Русский размер. Почему Россия остается главным инвестором для Украины

В 2016 году общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину, по данным отечественного МЭРТ, составил $3,8 млрд
Фото: shutterstock.com

Напомним, под прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) подразумевают участие нерезидентов в уставном капитале украинских предприятий. За все время независимости Украина привлекла порядка $45 млрд ПИИ, т. е. немногим более $1 тыс. на жителя страны. Скажем прямо, не лучший показатель, особенно учитывая, что Украина находится географически в Европе, а не в экваториальной Африке, хотя тамошние страны выглядят уже поприличнее.

Как видим, большая часть инвестиций пришла с Кипра. По большому счету это инвестиции в самих себя, когда выведенный из Украины по различным схемам капитал возвращается обратно, но уже в виде инвестиций в украинские предприятия. Основная причина — доморощенные олигархи и бизнесмены калибром поменьше не доверяют не только украинским судам и органам власти, но и друг другу. Кипр с его корпоративной культурой и английской системой права идеально подходит для хранения титулов собственности на активы. Россия традиционно занимает третье место, хотя, если учитывать реальные инвестиции, могла бы занять и первое.

Что касается прошлого года, картина вырисовывается неутешительная. Привлекая по $80–90 инвестиций на душу населения в год, структурные реформы экономики не проведешь... Хотя если вспомнить лучезарного Айвараса Абромавичуса, в 2016 г. планировалось привлечь цельных $5 млрд ПИИ...

Но даже эта сумма оказалась и дутой, и "зрадливой" одновременно. Реальных денег из $3,8 млрд ПИИ зашло даже меньше половины. Большая часть — это схемы, связанные с конвертацией резидентами своих кредитов перед нерезидентами в уставный капитал. То есть, вместо того чтобы возвращать взятые за границей кредиты, украинские предприятия зачисляют сумму задолженности в уставный фонд. Происходит это потому, что и кредитор, и собственник, как правило, одно и то же лицо. Легким движением руки долги превращаются в элегантные инвестиции. Прямые, иностранные...

Что касается зрады. Большая часть инвестиций в 2016 г. пришла из России. Причем пришла — громко сказано. Речь шла о докапитализации российских банков, которым НБУ гуманно разрешил конвертировать в капитал их кредиторскую задолженность перед материнскими структурами из Белокаменной. Проанализируем динамику наращивания уставных капиталов четырьмя крупнейшими российскими банками, причем для чистоты эксперимента возьмем четыре банка, исключив Альфа-банк, который принадлежит бенефициарам из РФ, но формально им владеет ABH Ukraine Limited (Кипр) .

Возможно, не все инвестиции в эти банки были осуществлены в 2016 г. в форме взаимозачета, но только Проминвестбанк публично анонсировал конвертацию в свой капитал кредитной линии на $800 млн перед материнским банком. Если учитывать только эти четыре финучреждения, объем прямых инвестиций составил порядка 36,5 млрд грн., или $1,4 млрд, если считать по курсу 27 грн/дол. Но ведь курс гривни на момент внесения этих инвестиций мог быть ниже указанного значения, поэтому реальный эквивалент инвестиций в долларах был значительно больше. А ведь ПИИ из РФ не ограничивались только четырьмя банками...

Комментируя схему конвертации кредитов в капитал, НБУ наивно или мнимо наивно полагал, что такая схема "рисования" капитала весьма выгодна для Украины. Мол, эти банки уже не смогут вывести валюту из страны на погашение внешней задолженности. Во-первых, для выведения валюты из страны есть тысяча и один способ помимо погашения кредитов: корсчет в помощь. Во-вторых, чтобы купить валюту, нужно иметь избыточную ликвидность, которой, скорее всего, недостаточно, иначе тот же Проминвестбанк не привлекал бы рефинансирование от НБУ.

Еще более наивными выглядят некоторые "независимые" эксперты, которые на каждом углу вопиют о разделении таких понятий, как государство-агрессор и инвестиции из него. Мол, если дают — надо брать, и инвесторы вне политики. Так ли это, попробуем разобраться. Более 97% акций Проминвестбанка владеет Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). В данный момент ВЭБ переживает не лучшие времена — размер его финансовой дыры оценивается примерно в 1,5 трлн руб. По сути, это даже не банк (банковской лицензией не обладает), а государственная корпорация, в своем нынешнем виде появившаяся в результате принятия в 2007 г. закона РФ "О Банке развития". Изначально, стратегия ВЭБ определялась не в сфере достижения коммерческих целей, а в реализации значимых для государства проектов, которые были неинтересны частному бизнесу. На самом деле это корпорация по финансированию политических проектов Кремля, например зимней Олимпиады. Кстати, после ее завершения, тому же ВЭБ пришлось взять на содержание убыточные объекты инфраструктуры в Сочи на 200 млрд руб.

По сути, мы имеем дело с политическими инвестициями, когда с помощью банков реализуется стратегия присутствия на украинском рынке капитала. Но проблема не в этом. Российский капитал присутствует и в Грузии, причем даже после 2008 г. А также в странах Балтии, несмотря на опасные маневры военных самолетов и кораблей. В основном РФ инвестирует средства в энергетические проекты, системы коммуникаций, связи и финансовый сектор. Это, так сказать, любимые точки приложения российских инвестиций. Вспомним, что мобильный оператор МТС, присутствующий в Украине, также принадлежал российской финансово-промышленной группе.

На данный момент российские инвестиции в Украину переживают некий ренессанс. В условиях бегства с украинского рынка европейских инвесторов россияне, привыкшие к работе в коррупционном болоте у себя на родине, легко осваиваются и у нас. Трендом последних лет стал фасадный ребрендинг. Переименовываются сети автозаправок, чтобы не травмировать психику обывателя московскими названиями.
В 2015 г. МТС заключил соглашение на франшизу с британским оператором Vodafone на использование в Украине британского бренда. Эта тенденция будет продолжена и в 2017 г. Нас ожидает смена собственников некоторых российских банков. Насколько новые бенефициары будут реальными владельцами, а не свадебными генералами, покажет время.

В правительстве заявили, что прирост ПИИ в 2016 г. был вызван некими реформами и ростом международных рейтингов Украины. Удивительное заявление, учитывая все вышесказанное. Инвесторам из РФ все равно, какие реформы у нас проводятся, да и рейтинги наши их не беспокоят. Они привыкли ориентироваться на совершенно иные маяки, недоступные глазу наивного инвестора из ЕС.

Но главная проблема заключена в нас самих. Украина за три года необъявленной войны так и не удосужилась определить стратегию в таких вопросах, как оккупированные территории и страна-агрессор. Что можно, а что нельзя, должны определять законы, а не общественные активисты и балончики с красной краской. Тем более что быть "общественником" сейчас стало не только модно, но и выгодно. Государственный вакуум заполняет народная инициатива, и не всегда с благими намерениями. Резюмируем: даже инвестиции из РФ могут служить на благо нашей страны, если во главу угла будет поставлена четкая государственная стратегия, а не кулуарный интерес узкой группы лиц. К этому и нужно стремиться. А баллончики с красной краской лучше оставить на уроках рисования....