Привыкли к "Маасдаму". Почему украинцы в кризис переходят на импортные сыры

Украинские производители сыра стремительно теряют не только экспортные рынки сбыта, но и свой собственный. Разберемся, почему так происходит

Украинцы в кризис предпочитают отечественным сырам импортные / Depositphotos

"Маасдам" побеждает "Голландский"

Импортные сыры все более активно захватывают прилавки украинских магазинов. По данным Государственной таможенной службы, в январе-ноябре этого года Украина импортировала 42,2 тыс. т сыров, что в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошло года. Стоимость заграничного сыра за 11 месяцев — $188 млн, при этом основными поставщиками стали Польша ($84 млн), Германия ($35,3 млн) и Франция ($18 млн).

По данным аналитического агентства "Инфагро", по результатам 9 месяцев этого года треть рынка сычужных сыров уже была оккупирована импортерами из Европы. Они предлагают украинским гурманам свой продукт по ценам более низким, чем наши производители. Например, сыры "Гауда" или "Эдам" после растаможки стоят 133 грн за 1 кг, а сыры подороже — "Маасдам", "Радомер" — часто обходятся импортерам не больше чем в 160 грн за 1 кг, тогда как сыры "Российский" или "Голландский" украинских производителей даже со скидкой предлагаются дистрибуторами по 155-165 грн за 1 кг.

Однако со временем импортных сыров может стать еще больше, ведь, как прогнозирует "Инфагро", нынешний экономический кризис переживут далеко не все украинские сыроделы. С рынка уйдет очередной десяток мелких и даже средних производителей, и поставщики европейского сыра займут минимум треть украинского рынка.

Сложности с коровами

Аналитик "Инфагро" Максим Фастеев пояснил "ДС", что причин такого неблагоприятного положения отечественных сыроделов две. Первая проблема, с которой столкнулись производители сыра — это дефицит качественного сырья. Дело в том, что еще 10 лет назад 60% производства молока обеспечивало население, но сегодня его доля снизилась до 20% от общего производства. Однако промышленный сектор, хотя и компенсировал снижение производства молока населением, но не вполне.

Еще в марте этого года Союз молочных предприятий Украины с грустью констатировал, что производство молока в Украине опустилось до самой низкой отметки "за последние 100 лет". Глава Совета директоров Союза Вадим Чагаровский считает, что даже если статистика говорит, что в Украине производится в год 9 млн т молока, то на самом деле не более 6 млн т. И если Украина в 1991-1995 гг. была на шестом месте в мире по производству молока, то теперь свои позиции потеряла.

По словам Максима Фастеева, 10 лет назад большинство промышленных ферм были неэффективными, и только половина из них за это время смогли привлечь инвестиции, модернизироваться и переформатироваться, тогда как остальные — просто деградировали и исчезли.

Он поясняет такую ситуацию в сфере животноводства тем, что главные проблемы, давящие на него, так и не решены: рынок земли — не запущен, засилье бюрократии — сохраняется, уровень защиты инвестиций — не повысился, а политическая ситуация не стала более стабильной. Именно по этой причине в этот сектор не вкладываются и иностранные инвесторы.

Чтобы понять, насколько животноводство является затратным производством, достаточно привести несколько цифр. Например, возьмем план перспективного развития Черниговской области на 2019-2021 гг. В нем упомянуты два уже реализованных проекта в сфере животноводства. Первый — строительство доильного зала и реконструкция животноводческих помещений на 1 тыс. коров, его стоимость — 45 млн грн. Второй — строительство коровника с доильным оборудованием импортного производства на 200 голов, стоимость этого проекта составляет 7 млн грн.

Фактически затраты на создание нормальных условий для содержания, обслуживания и доения только для одной Буренки исчисляются несколькими тысячами долларов. Тогда как сроки окупаемости подобных проектов — довольно значительные. Именно по этой причине основные инвестиции в аграрный сектор сегодня приходятся на растениеводство, где инвестор может обернуть деньги за год, а в следующем, при ухудшении ситуации, уже отказаться от вложений.

Украинский сыр: "дедушкино" производство

Вторая причина упадка отечественного производства сыра — в самом производстве. Еще 15 лет назад оно было модернизировано до уровня, достаточного для продвижения украинского сыра на российский рынок. Но с тех пор массовой модернизации предприятий не произошло.

По словам Максима Фастеева, если поляки, главные нынешние конкуренты украинских сыроделов, имели возможность привлекать дешевые кредиты, усовершенствовали технологии, повышали производительность, то отечественная отрасль дешевых денег была лишена и в плане дальнейшей модернизации — замерла на месте.

В итоге сегодня операционные затраты (исключая стоимость сырья, которое для польского и украинского производителей практически одинаковое) у польского производителя вдвое ниже, чем у украинского. Поэтому польский сыр даже с учетом логистики оказывается дешевле, чем украинский. "Если никто не будет инвестировать в производство, не будет государственных программ поддержки отрасли, то производство сыра будет деградировать и дальше", — прогнозирует эксперт.

По этой причине украинские производители теряют и внешние рынки сбыта: за 11 месяцев этого года экспорт сыров сократился почти на 15% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года — до 5,5 тыс. т на сумму $21,3 млн. При этом основными покупателями украинского сыра были отнюдь не поляки и французы — Казахстан импортировал нашего сыра на $10,3 млн, Молдова — на $6,6 млн, Египет — на $1 млн.

В такой ситуации радует только то, что остальные подотрасли молочного направления в Украине пока умирать не собираются. Производители цельномолочной продукции, молока, творога и кисломолочной группы товаров в Украине даже в непростые времена находят возможность инвестировать в развитие производства и выпуск этих категорий товаров — стабилен. Хотя импорт молочных продуктов и вырос по результатам прошлого года , но Максим Фастеев считает, что импортная продукция украинскую существенно потеснить не сможет.