Проблема бизнеса №1. Остановятся ли предприятия из-за нехватки кадров и что делает государство
На третий год полномасштабной войны с Россией дефицит квалифицированных кадров стал главной проблемой украинского бизнеса, а значит – и препятствием для восстановления экономики. Чтобы найти сотрудников, компании вынуждены прибегать к нестандартным шагам
Кадровый голод. Почти две трети украинских предприятий не могут найти работников
Несмотря на существенное сокращение рабочих мест и рост безработицы после начала полномасштабного вторжения РФ, уже в 2024 году работодатели столкнулись с острой нехваткой работников.
По данным последнего масштабного опроса, проведенного Минэкономики совместно с Международной организацией по миграции ООН, дефицит квалифицированного персонала вышел на первое место среди проблем украинского бизнеса, обойдя риски безопасности и нехватку финансирования.
По данным последнего опроса компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), проблема кадров среди крупных и средних компаний стоит еще острее. 74% респондентов указали, что испытывают дефицит кадров, 17% сталкиваются с этой проблемой частично и только 7% компаний не испытывают кадрового голода. Причем масштабы проблемы растут — во время прошлого опроса осенью 2023 года на нехватку квалифицированных работников жаловались только 55% компаний.
В то же время количество кандидатов на одну вакансию в начале апреля 2024 было ниже, чем до полномасштабного вторжения, свидетельствуют подсчеты Национального банка Украины (НБУ). Так, в сфере логистики, рабочих специальностей, розничной торговли и деятельности гостиниц и ресторанов этот показатель уже ниже единицы, что свидетельствует о существенном дефиците кадров. Даже в тех видах деятельности, где спрос на новых работников сравнительно невысок (в частности, образование, дизайн, ИТ, искусство и культура), количество претендентов существенно ниже, чем в апреле прошлого года.
Миграция и мобилизация. Причины дефицита кадров
Ключевыми причинами нехватки квалифицированных работников опрошенные Минэкономики предприниматели называют мобилизацию и эмиграцию – 67% и 54% респондентов соответственно. Это касается всех секторов экономики, включая стратегические, которые имели возможность бронирования работников. Среди негативных факторов, влияющих на нехватку рабочей силы, также указывается неконкурентная заработная плата (36%) и внутренняя миграция (21%).
По данным опроса предпринимателей, проведенного Нацбанком, в 2023 году 44% компаний были вынуждены искать новых работников из-за мобилизации сотрудников (самая весомая причина), а 24% – из-за миграции сотрудников (второе место по количеству ответов).
Сегодня с дефицитом квалифицированных кадров чаще всего сталкиваются предприятия в тех видах деятельности, где исторически преобладали мужчины (строительство, транспорт, добывающая промышленность). Наибольшие проблемы возникают из-за мобилизации высококвалифицированных специалистов, которых трудно быстро заменить. Параллельно мужчины все чаще склоняются к неформальной занятости, опасаясь мобилизации.
Однако влияние мобилизации на состояние рынка труда после полномасштабного вторжения значительно меньше, чем влияние миграции. По данным Агентства ООН по делам беженцев, из-за боевых действий и оккупации части территории из Украины в 2022–2023 годах выехали около 6,3 млн человек, 63% из них – женщины. При этом украинцы продолжают выезжать – за первый квартал текущего года количество мигрантов увеличилось еще на около 150 тыс. человек.
Часть украинских граждан оказались в РФ или на оккупированных территориях. По оценкам Института демографии и проблем качества жизни НАН Украины, если на 1 января 2022 года численность населения Украины в границах 1991 составляла 42 млн человек, то к августу 2023 года она уменьшилась до 36,3 млн человек, в том числе на подконтрольных украинским властям территориях – до 31,5 миллиона.
В то же время миллионы украинцев из-за войны вынуждены были изменить место жительства внутри страны. Если перед началом полномасштабного вторжения РФ в Украине было зарегистрировано около 1,5 млн. внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), то на конец 2023 года официальный статус оформили 4,9 млн. зарегистрированных ВПЛ, а общая их численность, по разным оценкам, составила 5,5–6,5 миллионов.
По оценкам НБУ, рабочая сила в возрасте 15-70 лет в 2023 году сократилась более чем на четверть по сравнению с 2021 годом. Почти половину этого сокращения обеспечило выбытие внешних мигрантов. Еще около 40% сокращения рабочей силы пришлось на демографические потери и оккупацию, а также переход к экономически неактивной части населения из-за трудностей с поиском работы для ВПЛ, необходимости ухода за другими членами семьи, увеличения количества пенсионеров, нехватки навыков и т.д.
Дефицит кадров заставляет предприятия привлекать те категории населения, которые раньше были меньше представлены на рынке труда. В частности, увеличивать найм женщин и лиц, работающих дистанционно.
Транспорт будет ходить реже, заводы могут остановиться. Что говорит бизнес
Еще до начала полномасштабной войны риск дефицита квалифицированных кадров входил в тройку самых больших опасностей для роста бизнеса, свидетельствует исследование компании KPMG. Однако сейчас недостаток работников достиг уровня, который начал критически угрожать целостности производственных процессов. Особенно сложна ситуация в регионах, регулярно страдающих от российских обстрелов. "Если будут продолжать мобилизацию, нам не хватит (персонала — "ДС") для работы. Мы говорим о существовании компании", — рассказывал гендиректор крупнейшего в Украине меткомбината "АрселорМиттал Кривой Рог" Мауро Лонгобардо изданию Financial Times.
По его словам, компания пытается мотивировать женщин устраиваться на работу, которую раньше выполняли только мужчины, чтобы заменить мобилизованных сотрудников, а также тысячи работников, переехавших в более безопасные регионы страны.
О возможной остановке заводов из-за нехватки персонала заявляют и в промышленной компании "Интерпайп", называя кадровую проблему одним из самых серьезных рисков для бизнеса. "Заменить мобилизованных в текущих условиях очень непросто, особенно в Никополе, где из города физически выехало две трети населения, а мужчины на фронте. Нехватка персонала там составляет около 25%", – рассказывал директор по персоналу группы Виталий Пахомов.
Крупнейший работодатель в металлургической отрасли – "Метинвест" – потерял с начала войны 4,8 тыс. работников из-за оттока кадров и мобилизации. Ситуацию усложняет то, что предприятия компании находятся вблизи линии фронта. "Мы уже испытываем кадровый дефицит. Сейчас в компании открыто около 4000 вакансий. Среди причин дефицита — трудовая миграция, мобилизация, выезд людей в более безопасные регионы и за границу", — говорят в "Метинвесте".
Дефицит кадров на предприятиях группы компаний "Велта", занимающейся добычей титановых руд в Кировоградской области, достигает 28%. При этом компания увеличила трудоустройство пенсионеров на 30%, а женщин – на 11%. "Мы просто не можем найти в нашем районе мужчин! Другая сторона. От нашего ГОКа до погрузочного пункта 30 км, которые наша продукция преодолевает на автотранспорте, и сейчас наши подрядчики не в состоянии обеспечить эту перевозку по той же причине – нет водителей. Таким образом, ГОК не может экспортировать сырье, фактически функционировать и, как следствие, платить налоги", – констатировал совладелец "Велты" Андрей Бродский.
Сложная ситуация и в ритейле. Так, в интервью "ДС" HR-директор сети супермаркетов NOVUS Екатерина Цибур отметила, что основные игроки продуктового ритейла сохранили уровень продаж и покупателей, поэтому потребность в персонале по сравнению с довоенным временем даже несколько возросла. В конце 2023 года NOVUS Украина открыл современный логистический центр, объединивший работу 7 распределительных центров, поэтому вопрос отбора и обучения персонала для него стал едва ли не самым актуальным для сети. В настоящий момент больше всего не хватает комплектовщиков, водителей погрузчика и грузчиков. "На большинство вакансий в Логистический центр мы берем работников без опыта работы, всему сами учим или переучиваем. Привлекаем персонал на равных условиях независимо от возраста, пола, опыта. У нас уже работают представители разных стран, и мы не исключаем привлечения к работе трудовых мигрантов. Почти 25% персонала логистического центра сегодня — женщины".
В сети супермаркетов VARUS отмечают, что испытывают недостаток, прежде всего, линейного персонала: кассиров, пекарей, грузчиков. "Количество отзывов на такие вакансии существенно уменьшилось за последние 1,5 года. Поэтому мы ищем разные подходы к мотивации работников, запустили программы переквалификации персонала", — отметил в материале для "ДС" руководитель отдела по работе с персоналом Феликс Матюшин. Сейчас в VARUS около 35 женщин занимают должности, на которые раньше в основном принимали мужчин. В компании работают как над карьерным развитием внутри сети, так и над социализацией ветеранов, а также обучением потерявших работу людей. Более года VARUS совместно с ПРООН и правительством Германии внедрял программу обучения и трудоустройства украинцев. При этом Матюшин отмечает: "Укрепляется тренд на нехватку квалифицированных кадров, в то время как доля людей, особенно молодежи, с минимальным опытом работы или вообще без такого наоборот растет".
Проблема дефицита кадров актуальна и для банковской сферы. Так, начальница Управления по развитию бренда работодателя ПУМБ Светлана Тихоненко в комментарии "ДС" подчеркнула, что переобучение женщин не сможет удовлетворить все потребности сектора. "Есть определенные технические специальности, где мы можем привлекать еще больше женщин (например, IT-специалисты), однако, по нашему мнению, есть профессии сугубо мужские — инкассатор, водитель-инкассатор и т.д. Хотя некоторые банки начинают изменения и в этом направлении", – рассказала Тихоненко.
С острой нехваткой кадров сталкиваются и транспортные компании. На популярных сайтах по трудоустройству уже сейчас можно найти немало вакансий, где работодатели предлагают бесплатное обучение на право управления грузовиками для женщин.
В Николаеве на маршруты стало выходить меньше автобусов из-за мобилизации водителей, жаловался городской голова Александр Сенкевич. "Киевский метрополитен" вынужденно увеличил интервалы движения между поездами, поскольку из-за миграции и призыва в армию не удается заполнить 15% вакансий. В "Киевпасстрансе" дефицит кадров достигает 27%, предприятие заявляет об остром дефиците специалистов рабочих профессий.
Страдает от нехватки специалистов и строительная отрасль. За два года количество официально зарегистрированных работников в строительном секторе сократилось на 100 тысяч – почти до 300 тыс. человек, свидетельствуют данные Конфедерации работодателей Украины. Нехватка рабочих на строительных площадках достигает 40%. Проведенный Конфедерацией строителей Украины опрос свидетельствует, что в этих условиях 90% строительных компаний стали активнее нанимать женщин. Более половины строительных компаний переводят обязанности дефицитных специалистов на других сотрудников, а 10% планируют привлекать рабочих из-за границы. Региональные компании уже начали приглашать трудовых мигрантов.
На дефицит кадров из-за мобилизации работников-мужчин жалуются и фармацевтические компании. "Мы ощущаем дефицит кадров, особенно это касается мужчин… Не хватает комплектовщиков, грузчиков, электросварщиков, слесарей-ремонтников, водителей грузовых автомобилей, инженеров. На рынке труда на сегодняшний день практически нет женщин по этим специальностям", – рассказывала HR-директор фармацевтической компании "Фармак" Виктория Кондрашихина.
Машинистки, трактористки и телохранительницы. Как предлагают решать проблему власти
Найм женщин и лиц, работающих дистанционно, пока основные пути, которыми пытается решить проблему кадрового голода бизнес. В то же время, как свидетельствуют оценки Национального банка, привлечение ветеранов и лиц с инвалидностью, приобретенной до войны, пока незначительно.
Между тем уровень безработицы среди населения трудоспособного возраста остается выше, чем до начала полномасштабной войны. По оценкам НБУ, в прошлом году он достигал 18,2% и в ближайшие годы будет превышать показатели до полномасштабного вторжения. Прежде всего, это связано с изменениями в структуре экономики, внешней и внутренней миграцией, неравномерным по регионам и отраслям восстановлением, а также углублением несоответствия потребностей работодателей и навыков работников. "Нам сейчас нужно уделить больше внимания программам переквалификации остающихся в тылу украинцев на профессии, которые пользуются максимальным спросом. В первую очередь речь идет о женщинах, которые уже сегодня овладевают когда-то чисто "мужскими" профессиями. Например, телохранителей, водителей грузовиков, автобусов или даже тракторов — таковы сейчас реалии рынка труда", — рассказывала вице-премьер-министр экономики Юлия Свириденко, убеждая Европейский банк реконструкции и развития профинансировать такие программы.
Возможности государства помочь безработным овладеть новой профессией ограничены. По данным Минэкономики, с начала 2024 года 10 тысяч украинцев получили ваучер на обучение новой профессии или повышение квалификации за государственный счет. Впрочем, большинство из них выбрали не самые дефицитные профессии (2589 – медсестринство, 1147 – профессию повара, 665 – работу в дошкольном образовании).
Среди позитивных сдвигов в этом направлении — инициатива Skills Alliance, поддержанная правительствами Украины, Германии и почти 50 стран, донорами, международными партнерами и представителями бизнес-сообщества. Ожидается, что этот проект в течение следующих трех лет позволит содействовать переквалификации или квалификации более 180 000 человек, прежде всего молодежи, ВПЛ и женщин. На эти нужды планируют выделить 700 млн евро, но когда эта программа заработает – неизвестно.
Бизнес может восполнить дефицит кадров, "инвестируя в инклюзию в широком смысле", набирая на работу внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), ветеранов, а также людей с инвалидностью и лиц постарше, считает первый заместитель министра социальной политики Дарья Марчак. "У нас 3 млн ВПЛ трудоспособного возраста, которые не работают. У нас будет примерно 1 млн ветеранов, которые вернутся с фронта и захотят работать. Нам нужно будет дать им возможность работать или же сажать их на постоянную социальную помощь. У нас есть около 3 млн человек с инвалидностью, которые также нуждаются в помощи или местах на рынке труда", – рассказывала чиновница.
По данным Минсоцполитики, по состоянию на сегодняшний день в Украине трудоустроено чуть более 450 тыс. человек с инвалидностью из 2,7 млн. При этом около 1,5 млн из них имеют третью группу инвалидности и не нуждаются в особых условиях на рабочих местах. В то же время в министерстве признают, что государство пока недостаточно поощряет работодателей трудоустраивать лиц с инвалидностью.
Впрочем, женщины и люди с инвалидностью вряд ли смогут полностью заменить мужчин в металлургии, на транспорте или в строительстве по объективным причинам. В государственных структурах быстрых возможностей для решения этой проблемы не видят, предполагая, что диспропорции на рынке труда будут сохраняться, что в свою очередь негативно отразится на восстановлении экономики Украины. Там надеются, что после завершения войны ситуацию поможет решить возвращение мигрантов (или приток новых) и привлечение ветеранов к гражданской жизни. Проблему же, существующую здесь и сейчас, прежде всего будет решать бизнес.
Нашим приоритетом всегда была и остается забота о работниках, ведь люди – это главная ценность компании. Мы инвестируем в безопасность и психологическое здоровье сотрудников, поддерживаем инициативы по развитию инклюзии и разнообразия, предлагаем расширенные программы медицинского страхования и наставничества.
Вероятно, именно поэтому к нам вернулось большинство работников, уехавших за границу в начале полномасштабного вторжения, а также присоединились новые члены команды. Однако нехватка кадров является проблемой и для нас.
Часть сотрудников CEMARK сейчас защищает Украину в рядах ВСУ – за каждым из них сохраняется рабочее место. Кроме того, компания поддерживает семьи мобилизованных.
У нас есть план реинтеграции ветеранов и мы постоянно совершенствуем его, ведь среди нас есть и те, кто уже вернулся с фронта. Самое главное – понять и оценить состояние и потребности человека. Поэтому каждый подобный случай мы рассматриваем отдельно. Для ветеранов существует программа финансовой поддержки реабилитации – программа восстановления опорно-двигательного аппарата Kinesis. Есть возможность и санаторного лечения.
Кроме того, мы уделяем большое внимание профессиональному развитию сотрудников и привлечению молодежи. Наша деятельность по развитию молодых талантов началась в 2015 году, сейчас она состоит из двух программ. Первая ориентирована на профессиональное развитие молодежи в рабочих профессиях и предполагает сотрудничество с техникумами и колледжами. Мы проводим для студентов презентации компании и организовываем экскурсии на завод, предоставляем возможность пройти практику и присоединиться к нашей команде.
Вторая программа направлена на сотрудничество с университетами. Мы анализируем потребности бизнеса и приглашаем студентов и выпускников соответствующих специальностей принять участие в программе стажировки. Эта программа имеет более широкий спектр и длится год. Ее участники трудоустраиваются и знакомятся с бизнес-процессами и процессами производства, проходят тренинги по развитию навыков, необходимых для международного бизнеса, учат английский язык и имеют уникальную возможность разработать и реализовать собственный проект.