Дружно выдохнули. Обвал Dow Jones еще не катастрофа, но Украине следует напрячься
Во вторник утром новостные ленты украинских СМИ запестрели авральными заголовками, сигнализирующими о приближающейся экономической катастрофе. Рынок акций в Соединенных Штатах упал на самый большой показатель с 2011 г. В частности, индексы Dow Jones и Standard&Poor's опустились более чем на 4% и, таким образом, полностью нивелировали рост, зафиксированный с начала года. При этом обвал индекса Dow Jones в течение торгов на 1600 пунктов и в абсолютном выражении на 1175 пунктов к закрытию сессии стал максимальным обвалом за всю историю его существования.
6 февраля утром за американскими рынками последовали азиатские: японский Nikkei упал на 6,6%, китайский Hang Seng — на 5%, Shanghai Composite — на 2,2%.
Биткоин показал, что, несмотря на репутацию "цифрового золота", защитным активом он не стал — криптовалюта за сутки упала на 20%. Курс биткоина опускался ниже $6 тыс., по состоянию на 9:30 по киевскому времени он торговался по $6260.
Упала на 1,1%, до $66,9 за баррель, и цена на нефть марки Brent.
"ДС" опросила украинских экспертов, означает ли такое падение начало нового мирового экономического кризиса, как он может отразиться на украинской экономике и к чему готовиться рядовым украинцам.
Тарас Козак, председатель бюджетного комитета общественного совета Министерства финансов:
"Мировая экономика циклична при капитализме, и кризисы неминуемы. От острой фазы последнего мирового финансового кризиса прошло более девяти лет, поэтому нынешняя ситуация с падением на рынке акций в США вполне может перерасти в кризис, особенно после бурного роста финансовых рынков в прошлом году.
Дисбалансы в экономике накапливаются, и кризис необходим для повышения эффективности компаний, сокращения непродуктивных расходов и банкротства слабых и нежизнеспособных бизнесов.
Украинская экономика очень открыта, у нее огромная доля внешнеторговых операций. Поэтому, безусловно, любой мировой кризис будет влиять и на нашу страну достаточно сильно.
Например, падение цен на биржевые товары украинского экспорта (железорудное сырье, черные металлы, сырьевая агропродукция и др.) приведет к снижению экспортной выручки, падению гривни и дефициту государственного бюджета. Последствием могут быть неадекватные действия широкого правительства в виде раскрутки инфляционной спирали и усиления жесткости валютного регулирования, что, в свою очередь, в очередной раз может снизить и без того невысокую инвестиционную привлекательность нашей экономики".
Андрей Блинов, финансовый эксперт:
"Одного дня наблюдений мало, чтобы говорить о мировом кризисе. Но действительно неожиданный подъем нефти (несмотря на введение все новых и новых скважин в США), а также безумство с криптовалютами позволяли оценивать это как вероятный пузырь, означающий перегрев мировых финансовых рынков. То, что беспрерывно растет S&P и Dow Jones уже свыше девяти лет, также означает, что мы находимся недалеко от нового кризиса, от цикла подешевления акций".
Александр Крамаренко, главный редактор "Деньги.UA":
"Нынешнее падение рынка акций навряд ли означает очередной кризис. Потому что есть перспективы роста ВВП и повышаются цены на биржевые товары. Скорее это стоит рассматривать как коррекцию после роста акций в 2017 году. Он был ну уж слишком крутым.
Насколько этот кризис может затронуть Украину и какими последствиями это может грозить нашей стране? Любой кризис ударяет по развивающимся экономикам падением цен на сырьевые товары и ухудшением условий доступа к внешнему финансированию. В данной конкретной ситуации первое важнее второго для Украины, так как мы не особо пользуемся пока что внешним финансированием — нам его пока не особо дают. Так что замедление восстановления экономики возможно. А вот обвал — нет.
Если говорить о том, к чему должны готовиться в таком случае рядовые украинцы, то точно не стоит из опасений кризиса скупать недвижимость. Валюту нужно покупать, так как Украина имеет слишком большой внешний долг, чтобы рассчитывать на укрепление гривни в среднесрочном —год-два — периоде".
Борис Кушнирук, экономист:
"На сегодня нет ничего, чтобы указывало на то, что мировая экономика должна упасть. Пока что я не вижу глобальных причин для падения экономики. Просто рынок акций в США был чрезмерно переоценен, он рос очень долго, поэтому его коррекция была вполне ожидаемой".