Миллионы невидимых рук. Почему власть проиграет бой с теневой занятостью

Неофициальное трудоустройство в Украине сокращается, но его уровень все еще очень высок — в тени трудится каждый пятый украинец. Власть начала новый этап борьбы с неформальной занятостью. К чему это приведет?

В ходе проверок с 1 июля было обнаружено 3216 неформально занятых работников / Depositphotos

Рабочие руки в тени

Заместитель главы Государственной службы по вопросам труда Игорь Дегера в интервью телеканалу "Дом" рассказал, что это неформальная занятость сокращалась еще в 2019 г. — на 15 тыс., в 2020 г. динамика усилилась, и за период с начала прошлого года по 1 апреля текущего года количество неформально занятых украинцев сократилось почти на 500 тыс. человек.

Однако, по его словам, одними только разъяснениями и информационными кампаниями невозможно повлиять на работодателей, чтобы они нанимали персонал официально, поэтому Гоструда начала проводить проверки. В этом году активная фаза этого процесса стартовала с 14 июля, и за две недели инспекторы нанесли работодателями более 700 визитов, в ходе которых обнаружили около 3 тыс. неформально занятых работников. Впрочем, на сайте Гоструда уточняется, что кампания стартовала еще с 1 июля, и за три недели было осуществлено 1063 инспекторских визита, в ходе которых обнаружено 3216 нелегальных работника.

О сокращении численности неформально занятого населения, которое фактически работает в тени, не уплачивая налоги (ЕСВ — единый социальный взнос, НДФЛ — налог на доходы физических лиц и военных сбор) сообщила и Государственная служба статистики. По ее данным, если в январе-марте прошлого года в Украине насчитывалось 3,4 млн неформально занятого населения (20,6% от общей численности работников), то в январе-марте этого года — 2,97 млн человек (19,1 %).

Однако, вполне возможно, что у тенденции другая причина — общее сокращение рабочих мест в Украине. В частности, по данным Госслужбы статистики, общая численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше в январе-марте прошлого года составляла 16,6 млн человек, а в январе-марте этого года — уже 15,4 млн человек.

Слишком дорого платить налоги

Проверки по выявлению работников, которые трудятся без оформления — это ежегодная практика Гоструда. Однако такие усилия не решают проблему кардинально, и теневая занятость остается на очень высоком уровне: напомним, что в ней участвует каждый пятый работник.

Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский считает, что кардинально снизить процент теневой занятости в Украине не удается по двум причинам. Первая — продуктивность труда в нашей стране очень низкая, и работодатели могут обеспечить только лишь низкий уровень зарплаты. В отличии от той же Польши, где продуктивность труда намного выше, что позволяет платить более высокие, по сравнению с Украиной, зарплаты даже тем, кто занят на низкоквалифицированных работах. Поэтому владельцы бизнеса в Украине, конкурируя между собой, идут на неофициальный найм работников, чтобы сэкономить в том числе и на налогах на труд.

Вторая причина — заработная плата в Украине облагается налогами более значительно, чем в Европе. По словам Ильи Несходовского, в Европе при прогрессивной шкале налогообложения самая низкая ставка составляет 10%, и при этом есть различные соцотчисления, которые позволяют платить меньше налогов людям с невысокой зарплатой. В Украине же налоги взимаются уже с первой гривни зарплаты, работники платят 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора, а налоговые социальные льготы в Украине не работают. (Здесь нужно не забывать, что есть еще ЕСВ по ставке 22%, который не является классическим налогом, но, конечно, представляет собой нагрузку на фонд оплаты труда.)

"Если не начать работу по снижению уровня налогообложения зарплат, особенно — нижнего сегмента, то борьба с неоформленными работниками будет постоянной. Потому что преимущества от уклонения от уплаты налогов всегда будут выше, чем риски от наказания", — сказал он.

Дмитрий Боярчук. исполнительный директор CASE Украина, также считает высокий уровень налоговой нагрузки основной причиной существования теневой экономики. "Есть масса трудов, начиная от времен Римской империи, которые говорят, что, если для экономических агентов уровень налогов обременителен, они пытаются уйти от их уплаты", — сказал он.

Вместе с высокими налогами бизнесу не дают нормально зарабатывать маленький размер украинской экономики и низкая прибыльность. Поэтому предпринимателю приходится выбирать: или создавать рабочее место в нелегальном или полулегальном виде, или — создание этого рабочего места (при условии уплаты налогов) теряет экономический смысл. "Работник на данном этапе капитализации производства просто не создает добавленную стоимость на таком уровне, который бы позволил заплатить еще и налоги. Если добавить уплату налогов, этого рабочего места просто не будет существовать", — сказал он.

Зарплаты в конвертах: сколько теряет бюджет

Кроме неофициальных сотрудников у украинского рынка труда есть еще один бич — зарплата в конвертах, когда сотрудник может быть даже официально оформлен, но на минимальную ставку (сейчас — 6000 грн в месяц), а основную часть зарплаты он получает наличными в конверте.

Министр экономики Алексей Любченко оценил объем зарплат, которые выплачиваются в конвертах, в 500 млрд грн в год. При этом он привел такую статистику: 11 млн человек в Украине не получают никаких официальных доходов, еще 11 млн человек — это пенсионеры. Поэтому выходит, что один официально трудоустроенный украинец содержит двух неработающих.

Однако по мнению Ильи Несходовского, сумма в 500 млрд грн зарплат в "конвертах" — завышенная. При ее подсчете путем сравнения расходов населения и их доходов не были учтены деньги, которые пересылают в Украину трудовые мигранты. По его словам, в 2019 г. Институт социально-экономической трансформации подсчитал, что зарплаты в "конвертах" составляют в Украине 50-200 млрд грн в год, и при этом потери бюджета достигают 25-74 млрд грн.

В свою очередь Дмитрий Боярчук предлагает не надеяться на то, что в случае детенизации зарплат в конвертах бюджет получит дополнительные доходы — если налоги придется платить, у работодателя вырастут расходы и для него может встать вопрос о целесообразности сохранения рабочего места.

Гоструда, проверяя работодателей на предмет официального трудоустройства работников, на серые схемы с конвертами внимания не обращает — по словам Ильи Несходовского, доказать факт выплаты зарплат в конверте в суде практически невозможно, разве что сам работник даст показания против работодателя.

Однако это маловероятно. Поскольку все больше украинцев понимают, что даже если они будут оплачивать все необходимые налоги (в том числе ЕСВ, который идет на формирование бюджета Пенсионного фонда), им все равно не увидеть достойную пенсию. Поэтому они предпочитают получать деньги, пусть хоть и теневые, но здесь и сейчас.

Итак, власти пока что рано радоваться сокращению теневой занятости в связи с новым витком проверок. Во-первых, частично общая тенденция объясняется тем, что уменьшается занятость в целом, во-вторых, наши эксперты уверены, что в более длительной перспективе нет экономических обоснований для сильного сокращения теневого сегмента без утраты рабочих мест (что было бы негативным последствием). И наконец, "серая" занятость пока что оказывается недосягаемой для Гоструда: значительное количество работников, оформленных официально на минималку, продолжают получать часть зарплаты в конверте.