Реструктуризация долга: Почему Украина может повторить судьбу Аргентины

Россия и миноритарные держатели суверенных долгов, чтобы не говорили в Кабмине, по-прежнему могут довести нашу страну до дефолта
Фото: tsn.ua

Украина договорилась с советом кредиторов о реструктуризации госдолга. Об этом сегодня на заседании Кабмина сообщил премьер Арсений Яценюк, а чуть ранее об этом же заявила Bloomberg министр финансов Украины Наталия Яресько. По словам главы финансового ведомства, кредиторы согласились списать 20% долга ($3,8 млрд), а выплаты остальной суммы в размере $15,5 млрд будут растянуты до 2019 года. Согласно договоренностям, сроки погашения долга будут пролонгированы на четыре года, ставка составит 7,75% по всем срокам.  Стороны договорились, что Украина компенсирует кредиторам часть списанного долга, начиная с 2021 года, если ВВП страны превысит $125,4 млрд., а годовой рост достигнет 3%.

Подписание такого соглашения - безусловно, позитив. Украине не придется оправдываться перед МВФ, и новый транш фонда можно будет ожидать вовремя. Вслед за кредитором подтянутся и другие международные финорганизации. К примеру, Всемирный банк на днях уже пообещал Украине $500 млн на политику финансового развития. Еще одним плюсом станет прекращение слухов о возможном введении моратория на выплаты кредиторам, которые до сих пор сеяли панику на валютном рынке. В ожидании возможного дефолта экспортеры придерживали валюту, а граждане закупали СКВ на черном рынке. Уменьшится нагрузка на платежный баланс: поскольку долг уменьшится на $3,8 млрд, а его выплата будет отсрочена, отток валюты из страны будет не столь значительным. А, значит, риски для курса гривни существенно снизятся.  

Но если говорить о сокращении украинских долгов, то подписание соглашения вполне может оказаться только частью большого пути.  Ведь совет кредиторов, с которым вело переговоры ведомство Наталия Яресько, держит только $9 млрд нашего долга (по другим данным и вовсе $7,5 млрд), тогда как реструктуризации подлежат $18 млрд. То есть совет кредиторов может отвечать по сути лишь за половину долга, согласие на списание которого он дал. Напомним, чтобы решение считалось обязательным для исполнения всеми сторонами, необходимо согласие минимум 75%. Но остальные держатели украинских бондов (кроме РФ) пока молчат.

Дальше события могут развиваться по трем сценариям. В рамках первого (и наименее реалистичного) - все кредиторы согласятся с принятым решением. Но добиться этого будет фактически невозможно. В России еще раз подтвердили, что не пойдут на реструктуризацию. Хотя выплата Украиной $3 млрд. погоды Москве не сделает. Международные резервы РФ сейчас составляют около $360 млрд. Но там не могут отказать себе в удовольствии испортить Киеву отношения с кредиторами.

Второй вариант - все кроме России, согласятся на списание части долга. В таком случае у Украины есть шанс найти понимание у инвесторов, даже если мы в принципе откажемся оплачивать "долги Януковича". Эксперты предсказывают, что с учетом всех обстоятельств, в частности войны, остальные кредиторы не особо будут поддерживать РФ в ее стремлении выбить из нас деньги. Кроме того, для них такое решение может стать даже позитивным сигналом. Речь о том, что отказ выплачивать $3 млрд означает, что долговая нагрузка Украины автоматически снизится. А, значит, шансы остальных инвесторов на получение своих денег вырастут. Так что даже если Украина формально допустит дефолт по российским обязательствам, предъявлять нам другие долги к срочной оплате кредиторы наверняка не станут. А России останется выяснять с нами отношения через международные суды, что, как известно, дело не быстрое.

В Институте международной экономики им. Петерсона в США считают, что сделать это можно, признав наш долг одиозным. То есть взятый режимом не в общенациональных целях, а для своей собственной поддержки

Ключевой вопрос - как нам избежать в принципе выплаты $3 млрд. В Институте международной экономики им Петерсона в США считают, что сделать это можно, признав наш долг одиозным. То есть взятый режимом не в общенациональных целях, а для своей собственной поддержки, и который может не признаваться должником после свержения указанного режима. В своем отчете экономисты приводят примеры стран, которые пошли по такому пути и добились успеха. А к чему приводит нежелание использовать этот шанс, в своем отчете описал UNCTAD. После свержения режима апартеида Нельсон Мандела решил, что лучше выплатить все долги, чем получить репутационный ущерб. В итоге долги были выплачены, но репутацию страны это не улучшило - ни инвестиции не пришли, ни новые займы.

С другой стороны, если западные кредиторы сейчас согласятся с решением о реструктуризации, а в декабре мы выплатим России $3 млрд., но вполне возможно, что это поубавит у остальных желания прощать нам долги. Да и политические риски надо учитывать - в Украине найдется немного людей, которые поймут, почему мы отдаем четвертую часть наших золотовалютных резервов агрессору.

Третий сценарий может оказаться для нас наихудшим - если не только РФ, но и другие кредиторы окажутся против списания. Даже чиновники Кабмина не раз заявляли, что среди держателей украинских ценных бумаг вполне могут оказаться и представители окружения Януковича. Если это действительно так, то для них отказ от реструктуризации - хороший повод подать в суд на Украину. Как тут не вспомнить Аргентину, которая в прошлом году в энный раз была признана государством в дефолте. А поводом к этому как раз стало несогласие кредиторов с реструктуризацией долгов еще в далеком 2001 году.