Приватизация по-маленькому. Что общего у зоопарка с инсулиновым заводом

В ближайшее время в Украине планируют ускорить процесс малой приватизации. Даст ли это возможность правительству привлечь обещанные 5-6 млрд грн?
Фото: УНИАН

Забытая предыстория

В прошлом году в Украине вступил в силу новый закон о приватизации, который был разработан по "дорожной карте" МВФ. Если в двух словах, то данный документ дал правительству необходимый инструментарий продать все быстро и дешево, убрав фильтры, которые ранее устанавливали некие пороги эффективности, но при этом тормозили продажи. Эта разблокировка привела к резонансным эксцессам исполнителей. Система так называемых инвестиционных советников, которые определяли стартовую цену продажи, работала в интересах покупателей, а не государства. А возможность понижать в два раза начальную цену аукциона с правом дисконтировать ее и далее, по мере нахождения "цены спроса", привела к тому, что Одесский припортовый завод могли продать чуть не по цене торгово-развлекательного комплекса в Киеве. А пакет акций облэнерго по стоимости, которую можно было отбить за полгода существования так называемого RAB-тарифа (в случае его запуска), то есть компенсации со стороны потребителей электроэнергии инвестиционной части тарифа, направленной на модернизацию сетей.

Но нас больше интересует модель малой приватизации. После принятия закона устаревшая законодательная база была существенно унифицирована: десятки нормативно-правовых актов подлежали отмене. Казалось, нас ждет эра честной приватизации. Во всяком случае, небольших объектов госсобственности. Если раньше объекты, выставляемые на продажу, подлежали классификации в соответствии с группами ранжирования, то отныне есть только два вида госактивов: большие и малые. К последним принадлежат объекты стоимостью менее 250 млн грн и долей государственного владения менее 50% уставного капитала.

Существуют ли индикаторы, позволяющие прогнозировать объемы поступлений от приватизации и оценивающие базовые предпосылки для успешного старта продаж государственных активов? Здесь может помочь так называемый исторический метод.

Наибольшие поступления от приватизации в Украине были зафиксированы во время двух периодов трансформации экономики. Первый - это конвергенция внутренних цен на активы с внешней инвестиционной конъюнктурой. Произошло это в период раскрытия национального рынка в 2003-2008 гг., когда появление Украины на радарах инвесторов совпало с максимальным трендом раскрытия глобального финансового пузыря. В 2004-м государство привлекло $1,7 млрд от продажи своих активов, и это были деньги наших ФПГ, которые спешили подешевле скупить национальные активы, пока не подорожало. В 2005-м сумма возросла до $4 млрд (фактор реприватизации "Криворожстали"). Вторая волна активных продаж пришлась на 2010-2013 гг., когда политическая система активно перераспределяла наиболее лакомые куски госсобственности в пользу приближенных к власти ФПГ. В 2011-м было привлечено $1,4 млрд.

А теперь перейдем к закономерностям. Объем плановых приватизационных поступлений можно косвенно определить по динамике прямых иностранных инвестиций. ПИИ - это ключ к пониманию эффективности и инвестиционной привлекательности любой национальной экономики. Уровень ПИИ - это верхняя, максимальная планка инвестиций, так как частный сектор намного эффективнее и привлекательнее государственного. Там уже действуют рабочие бизнес-модели, и речь идет лишь о технологической модернизации, в то время как на базе госактивов такие модели приходится создавать с нуля и финансировать длительный адаптационный и подготовительный этап. Простыми словами, доходы от приватизации крайне редко достигают значения ПИИ. В Украине такая ситуация наблюдалась лишь раз, в 2004-м, когда ФПГ завели под скупку дешевых активов существенные ресурсы, а частные ПИИ еще не начали динамично расти. Но уже в 2005-м, несмотря на исторический рекорд продаж госактивов, они составили лишь половину ПИИ. В среднем отношение доходов от приватизации к ПИИ колеблется на уровне от 0,5 до 28%. Суммарно Украина привлекла примерно $11 млрд в результате продаж госсобственности, при объеме ПИИ до $50 млрд, то есть на пять долларов инвестиций приходится один доллар доходов от приватизации.

Что касается малой приватизации, то ее динамика напрямую кореллирует с предпринимательской активностью, недаром всплеск малой приватизации пришелся на конец 90-х и начало нулевых, когда в Украине зародился класс предпринимателей.

Не последний миллиард

По заявлению премьер-министра Алексея Гончарука, Кабмин планирует в 2020-м привлечь в результате малой приватизации 5-6 млрд грн, притом что в проекте бюджета на следующий год сумма всех доходов от разгосударствления определена на уровне 5 млрд грн. Задача активизировать процесс малой приватизации поставлена и новому главе Фонда госимущества Дмитрию Сенниченко. Продажа госактивов должна проходить в системе ProZorro.

В ближайший год у правительства будут фактически полностью развязаны руки, ведь законопроект №1054-1, который был проголосован в парламенте, фактически ликвидировал понятие "стратегической важности" того или иного предприятия для государства, и теперь можно продать практически все: от инсулинового завода до зоопарка. В том числе перечень объектов малой приватизации пополнился на 800 единиц.
Законодательные изменения, принятые еще по инициативе прежнего правительства, установили монополию на продажу объектов малой приватизации через систему "ProZorro.Продажи". Утвержден и специальный порядок проведения аукционов по реализации объектов малой приватизации.

За первые девять месяцев малой приватизации (с июля 2018-го по май 2019-го) государство получило от малой приватизации первый миллиард. Данная сумма является важным индикатором выполнимости планов правительства получить 5-6 млрд грн в следующем году. Миллиард гривень - это 808 аукционов и продажа 552 объектов. В том числе 826 млн грн, или 83%, - это продажи недвижимого имущества, в основном нежилого фонда и складских помещений в регионах. На реализацию целостных имущественных комплексов, простыми словами заводов и производств, пришлось всего 103 млн грн. Еще 101 млн грн - это продажа корпоративных прав (здесь мы имеем дело с докупкой мелких пакетов акций уже сформированным пулом частных собственников, по сути, это консолидация корпоративного управления). Еще до 30 млн грн составили продажи промышленной техники и транспортных средств.

Самый дорогой проданный объект малой приватизации - 57 млн грн за пакет акций Тернопольского радиозавода "Орион". Самый дорогой объявленный лот - нежилое помещение во Львове на площади Рынок - 50 млн грн. И в целом поступления от продажи производственных имущественных комплексов заняли лишь около 10% от общей суммы. Из чего можно сделать один простой, но неутешительный вывод: новых "малых" собственников не интересует развитие производства в Украине на базе госпредприятий. Круг их интересов - покупка дешевой недвижимости и транспорта. А значит, вполне возможно, несколько десятков небольших заводов будут порезаны на металлолом, как это уже произошло с 50 тыс. предприятий за последние несколько десятков лет.

Удочка вместо рыбы

Малая приватизация - это как раздача государством удочек вместо постоянного распределения бесплатной рыбы. С одной стороны, правительство избавляется от тысяч объектов, которые сейчас неэффективно эксплуатируются и зачастую еще и требуют бюджетных дотаций. В стране появилась целая прослойка директоров госкомпаний, которые создали свои персональные вотчины. С другой - уровень инвестиционной активности при планировании доходов от приватизации нужно четко соизмерять с общим экономическим драйвом в частном секторе. Сейчас Украина привлекает $2,3 млрд ПИИ, из которых до половины - фиктивные, то есть представляют собой средства, ранее выведенные из страны в результате так называемого агрессивного фискального планирования. До трети инвестиций - это вложения в финансовый сектор, то есть перед нами, по сути, обычные бухгалтерские проводки, а не "живые" деньги - речь идет о конвертации в капитал задолженности банков перед материнскими структурами в целях улучшения нормативных показателей. Таким образом, реальные ПИИ в экономику на сегодня составляют до $0,5 млрд. Может ли государство в ближайшее время лишь в сегменте малой приватизации привлечь 6 млрд грн, или эквивалент $240 млн, и в шесть раз превысить предыдущий показатель, а ведь на старте продаж всегда продается самое "вкусное"?..

И самый главный вопрос. Условные удочки предпринимателям выгодно раздавать, когда у тебя есть каскад хорошо зарыбленных "озер". Но это бессмысленно делать в пустыне или зимой, когда между рыбаком и рыбой метр льда. Изменения в структуре экономики в 90-х и начале нулевых сформировали спрос на объекты малой приватизации в качестве основных средств предпринимательства. Нынешний пакет законодательных изменений в части фискализации малого бизнеса может "высвободить" существенную часть уже сформированных основных средств, не говоря уже о том, чтобы затухающая предпринимательская инициатива сформировала спрос на новые активы, предназначенные для разгосударствления. Вначале нужно зарыбить пруды, а затем раздавать удочки. В противном случае розданное будет очень быстро использовано как лом.