Привет от Байдена. Зачем Коболеву отдали разработку шельфа Черного моря

Подготовкой проекта привлечения инвестора для разработки шельфа Черного моря в ближайшие 30 лет будет НАК "Нафтогаз Украины". Что заставило правительство пойти на такой шаг после неудачных конкурсов по поиску инвесторов?

Кабмин дал "Нафтогазу" разрешение на разработку морского шельфа / Depositphotos

Кабмин наконец-то определился с тем, кто же именно будет заниматься разведкой и добычей газа на украинской части шельфа Черного моря. 25 ноября стало известно, что своим постановлением он без всякого конкурса отдал это право на 30 лет Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины".

НАК нацелен на форсирование процесса разработки месторождения — глава правления компании Андрей Коболев сообщил на своей странице в Facebook, что уже через несколько месяцев после получения лицензии можно начинать сейсмическую разведку и затем бурить первые скважины.

Однако "Нафтогаз" не будет разрабатывать шельф самостоятельно — для этого нужны огромные ресурсы, которых у него нет. Как и нет инструментария — все оборудование по добыче газа на шельфе осталось в оккупированном Россией Крыму. Поэтому "Нафтогаз" будет заниматься тем, чтобы как можно более качественно подготовить этот проект для привлечения в него международных компаний.

Хронология неудачи

Напомним, что предыдущая попытка привлечь инвестора на разработку шельфа провалилась. В апреле прошлого года украинское правительство объявило конкурс на разработку углеводородов в пределах участка "Дельфин" на шельфе Черного моря (и сейчас речь по сути идет о нем же) на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Инициатором конкурса и позднее одним из его участников была компания с американскими корнями Frontera Resources бизнесменов Стива Никандроса и Заза Мамулаишвили, которую СМИ связывали с народным депутатом Игорем Кононенко и тогдашним советником министра энергетики Владимиром Игнащенко.

Еще одним претендентом была американская компания Trident Black Sea бывшего депутата Госдумы России Ильи Пономарева, при этом совладельцами ее числились российский инвестбанкир Вадим Комиссаров и совладелец торговой сети АТБ Геннадий Буткевич.

Также в конкурсе приняло участие украинское ЧАО "Укрнефтебурение" Игоря Коломойского, нардепа Виталия Хомутынника и российского бизнесмена Геннадия Фукса. Еще за "Дельфин" боролась Caspian Drilling Company ("дочка" азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR), которая в последний момент отказалась от участия.

Примечательно, что в конкурсе не участвовала государственная компания "Укргазвидобування", которая еще до этого претендовала на отдельные участки "Дельфина".

Однако конкурс с самого начала был проблемным, поскольку проходил на фоне смены власти. Например, тогдашний руководитель офиса нового президента Андрей Богдан призывал продлить сроки его проведения (чтобы дать возможность принять участие крупным международным компаниям), а конкурсная комиссия, сформированная "старой" властью, сделать это отказалась.

В итоге все пошло наперекосяк: уходящий премьер Владимир Гройсман так и не утвердил результаты конкурса (в котором победила Trident Black Sea Ильи Пономарева), а после этого уже новый Кабмин во главе с Алексеем Гончаруком просто все отменил. "Зеленая" власть не захотела легитимизировать решения предшественников, которых она нещадно критиковала.

Разведка шельфа "Дельфин": попытка №2

Новые власти начали работу по проведению повторного конкурса — еще в феврале этого года звучали варианты выставить на конкурс участок "Дельфин" в виде двух лотов. Однако в итоге все свелось к нынешнему решению Кабмина отдать привлечение инвестора на откуп Андрею Коболеву безо всяких конкурсов.

Одна из причин такого хода в том, что нынешние власти не смогут привлечь крупного международного инвестора в этом проект, как на то уповал еще Владимир Гройсман.

Президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар считает, что наилучшим решением по проекту было бы создание международного консорциума с компаниями уровня Exxon и Shell, но сегодня, в условиях войны, они в этот проект не придут. "Они понимают, что неприкосновенность инвестиций не гарантирована. Кто может прийти — это средней руки компании, которые могут рискнуть", — сказал он, но затруднился назвать хотя бы вероятных претендентов.

По мнению Михаила Гончара, респектабельных инвесторов пока что привлечь не удастся, а потому именно "Нафтогазу" лучше отдать "Дельфин".

Отдали на сохранение?

Гуляет по "Телеграм"-каналам и другая версия появления решения Кабмина — проект разработки шельфа отдали в руки "Нафтогаза" временно, до тех пор, пока нынешняя власть не найдет конкретного покупателя на него.

Как известно, сын новоизбранного президента США Джо Байдена Хантер с 2014 г. был членом совета директоров компании Burisma, которая является одним из крупнейших добытчиков газа в Украине, а один из ее совладельцев — азаровский экс-министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский. И хотя, по словам адвоката Байдена-младшего, его клиент покинул Burisma в апреле 2019 г., можно не сомневаться, что у него остались хорошие связи в этой отрасли. И где гарантии, что в будущем, когда Джо Байден обоснуется в Белом доме, они не перерастут в реализацию более крупных проектов, вроде разработки шельфа Черного моря?

В таком случае постановление Кабмина о бесконкурсной передаче "Нафтогазу" права на разработку можно будет легко отменить. Как и был в свое время аннулирован упомянутый выше конкурс на "Дельфин", проведенный правительством Владимира Гройсмана.