Эффект геймера. Когда ботаны с клавиатурой станут популярнее Криштиану Роналду

Рынок киберспорта прирастает на 50% в год, а компьютерные игры стали приносить игрокам миллионы долларов
Фото: dotablast.com

В СМИ практически незаметной прошла новость о том, сколько денег азартные игроки в Украине тратят на ставки в компьютерных играх. Ставки на исход футбольной битвы между "Реалом" и "Барселоной" или между "Динамо" (Киев) и "Шахтером" — это понятно. Но сегодня азартные люди готовы поставить пару тысяч долларов на исход поединка между двумя клубами, которые соревнуются в компьютерную "стрелялку". 

Только в текущем году компьютерные игры сподвигли украинцев раскошелиться на десятки миллионов долларов.

Наибольшей популярностью среди украинцев пользуются соревнования по Dota 2 — по этой игре с начала года было сделано прогнозов на сумму свыше $10 млн. А, например, самая крупная ставка в Dota 2 составила $2,2 тыс., максимальный выигрыш — $3,58 тыс.

Второе место заняла "стрелялка" Counter-Strike, которая собирает суммы на 20% меньше, но именно на эту игру приходятся самые крупные выигрыши — максимальная выигранная сумма составила $3,75 тыс. На третьем месте среди киберспортивных игр находится League of Legends, а после нее — любимица суровых мужиков из числа офисного платктона World of Tanks.

Такие серьезные (по украинским меркам, конечно) размеры ставок обусловлены тем, что популярность виртуальных "стрелялок", "бродилок" и "стратегий" растет стремительно во всем мире. По оценкам американской компании Juniper Research, за последние пять лет аудитория киберспортивных трансляций увеличилась в несколько раз. Другими словами, молодежь теперь с куда большим удовольствием ходит  не  футбольные матчи или хоккейные турниры, а пялится в компьютер, где игроки виртуально мочат друг друга с помощью фантастического оружия и бродят в поисках виртуальных сокровищ.

Американцы подсчитали, что финальные соревнования трех крупнейших турниров по виртуальным играм собрали аудиторию в 90 млн зрителей.

В результате все большей популярности "виртуала" доходы в киберспорте растут астрономическими темпами — по расчетам Juniper Research, всего через три года они увеличатся до $3,5 млрд. 

Чего стоит, например, такая подборка фактов только по одной игре, вышедшей восемь лет назад, — League of Legends. Сегодня какой-нибудь взрослый, увидев свое чадо, бездумно просиживающее за игрой сутки напролет, разразится тирадой о бездарно проводимом времени. Тем не менее финальные турниры по этой игре могут собрать аудиторию в 43 млн человек, а в прошлом году создатели игрушки заработали $1,7 млрд. Соединенные Штаты еще четыре года назад приравняли профессиональных игроков League of Legends (да, в компьютерных играх уже есть люди, которые зарабатывают на хлеб со смузи на том, что гоняют монстров по мифическим дремолесьям) к профессиональным спортсменам и начали выдавать им так называемые "визы атлетов" — такие же, как получают выдающиеся игроки NBA, NFL и NHL.

Киберспорт, который еще сравнительно недавно был даже не спортом, а способом для праздношатающейся городской молодежи убить время, теперь стал полноценным спортом и развивается по тем же законам, что и реальный большой спорт. С игроками заключаются контракты, формируются спортивные команды, в них вкладывают деньги и отправляют на соревнования, организовываются турниры, на турнирах киберспортсмены проходят допинг-контроль, создаются проекты и выставляются на продажу медиаправа, покупаются и продаются как отдельные виртуозы мыши и клавы, так и целые клубы, а призовые фонды на международных соревнованиях выросли до $50 млн в год. Теперь здесь все "по-взрослому". 

Теперь даже Международный олимпийский комитет рассматривает возможность включения киберспорта в перечень олимпийских дисциплин.

И отчасти все то, что можно наблюдать в киберспорте в "цивилизованном мире", происходит и в Украине. Всего несколько лет назад выражение "киберспортсмен" вызывало недоумение: "А кто это?" Премьер-министр Николай Азаров, встретившись с киберспортсменами, даже не понял, кто это такие, и в итоге принял их за программистов и призвал создать украинский Microsoft.

А уже в прошлом году украинский киберспортивный клуб Natus Vincere заключил сделку с российским холдингом ESforce Holding Ltd, который ранее носил название Virtus.pro. В результате сделки были проданы доли в активах и в медиаправах украинского клуба Natus Vincere российскому инвестору. Скажете,  все это несерьезно? Ну, как сказать... Сумма сделки составила $10 млн, а Virtus.pro известен тем, что два года назад в него инвестировал $100 млн российский миллиардер Алишер Усманов. Это тот, кто, по версии журнала Forbes, занимает пятое место среди богатейших россиян с капиталом $12,5 млрд. 

Сегодня в среднем профессиональный геймер зарабатывает от $400 до $25 тыс. в месяц в зависимости от уровня игры и команды. Рынок киберспорта пока проигрывает по прибыльности многим традиционными видам спорта — доход этого спорта в мире в расчете на одного приверженца составляет всего $3, тогда как традиционный футбол — $56. Однако украинские профессиональные геймеры не унывают: если киберспорт будет расти теми же темпами — на 50% в год, то скоро он обгонит и футбол.

Так что в следующий раз не гоните прочь от компьютера  своего оболтуса. Возможно, он будущий Криштиану Рональду, только в "стрелялках".