Непристойное предложение с долларом. Почему Украине нужно отказать Эрдогану
Оказавшись под американскими санкциями или иным образом испортив отношения с США, все страны ведут себя обиженно-одинаково - кричат про мировой империализм и предлагают отказаться от использования доллара в международных расчетах. Так вел себя Иран, потом Китай, Беларусь, Венесуэла, Россия, снова Китай... Теперь очередь за Турцией, у которой за последние пару месяцев из-за конфликта с США национальная валюта упала до неприлично низкого уровня.
Лира вместо доллара
2 сентября на бизнес-форуме в Бишкеке президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что обсуждает с российским руководством возможный отказ от доллара при внешнеторговых расчетах. По словам Эрдогана, Турция намерена в будущем прекратить использование долларов в расчетах с Россией и другими странами.
"Использование доллара только вредит нам", - заявил Эрдоган, говоря о санкциях, которые Вашингтон ввел против Анкары. Он призвал "постепенно положить конец долларовой монополии" и использовать для расчетов национальные валюты.
Это не первое подобное заявление турецкого президента. 11 августа, выступая перед своими сторонниками в провинции Орду на Черном море, Реджеп Тайип Эрдоган призвал сограждан помочь поддержать национальную валюту. "Если у вас под подушкой есть доллары, достаньте их. Если у вас евро - достаньте их. Сразу же отдайте их в банки и обменяйте на турецкие лиры. Делая это, мы ведем войну за независимость и будущее, - подчеркнул президент Турции. - Потому что этот язык они [американцы] понимают".
По словам Эрдогана, Турция готовится перейти на расчеты в национальной валюте со своими крупнейшими торговыми партнерами, такими как Китай, Россия, Иран и Украина. Турецкий лидер отметил, что если страны Европы тоже захотят избавиться от "оков" доллара, то Анкара готова и с ними перейти на аналогичные расчеты в торговле.
Между тем в основном именно из-за конфликта с США за август турецкая лира потеряла почти треть своей стоимости по отношению к доллару. По мнению экспертов, падение лиры связано также с тем, что Центробанк Турции под влиянием Эрдогана в конце июля не стал поднимать процентные ставки, хотя инфляция почти достигла 16%.
Как поссорились Анкара и Вашингтон
Еще несколько лет назад Турция была главным союзником США в регионе. Отношения между Анкарой и Вашингтоном начали ухудшаться после провала госпереворота в Турции в 2016 г.: начались взаимные обвинения в разных вещах. К тому же по ходу развития конфликта в Сирии Турция еще больше стала проявлять свою независимость, что выразилось, в том числе в закупке вооружений у России - слишком необычный шаг для члена НАТО.
Непосредственной причиной для нынешнего конфликта Турции и США стал отказ суда в Измире освободить из-под домашнего ареста американского пастора Эндрю Брансона. Напомним, что 50-летний евангелический пастор Эндрю Брансон попал в турецкую тюрьму в 2016 г., ему в вину поставили сотрудничество с проживающим в США проповедником Фетхуллахом Гюленом и с запрещенной Рабочей партией Курдистана. До своего ареста Эндрю Брансон более 20 лет жил с семьей в Измире на западном побережье Турции, он был настоятелем небольшой церкви.
В конце июля Эндрю Брансон был выпущен судом в Измире из-под стражи под домашний арест, но суд запретил пастору покидать страну. Ходатайства адвоката пастора Чема Халавюрта об освобождении и о снятии запрета на выезд Брансона за пределы Турции суд отклонил. Судебный процесс над ним начнется 12 октября; пастору, который отвергает все обвинения, грозит 35 лет лишения свободы.
Президент США Дональд Трамп по-своему отреагировал на отказ освободить пастора: он ввел санкции против главы турецкого МВД Сулеймана Сойлу и министра юстиции Абдулхамита Гюля, а также удвоил штрафные пошлины на импорт стали и алюминия из Турции - с 25 до 50%.
Анкара в соответствии с нормами ВТО отреагировала на повышение Трампом пошлин на турецкие сталь и алюминий - подала соответствующую жалобу. А после заявлений минфина США о возможности новых санкций в отношении Анкары Турция пригрозила Вашингтону "возмездием".
Мечты, в которых нет места доллару
Несложно предположить, что идея Эрдогана отказаться от доллара в международных расчетах вызовет бурное одобрение в Москве. Тем более что российские политики и экономисты уже лет десять рассуждают о том, как здорово будет избавиться от "долларовой зависимости" мировой торговли. Однако даже если Россия мобилизует всех своих союзников и добавит Турцию, это будет смехотворно малая сила для того, чтобы всерьез поколебать позиции доллара как главной валюты для мировых торговых расчетов.
Страны БРИКС тут тоже не помощники - большинству из них (Бразилии, Индии, Южной Африке) гегемония доллара особо не вредит. Что-то могло бы получиться, если бы к российской "войне против доллара" присоединился Китай. Но в Пекине сидят очень прагматичные политики, и они готовы вести торговую войну с США лишь до определенного предела. К тому же там хорошо понимают, что в перспективе ближайшего столетия Россия может быть для Китая не более чем поставщиком сырья и пахотных земель, но никогда не станет рынком сбыта, хоть чуть-чуть сопоставимым с Америкой. Так что пока Анкара и Москва (добавим сюда еще Тегеран и Каракас) могут вместе только мечтать об избавлении мировой торговли от доллара.
Более важный вопрос - как тут быть Украине. С одной стороны, Турция - слишком важный торговый партнер, чтобы не прислушиваться к его пожеланиям, пусть даже несколько странным. Так, за 2017 г. экспорт украинских товаров в Турцию составил $2,5 млрд, а импорт турецких - $1,26 млрд. К тому же переход на нацвалюты в расчетах означает использование не только лиры, но и гривни. Для украинской валюты это автоматически означает укрепление и рост курса. Но с другой стороны, Соединенные Штаты - не менее значимый партнер, причем геополитический. И США для Украины - противовес России, тогда как Турция с Россией, наоборот, демонстративно дружит.
И здесь согласиться с предложением Турции - значит потенциально подставить себя под угрозу испортить отношения с США. Можно вспомнить, что не так давно американские аналитики предупредили Украину о возможном обвале гривни осенью, если правительство не получит очередной транш МВФ. При этом в Вашингтоне упомянули как раз пример турецкой лиры, которая из-за отсутствия международной поддержки страны рухнула на 30% за несколько месяцев. Намек очевиден.