирует Алексей Кущ.

Примечательно, что Кременчугский НПЗ, о котором упоминал Юрий Витренко, эксплуатируется компанией "Укртатнафта", 43% акций которой принадлежит "Нафтогазу", а еще по 28% контролируют структуры экс-владельцев Приватбанка и других бизнесменов. 

По мнению эксперта, если на хранении нефти Украина может заработать копейки, то в случае реализации этой схемы она может потерять на неуплаченном НДС миллиарды гривень.

Алексей Кущ отметил, что хотя это только гипотетические риски злоупотреблений, но практика показывает, что как только в Украине появляются возможности применить какие-то, они обязательно активируются. "Чтобы идея с таможенным складом по хранению нефти работала, Украине нужно иметь честные правоохранительные органы, таможню и налоговую. А также нужно, чтобы мощности по хранению нефти и по ее переработке были технологически отделены друг от друга", - сказал он.

Таким образом, казалось бы, здравая идея о том, как заработать в контексте изменений в конъюнктуре рынка, может обернуться проблемами для бюджета. И здесь важно уже не само законодательство, а возможность проконтролировать его соблюдение.