Размещение российских евробондов: удар по санкциям или фикция
Министерство финансов РФ отчиталось об итогах размещения российских еврооблигаций, завершившегося 24 мая. На первый взгляд, результаты выглядят блестяще. Долговые бумаги номиналом $200 тыс. и с погашением в 2026 г. были размещены на $1,75 млрд. под 4,75% годовых. Объем заявок составил около $7 млрд. Согласно данным ведомства, более 70% размещения пришлось на иностранцев. Основная часть выпуска была якобы выкуплена инвесторами из Великобритании, Франции, Швейцарии, а также Азии и США.
Российское размещение имеет несколько особенностей. Обслуживать выпуск впервые будет Национальный расчетный депозитарий (НРД). Международные клиринговые системы Euroclear и Clearstream отказались от участия, побоявшись нарушить предписания США и ЕС, которые не рекомендовали банкам участвовать в размещении.
Например, перетечь к государственному Внешэкономбанку, который оказался в сложном финансовом положении и при этом должен в этом году гасить еврооблигации. Кроме того, согласно условиям эмиссии, выплаты инвесторам могут проводиться не в долларах, а в других валютах - британских фунтах стерлингов, швейцарских франках или евро. Это должно дать инвесторам хлипкую гарантию на тот случай, если США решат блокировать платежи из-за санкций.
Россия привлекла валюту на внешних рынках впервые с 2013 г. Три года назад Минфину удалось разместить еврооблигации на $6 млрд и 750 млн евро. "Хочу отметить, что в 2013 г., когда Россия выпускала такую же 10-летнюю бумагу еще до санкций, по ней ставка была 5,12%. Поэтому, на наш взгляд, сделка удачная. Официальных заявок было в 4 раза больше, чем был выпуск в итоге. И, на мой взгляд, это дает очень хорошую перспективу для жизни этой бумаги на вторичном рынке", - заявил глава ВТБ Андрей Костин (организатором размещения был "ВТБ Капитал", входящий в группу ВТБ).
Впрочем, при ближайшем рассмотрении все может оказаться не так уж благополучно. Во-первых, из запланированных $3 млрд удалось разместить только чуть больше половины - $1,75 млрд. Во-вторых, фантастический спрос, как сообщали Ведомости, был отчасти специально "раздут" - компании якобы подавали заявку гораздо на большую сумму, чем собирались купить, а затем шли на попятную. К тому же, вызывает сомнение, что покупателями бумаг действительно выступили нерезиденты. "Выпуск нельзя считать успешным. Несмотря на заверения Минфина России, покупателями стали только российские игроки. Данный выпуск учитывается только в национальном Депозитарии России, а не в Euroclear, что сразу же ограничило количество участников. В результате, книга была открыта три дня вместо трех часов, в основном для того, чтобы перегнать деньги из России заграницу и оттуда купить. Фактически, этот выпуск напоминает валютные ОВГЗ в Украине", - убежден Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital.
Эксперты не исключают, что высокая доходность российских евробондов действительно могла заставить некоторых инвесторов пойти на риск. "Вполне вероятно, что потенциальные покупатели этих бумаг рассчитывали заработать на более высокой ставке размещения, по сравнению со вторичным рынком. Также, возможно, некоторые инвесторы делали ставку на рост цены этих облигаций - например, в случае, если российской стороне удастся решить вопросы с Euroclear и/или Clearstream, что сделает их более доступными для международных инвесторов, а значит и более ликвидными. Не стоит забывать и о том, что мировые рынки капитала довольно циничны - они не особо подвержены геополитическим сантиментам", - отмечает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Если вспомнить, что ставки доходности в Европе и Японии отрицательные, а в Великобритании и США очень низкие, спрос на облигации с доходностью 4,75% безусловно можно объяснить. "Можно вспомнить и о наличии лояльных к РФ групп, а также связанных компаний. Последний факт не исключает вероятность схемного финансирования", - допускает Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно-аналитического центра Forex Club в Украине. По его словам, для многих западных компаний, и тем более банков, прямая покупка российских облигаций несет большие репутационные риски и возможные проблемы. Однако если в цепочку включить хеджевые или другие частные фонды, ограничения будут значительно менее суровы. В любом случае, фактических покупателей российских облигаций можно будет "вычислить" лишь по итогам квартала, исходя из публичной отчетности компаний и фондов.
И хотя россияне обещают наращивать заимствования на международных рынках, новых демаршей с еврооблигациями ожидать не стоит. "Минфин не нуждается остро в средствах, этот выпуск должен был стать символическим прорывом санкций. Но учитывая что он был фактически провален, никто не будет повторять подобное в ближайшее время", - убежден Сергей Фурса.