Россияне застряли в украинской глине
Украинской "дочке" российского ВТБ Банка, подконтрольного властям РФ, не везет с заемщиками. Еще осенью прошлого года это финучреждение сформировало резервы на 14,6 млрд грн. и по итогам девяти месяцев 2015 г. зафиксировало рекордный убыток в 16,26 млрд грн., объяснив это плохим качеством кредитного портфеля. В нынешнем году, судя по всему, россиянам придется не легче, поскольку его крупные заемщики не горят желанием погашать взятые кредиты. Подтверждением чему можно считать пример группы компаний "Юмин" (Ukraine Minerals) днепропетровского бизнесмена Дмитрия Визгалова, известного в своем регионе в качестве владельца фирмы "ДВС Компани" и бывшего помощника влиятельного экс-нардепа Игоря Шарова.
Под контролем "Юмин", называющей себя "украинской добычной компанией", находятся такие структуры, как ООО "Проско ресурсы", разрабатывающее крупнейшее в Центральной и Восточной Европе Просяновское месторождение каолинов, и ООО "Любимовский карьер" — один из ведущих производителей гранитного щебня в Украине, который добывается на Любимовском и Чаплинском карьерах в Днепропетровской области. Кроме того, в орбиту "Юмин" входит компания "Цветные металлы", занимающаяся добычей и обогащением песков из техногенных титаноциркониевых россыпей Малышевского месторождения.
Последняя структура еще в 2007 г. заключила два договора с ВТБ Банком об открытии кредитных линий на сумму $5,87 млн и $4,7 млн. Процентная ставка по ним была установлена на уровне 11% годовых, а вернуть долги заемщик обязался в августе минувшего года. Однако этого так и не произошло, и банк в итоге обратился с требованием обеспечить погашение долга к поручителю, которым оказался "Юмин". Поскольку он также не горел желанием делать это добровольно, банкиры инициировали судебные разбирательства и в декабре минувшего года добились положительного решения Хозяйственного суда Днепропетровской области, который обязал поручителя выплатить банку в общей сложности $13,4 млн долга с учетом процентов и штрафов.
Впрочем, как выяснилось через пару месяцев, ВТБ Банк отпраздновал победу лишь на бумаге. Недолго думая, юристы "Юмин" обратились в суд в заявлением об отсрочке выполнения судебного вердикта, сославшись на тяжелое материальное положение компании, "в связи с чем немедленное исполнение решения суда может привести к невозможности выплаты заработной платы ее работникам". Еще одним аргументом в свою пользу "Юмин" назвал значительную задолженность государства перед компанией по возмещению НДС (около 13,7 млн грн.). Суд это вполне удовлетворило, и в конце февраля он предоставил компании отсрочку на год по выплате указанного долга.
Что же касается группы Дмитрия Визгалова, то для нее эти кредитные каникулы можно считать жизненно важными, поскольку взыскание с "Юмина" эквивалента 360 млн грн. означало бы неминуемое банкротство данной структуры. Чтобы понять это, достаточно одного факта: эта сумма сопоставима с годовой выручкой "Юмина" и входящих в его состав ключевых компаний — уже упомянутых ООО "Проско ресурсы", "Цветные металлы" и "Любимовский карьер".