• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Роман Насиров: Правительство должно решить, ему нужны 40 млрд, или оно готово отдать эту сумму бизнесу

Глава Государственной фискальной службы о Налоговой реформе, изменениях на таможне и грядущем всеобщем декларировании доходов
Фото: Илья Литвиненко/"ДС"
Фото: Илья Литвиненко/"ДС"
Реклама на dsnews.ua

"ДС" ГФС остается лидером среди госорганов по числу жалоб от бизнеса. По данным бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы, жалобы на Ваше ведомство составляют около 50% от общего количества. Вы планируете наводить порядок в службе?

Р.Н. Бизнес-омбудсмен назвал цифру 500 жалоб за прошлый год. Всего ГФС обслуживает 47 млн. налогоплательщиков, из которых 44 млн. - это физлица. И если из 3 млн. компаний пожаловалось только 500, наверное, это не так уж плохо. ГФС - контролирующий орган, и, естественно, между ним и налогоплательщиками всегда будет некий конфликт интересов. Так происходит не только в Украине. В США и граждане, и компании очень боятся  IRS (Internal Revenue Service), в Великобритании - Управление по налоговым и таможенным сборам (HMRC). Поверьте, мы очень стараемся быть демократической сервисной службой. Считаю, что нам это удается. 

"ДС" А статистика уголовных производств? По информации того же бизнес-омбудсмена, в 2015 году налоговая инициировала их свыше 1700, но только 55 из них были переданы в суд с обвинением. В июле министр финансов Александр Данилюк дал Вам поручение уменьшить количество уголовных производств. Есть прогресс в этом вопросе?

Р.Н. Это не совсем корректные данные. За последний год статистика совсем другая. К тому же, есть случаи, когда даже "серые" бизнесы набираются наглости и жалуются на нас бизнес-омбудсмену.

В последнее время много публичных лиц говорит о неэффективности налоговой милиции, оперируя при этом неверными цифрами. Это создает неоправданное социальное неудовлетворение деятельностью этого ведомства. Например, в течение 2015 года приблизительно 600 следователей направили в суд свыше 1 тыс. уголовных производств, из которых 360 - по фактам неуплаты налогов. В этом году в суд было направлено уже 754 уголовных производства, из которых 184 - относительно неуплаты налогов. То есть показатели работы налоговой милиции преуменьшены в несколько раз. Подчеркну, это результаты только 600 следователей, а не всей налоговой милиции.

Но мы работаем над улучшением ситуации. Например, уже принято решение передавать материалы в налоговую милицию только после завершения апелляционного процесса. А саму апелляцию мы планируем сделать одноуровневой. Она станет быстрее и проще, и вместо нынешних девяти месяцев будет занимать три.

"ДС" То есть на самом деле все хорошо, а бизнес жалуется только в силу сложившейся традиции?

Реклама на dsnews.ua

Р.Н. Я не говорю, что все идеально. Мы все еще работаем над реализацией программы реформ, которая была разработана совместно с Международным валютным фондом и принята год назад. Глобальные трансформации нельзя провести за один месяц. Часто вопрос упирается в принятие законодательных актов, необходимость кардинальных изменений. Например, мы очень хотели бы брать на работу высокопрофессиональных аудиторов, например, из "большой четверки". Но с нашим уровнем зарплат об этом говорить не приходится. В ГФС действительно иногда приходят классные специалисты, но только на короткое время. Наличие стажа работы в налоговой может стать для них трамплином при продвижении по карьерной лестнице.  Очень быстро эти люди возвращаются снова в бизнес, на высокие зарплаты. Мы плотно работаем с правительством, чтобы повысить среднюю зарплату наших сотрудников хотя бы до реального прожиточного минимума. Сейчас и у таможенного, и у налогового инспектора базовый оклад варьируется в диапазоне 1900-2500 грн. Да, есть надбавки, но средняя зарплата по результатам первого полугодия составила всего порядка 4 тыс. грн.

"ДС" Вы планировали повысить зарплаты после сокращения штата ГФС. Это не удалось сделать?

Р.Н. Количество персонала в службе действительно сократилось с 59 тыс. до 42 тыс. Но повысить зарплаты пока не удалось. Увольнение сотрудников тянет за собой выплату отпускных, "выходных" и т.д. То есть освободившиеся средства мы сможем использовать для увеличения зарплат только с сентября. После этого сотрудники будут получать на руки около 5 тыс.грн. Тем не менее, можно зайти на любой сайт с вакансиями и увидеть, что в коммерческих структурах даже обычным бухгалтерам платят, минимум, в 2 раза больше.

"ДС" Продолжится ли оптимизация персонала в фискальной службе?

Р.Н. Мы больше не планируем сокращений. Я бы сказал, что кое-где мы уже даже перестарались. Например, пункты пропуска на западной границе. На украинской стороне сегодня работает примерно на 30% меньше таможенников, чем на польской, венгерской, румынской. И это при том, что на пунктах пропуска мы старались не сокращать людей. Сейчас мы говорим о необходимости увеличения количества таможенников. Думаю, со временем мы сможем сделать некоторое перераспределение кадров внутри службы, но это станет возможным только после того как ГФС станет единым юрлицом.

"ДС" Но, может быть, у наших соседей больше таможенников в пунктах пропуска из-за того, что там грузы проходят таможенную очистку именно на границе, а не на внутренних терминалах?

Р.Н. Это отдельный вопрос, который мы неоднократно поднимали. Такой вариант имеет свои плюсы и минусы. Во-первых, чтобы переместить  оформление грузов на границу понадобятся значительные инвестиции. Ведь кроме самого пункта пропуска будет нужна соответствующая инфраструктура. Во-вторых, если вы поговорите с бизнесом, то увидите, что абсолютное большинство выскажется за то, чтобы проводить растаможивание и затаможивание грузов внутри страны. И это скажут не "схемщики", а честный бизнес. Он заинтересован в том, чтобы максимально быстро пересекать границу, и без всяких проволочек растаможивать грузы на складах, где есть отделы таможенного оформления.

"ДС" Какова вероятность, что такое желание бизнеса связано с очень разными условиями таможенной очистки грузов на разных терминалах?  Говорят, что кое-где они очень лояльны...

Р.Н. Точно также условия могут отличаться и на разных пунктах пропуска. А любые попытки их унификации, поверьте, вызовут категорический протест со стороны реального бизнеса. Сейчас основной способ определения таможенной стоимости - это контракт или инвойс. Если одна компания купила персики по $1,25, а другая, допустим, по $1, почему они обе должны растаможивать груз по какой-то унифицированной цене?  Если же установить ценовой коридор, то все захотят проводить растаможку по его нижней границе. Сегодня 85% грузов в Украине оформляется именно по стоимости контракта. И только примерно в 15% случаев присутствуют непрямые контракты. Это та часть товара, которая потом продается на рынках или через "единщиков". Азиатские, китайские грузы с "ширпортебом", которые идут к нам через гонконгские компании, именно там есть риски занижения таможенной стоимости или смены номенклатуры.  

"ДС" Готовятся ли какие-то изменения в таможенное законодательство?

Р.Н. Начиная с июля этого года в ЕС начал функционировать новый Таможенный кодекс. По моему мнению, Украина, которая стремится в Европу, сделает верный шаг, если также примет этот документ. Сейчас мы его изучаем, а в сентябре будем презентовать правительственному комитету.

Наше предложение - адаптировать и имплементировать Европейский таможенный кодекс с 2017 года.

"ДС" В правительстве уже отказались от идеи отдавать наши таможни в управление иностранным компаниям, привлекать иностранцев для проведения реформ и т.д.?

Р.Н. Совсем нет. Мы закончили отработку этого вопроса с USAID. В нескольких пунктах пропуска на нашей европейской границе будут постоянно работать представители иностранных компаний. Их названия пока называть не стану. Это поможет нам модернизировать ежедневные процессы - оформление и досмотр грузов, проведение проверок и пр. После полугода работы эксперты смогут дать конкретные рекомендации. Этот проект оплачивает USAID.

"ДС" Подавала ли ГФС свои предложения по проекту Налогового кодекса?

Р.Н. У нас очень много предложений, но, в основном, они касаются не ставок налогов, а только администрирования. Поясню о чем речь. В этом году рост поступлений в местные бюджеты ожидается примерно на 50%, мы прогнозируем перевыполнение плана на 25-30 млрд. грн. Значительную лепту в местные бюджеты вносит 5%-ный акцизный налог. Однако сейчас существует немало проблем с его администрированием. В бизнесе АЗС нет 5%-ной маржи, наценка обычно устанавливается на уровне 2%. Поэтому 5% розничного акциза для компаний - это огромные деньги, и, естественно, бизнес пытается этот налог обходить. Мы предлагаем перенести эти 5% розничного налога на продажу топлива на заправках (это примерно 40 евро на тонне) в основную ставку акциза. А дальше государство будет распределять эти деньги в местные бюджеты, исходя из объема проданного топлива в том или ином регионе. Это значительно упростило бы администрирование. Думаю, что после этого сборы от акцизного налога повысились бы еще на 25-30%. 

"ДС" Что вы думаете о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал?

Р.Н. Фактически речь идет о льготе бизнесу: если он инвестирует прибыль в развитие, то не платит налог. Надо понимать, что этой льготой, скорее всего, воспользуется 80% бизнеса, а то и все 100%. В деньгах это будет означать недопоступления в госказну в размере около 40 млрд. грн. Поэтому правительству нужно решить: ему нужны эти 40 млрд. грн. в бюджет или оно готово отдать эту сумму бизнесу?

Можно посмотреть на ситуацию с ЕСВ после снижения ставки. Часть недопоступлений удалось перекрыть за счет детенизации. Тем не менее, "дыра" в Пенсионном фонде в прошлом году была 80 млрд.грн., а в этом году - 145 млрд.грн. Еще в октябре-ноябре мы собирали порядка 15 млрд.грн. ЕСВ, а сейчас - только 10-11 млрд.грн. в месяц. Суммарно это "минус" 48-50 млрд. в год., которые придется покрывать из бюджета.

"ДС" Нужно ли реформировать упрощенку?  

Р.Н. Упрощенную систему налогообложения надо изменить исходя из реалий нынешнего времени. Эта система не должна работать для супермаркетов и магазинов, ресторанов и прочих компаний, которые де-факто просто подменяют наемный труд контрактами с "единщиками". Приведу пример: в Государственной фискальной службе работает аудитор, получает зарплату. Государство платит за  него 22% ЕСВ, плюс еще 18% подоходного налога он уплачивает сам. То есть если аудитор получает зарплату 5 тыс. грн., то почти 2 тыс. грн. будет уплачено в бюджет. Одновременно человек, оформленный "единщиком", платит в госказну 250 - 300 грн. в месяц, но при этом может зарабатывать и 25 тыс. грн. Как убрать эту проблему неравенства? Может тогда государству также стоит брать на работу каждого налогового инспектора или аудитора и оформлять его как "единщика"?

"ДС" Вы выступали за повышение минимальной зарплаты до 5 тыс. грн. Но такой шаг означал бы неизбежное раскручивание инфляции...

Р.Н. Совсем необязательно. Сегодня у тех, кто якобы получает минималку, реальная зарплата намного больше. Посмотрите объявления о работе - за 4 тыс. грн. невозможно нанять даже чернорабочего. За последнее время до 7-8 тыс. грн. выросли зарплаты в армии, в полиции. Во многих министерствах заработная плата сейчас дотягивает до 9-10 тыс.грн.  "Укргазвыдобування" вообще чемпион, там руководство получает по миллиону гривень в месяц. Даже фискальная служба к концу года планирует приблизиться к уровню зарплат в 5 тыс.грн., хотя до сих пор мы и пограничники оставались одними из самых бедных ведомств. Т.е. в абсолютном большинстве и государство, и бизнес платит зарплаты больше, чем 5 тыс.грн. Надо выводить эти деньги из "конвертов", из законодательной тени. Ведь часто такие схемы осуществляются фактически в рамках законодательства. Пример - те же "единщики". Малому бизнесу создали оптимальную систему налогообложения. Но, наверное, стоит говорить о том, что если предприниматель уплачивает единый налог, а остальные деньги оставляет себе, он также должен начислять себе заработную плату, уплачивать ЕСВ и ПДФО.

"ДС" Но тогда это никак не будет отличаться от обычной системы...

Р.Н. Нет, почему же? Это все равно будет гораздо проще и дешевле, чем платить НДС, налог на прибыль и пр. Если человек использует заработанные  деньги для реинвестирования в бизнес - вопросов нет.  Но если предприниматель берет их себе - это или его зарплата, или дивиденды. Других вариантов нет. Тогда хоть минимальную зарплату пусть себе начислит.

"ДС" Вы говорили, что уже в 4 квартале 2016 года в Украине может заработать система всеобщего декларирования. Этот план реален?

Р.Н. Да, вполне. Законопроект, в подготовке которого мы также принимали участие, уже практически готов. Думаю, он найдет поддержку в парламенте. Мы часто слышим, что на руках у населения находится огромная сумма. Раньше говорили о $60 млрд., сейчас говорят уже о $100 млрд. Эти деньги нужно вывести из тени. Есть люди, которые в свое время получали зарплаты в конвертах, но это был не их выбор, они просто не могли изменить ситуацию, чтобы не потерять работу. У кого-то остались сбережения. Возможно, с этих денег люди хотели бы уплатить налог.

Поэтому мы хотим дать всем желающим разовую возможность добровольно задекларировать свои активы, если их стоимость составляет 1 млн.грн. и выше. С задекларированной суммы надо будет уплатить налог по ставке 10-15%. Ставку можно было бы сделать и ниже, если бы декларанты согласились положить деньги в банк. Но учитывая проблемы нашей банковской системы, вряд ли на это кто-то пойдет. Мы обговорили с НБУ  условия и отсутствие санкций для тех лиц, кто держит свои деньги не в Украине. Не секрет, что многие граждане имеют счета в иностранных банках, многие бизнесмены являются собственниками офшорных или оншорных компаний в разных юрисдикциях. Кто-то регистрировал свои бизнеса на родственников, тещу и т.д. Все они получат возможность задекларировать активы, не неся при этом наказания за налоговые прступления.

"ДС" Когда будет введен непрямой контроль расходов?

Р.Н. Со следующего года. И мы не будем изобретать велосипед. Мы пойдем по пути, который принят в Европе, где существуют лимиты на расчеты наличными. Во многих странах нельзя просто так потратить больше двух тысяч евро - придется либо заполнять декларацию, либо платить банковской картой. Последняя инициатива НБУ о снижении лимита расчетов наличными с нынешних 150 тыс. грн. до 50 тыс.грн., которая сейчас обсуждается, будет приурочена как раз к введению всеобщего декларирования и контроля за расходами. Думаю, это оптимальная сумма для Украины.

"ДС" Самый громкий скандал лета - заморозка возмещения НДС. Были ли выявлены нарушения во время проверок аграриев и продолжатся ли проверки?

Р.Н. Шум, который поднялся вокруг этого вопроса, показывает, насколько нам удалось отладить процесс возмещения НДС. Задержка была буквально на неделю, но и эти семь дней оказались столь чувствительны для бизнеса. Мы проводили проверки в соответствии с поручением Кабмина, и не выявили нарушений. Все недоразумения связаны со спецификой перехода аграриев от спецрежима к обычному. Не все помнят, что по факту сельхозпредприятия оплачивали НДС и раньше, просто он возвращался им назад. И когда Минфин прогнозировал, что получит от аграриев 20 млрд.грн., мы сразу говорили, что в переходный период эта сумма будет значительно меньше.   

    Реклама на dsnews.ua