Рынок труда производственных вакансий - сложившаяся ситуация и возможные тренды
С одной стороны, такой стабильный рост - тренд, несомненно, позитивный, если б не одно "но". Это количество и качество производственного персонала. С этим, к сожалению, дело обстоит гораздо хуже.
Так исторически сложилось, что среднее техническое образование не считается в Украине престижным и важным. Гораздо более привлекательным является высшее образование и офисная работа. Именно поэтому каждое лето десятки тысяч абитуриентов устремляются на штурм вузов, и первая тройка специальностей - лидеров по привлекательности - выглядит как "правоведение-менеджмент-филология". От года к году места могут меняться, но лидерство остается. У производственников шансов попасть в десятку самых привлекательных специальностей очень немного - молодежь не любит технические нюансы и математические науки. Поэтому и юных инженеров, конструкторов и дизайнеров не становится от года к году значимо больше. Уходит "старая гвардия", дальше идет серьезнейшая дыра, ибо инженеры возраста 45+ много лет назад были вынуждены положить на полки свои дипломы и зарабатывать на жизнь чем придется - производство все было просто в разрухе. А молодежь предпочитает виртуальность и диджитализацию.
Поэтому количество вакансий в производственной сфере не сравнимо с популярнейшими вакансиями продавцов-консультантов или водителей, и резюме на сайтах по трудоустройству достаточно скудное количество. При этом большинство резюме либо от молодых специалистов 22-25 лет, либо от опытных профи 55-65 лет. Средний возраст в резюме встречается достаточно редко и чаще всего на руководящие должности.
Но самая большая головная боль работодателей связана даже не с инженерами, конструкторами или механиками. Сложнее всего "найти и удержать" простых производственников. Это разнорабочие, техники, операторы производственных линий и более высококвалифицированные узкие профи - слесаря, столяры, сварщики, монтажники, фрезеровщики и т. д. Работа на производстве даже в социалистические времена считалась уделом "лимиты", но смена власти ничего не изменила в производственном раскладе - работать на производстве все еще непрестижно. А иногда сложно и даже вредно для здоровья.
К сожалению, государственной системы профориентации пока нет, молодежь в вопросах выбора профессии предоставлена самой себе, и работодатели тут теряют последний шанс "понравиться" своей целевой аудитории. Ведь после того как молодежь поступит в вузы, переманить ее на производство будет сложно, долго и дорого. А в профессиональные училища им идти резона нет - непонятно, сложно и потому ненужно. Кроме того, в головах родителей абитуриентов присутствует картина производства времен их молодости, не всегда соответствующая реалиям сегодняшнего дня и не добавляющая популярности производственникам. И, поскольку работодатели не общаются напрямую с абитуриентами и их родителями, а училища и подавно исповедуют пассивный подход в наборе учащихся, дефицит специалистов на производстве обширный и хронический.
Даже в сводке соотношение доли вакансий и резюме по направлению "Производство: рабочие специальности" ясно дает понять остроту проблематики - 39% доля вакансий против 22% доли резюме.
Нельзя сказать, что работодатели "сидят, сложа руки". Поскольку остановить производственный конвейер дорого, а доменную печь, например, вообще разорительно, они активно борются за привлечение персонала. Одним из важных факторов является заработная плата - по некоторым позициям рабочие специальности обгоняют офисные профессии. Уже никого не удивляет, что бухгалтеру предлагают чуть больше 11 тыс. грн, а рабочему производства - 13,5 тыс. грн. При этом часть оплаты труда рабочего сдельная, и при наличии высокой квалификации он вполне способен удвоить свое вознаграждение.
Кроме того, в соцпакет производственников работодатели включают такие опции - медицинское страхование; комплексные обеды по льготным ценам (иногда даже бесплатно); обеспечение средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой; развозка - если предприятие находится "вдали от цивилизации" и т. д. Многим офисным специалистам такие льготы только снятся.
Тем не менее подобная щедрость производственных работодателей - это не зов души, а вынужденная необходимость. В нынешних реалиях им приходится конкурировать не только между собой, но и с работодателями европейских стран - например Польши, Чехии и Германии, заработные платы в которых значимо выше, а условия иногда более привлекательны. И, соответственно, наиболее трудолюбивые и старательные предпочитают за свой труд получать евро, а не гривни. И чем больше разница в заработных платах, например сварщиков или операторов станков с ЧПУ, тем больше шансов у работодателя недосчитаться своих лучших сотрудников, махнувших за "длинным евро".
Поэтому украинские работодатели модернизируют производства, уменьшая пресловутый "человеческий фактор", и, конечно, пытаются придумывать все новые методы привлечения и удержания своей целевой аудитории. Конечно, если зарплата украинских производственников составит хотя бы 75% от зарплаты их польских коллег, особого смысла ехать на заработки не будет. Но ситуация за рубежом динамически меняется - дефицит персонала у наших трех соседей (Польши, Чехии и Германии) из года в год усугубляется, и они вынуждены идти все на большие уступки для привлечения новых трудовых мигрантов. Поэтому налицо некая "гонка на опережение", и нашим производственникам приходится нелегко. Но только предоставление понятных и конкурентных условий труда позволит производственным компаниям привлекать и удерживать персонал. А работа со стратегическим заделом позволит привлекать не только в краткосрочном периоде. Иначе нас ждет новый виток закрытия производственных предприятий - работать на них будет просто некому.