• USD 41.4
  • EUR 43.5
  • GBP 52.1
Спецпроекты

Призрак ядерной катастрофы. Чем действительно угрожают российские удары по инфраструктуре АЭС

Теоретически российские удары по инфраструктуре украинских АЭС могут стать катастрофой, которая коснется всего континента. Однако эксперты на Западе и в Украине видят ситуацию по-разному

Российские удары могут привести к "ядерному инциденту"
Российские удары могут привести к "ядерному инциденту" / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Опасность: версия The Guardian и Greenpeace

20 ноября британская газета The Guardian опубликовала статью, в которой попыталась углубиться в суть проблемы, возникающей из-за российских обстрелов энергетической инфраструктуры Украины. По сути издание рассказывает все то же, о чем официальные лица Украины предупреждают весь мир с самого начала полномасштабного вторжения: российские удары могут привести к "ядерному инциденту", который по масштабу сопоставим с самыми серьезными атомными катастрофами (Три-Майл-Айленд, Фукусима, Чернобыль).

В статье говорится о предупреждении, сделанном экологической организацией Greenpeace. По мнению ее аналитиков, удары агрессора направлены на электрические подстанции, "имеющие решающее значение для работы украинских атомных электростанций". Следовательно, есть вероятность, что реакторы могут остаться без электроэнергии и стать опасными. Издание цитирует эксперта Greenpeace Ukraine Шона Берни, который сказал: "Очевидно, что Россия использует угрозу ядерной катастрофы как главный военный рычаг для победы над Украиной. Но, совершая атаки, Россия рискует ядерной катастрофой в Европе, сравнимой с Фукусимой в 2011 г., Чернобылем в 1986 г. или даже хуже".

Следует упомянуть заявление Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), что в результате ракетного удара 17 ноября были перерезаны основные линии электропередач от четырех подстанций до трех атомных электростанций, а на Хмельницкой станции наблюдатели на месте "услышали громкий взрыв". Две линии электропередач в Ровно стали недоступными, а выработка сократилась на шести из девяти действующих ядерных реакторов на трех площадках

Технический анализ кризиса, проведенный Greenpeace, показал, что есть риски, связанные с длительной потерей внешнего питания реакторов. Для охлаждения реактора и отработанного топлива нужна электроэнергия, стабильная подача которой под угрозой. На случай потери питания на украинских реакторах (как и на любых других в мире) есть дизельные генераторы, которые обеспечивают необходимое электроснабжение. Горючего для них достаточно на семь-десять дней. Но если оно перестанет поставляться или электроснабжение не будет восстановлено, последствия могут привести к ядерной катастрофе.

"Потеря функции охлаждения на одном или нескольких реакторах неизбежно приведет к расплавлению ядерного топлива и масштабному радиоактивному выбросу", — считают в Greenpeace. — Наибольшему риску подвергаются люди и окружающая среда Украины, но есть вероятность, что серьезному влиянию подвергнется также значительная часть Европы и не только".

Опасность: версия украинских экспертов

Реклама на dsnews.ua

"Деловая столица" поговорила с несколькими экспертами по атомной отрасли Украины. Не все они согласились представиться публично, но все рассказали примерно одно и то же.

На самом деле проблема сложнее, чем ее описывает Guardian. Еще в ноябре 2022 г., когда произошел первый блэкаут, украинские атомщики вместе с Главным управлением разведки разработали алгоритм подготовки атомных энергоблоков к ракетным атакам. Когда российские самолеты находятся на пусковых позициях над Каспием, есть время подготовить энергоблоки. На это дело даже патент был оформлен. Но процедура не разглашалась, пока недавно сам "Энергоатом" не начал сообщать о снижении мощности реакторов перед вражескими ударами.

"Суть в том, что нагрузка на энергоблоки перед началом атаки уменьшается. Потому что в ноябре 2022 г., когда они работали на полную мощность и когда произошло попадание в трансформаторные подстанции "Укрэнерго", мы моментально потеряли 7,8 ГВт мощности, — рассказала "ДС" эксперт по ядерной энергетике, соучредитель общественной организации "Антикризисный экспертный ядерный центр Украины" Ольга Кошарная. — Атомные энергоблоки тогда были остановлены аварийной защитой, потому что некуда было передавать электроэнергию. Тогда украинская энергосистема распалась на части".

Описанный выше алгоритм с тех пор применялся при всех массированных ракетных атаках — негласно. Но потом произошло 26 августа 2024 г., когда алгоритм не сработал. Тогда, по данным МАГАТЭ, три энергоблока Ровенской АЭС работали в своем энергетическом "острове". Хмельницкая АЭС тоже отсоединилась от энергосистемы Украины, и ее энергоблок работал на Польшу.

Итак, в тот день в энергосистеме на время осталась только Южноукраинская АЭС. Частота сети упала до 49 Гц, и атомные энергоблоки "не знали, что делать". Причина была нестандартной. Если происходит попадание в открытое распределительное устройство около АЭС, то автоматически срабатывает система аварийной защиты, которая останавливает реакторы Это по регламенту. Но снизилась частота тока в сети — и отказали главные циркуляционные насосы, которые перекачивают воду для охлаждения реакторов. А остановка энергоблока — это не мгновенное действие, а очень сложный переходный процесс. Следовательно, останавливать реакторы пришлось вручную с центрального пульта АЭС. Это был очень опасный момент. Мог открыться предохранительный клапан первого контура — и не закрыться. Если бы это произошло, была бы угроза аварии, аналогичной катастрофе на Три-Майл-Айленде в 1979 г. в США с расплавлением активной зоны реактора. И вот почему. Если предохранительный клапан на первом контуре открывается, из реактора выходит вода, которая забирает тепло непосредственно с ядерного топлива (напоминаем, что циркуляционные насосы не работают). А если потерян теплоноситель — начинается расплавление активной зоны. Но нам повезло: в критический момент клапан и открылся, и закрылся. Когда этот клапан срабатывает, звук очень громкий, как взрыв. Похожая ситуация была и в начале 2023 г., также в результате ракетных атак и также на Южноукраинской АЭС.

По мнению Ольги Кошарной, россияне не будут бить ракетами непосредственно по самим АЭС. Возможно, будут наносить удары по открытым распределительным устройствам. Хотя есть более угрожающие варианты, о которых мы не будем рассказывать, чтобы не помогать врагу.

Что же касается оценок Greenpeace, что не хватит топлива для дизель-генераторов, которые охлаждают реакторы, то именно эти опасения напрасны. Запасов дизтоплива больше, чем задекларировано, они продублированы, есть еще отдельно мобильные генераторы и так далее. Вся эта система была многократно усилена после аварии на Фукусимской АЭС.

МАГАТЭ как отдельная угроза

Согласно официальному сообщению, "Энергоатом" определил семь ключевых подстанций для АЭС, которые "критически важны для выдачи мощности с атомных станций". На них и должны были работать эксперты Международного агентства по атомной энергии.

Но на самом деле, как рассказали эксперты "Деловой столицы", миссии МАГАТЭ базируются на площадках атомных станций и почти не видят, что происходит с трансформаторами на 750 кВ. То есть они туда прериодически приезжают — но не более того.

Да и сам факт присутствия миссий МАГАТЭ на украинских АЭС в действительности сильный фактор опасности. Минэнерго Украины призывает журналистов и экспертов не публиковать информацию о том, когда и какой энергоблок АЭС ушел на ремонт или вышел из ремонта, какие меры предпринимаются для защиты АЭС и инфраструктуры от обстрелов… Но вся эта информация непосредственно стекается в Секретариат МАГАТЭ, где полно россиян, а затем еще и открыто публикуется в сводках агентства.

"Украина имеет опыт предотвращения утечек информации по ключевым вопросам защиты энергосистемы Украины, протокола балансировки работающих на энергосеть энергоблоков АЭС во время ракетных атак, соответствующего тайминга технологических операций и переключений. Такая информация никогда не была доступна, в том числе и для МАГАТЭ, а после поражения энергосистемы 23 ноября 2022 г., является крайне критической для выживания, — говорит бывший сотрудник Южно-Украинской АЭС и бывший советник президента "Энергоатома" Георгий Балакан, — Заявленное присутствие посторонних как возле АЭС, так и на смежных подстанциях системы "Укрэнерго" делает крайне уязвимыми наши защитные сооружения первого и второго уровня, системы управления высоковольтными выключателями, системы собственных потребностей и состояние электрических полей".

Присутствие экспертов МАГАТЭ на объектах критической инфраструктуры не может рассматриваться как фактор сдерживания атак. В то же время информация о мерах пассивной защиты, которые показали результат на практике, очень интересуют РФ для повышения эффективности атак.

Проблема заключается в том, что у Украины нет механизмов контроля — ни состава специалистов МАГАТЭ, ни поступающих от них данных по закрытым от нас протоколам кибербезопасности. С таким успехом можно установить в пределах этих АЭС телевизионные камеры промышленного надзора и транслировать все изменения в прямом эфире.

Итак, российские воздушные атаки действительно представляют серьезную угрозу для наших АЭС, однако украинские аналитики, похоже, имеют более подробную информацию о характере опасности. 

    Реклама на dsnews.ua