• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Чей Приват24. Экономика Украины оказалась в руках компании Middleware Inc?

В процессе национализации "Приватбанка" интернет-банк "Приват24" перешел в собственность государства только формально, без своей облачной операционной системы
Реклама на dsnews.ua

Нелишне напомнить, какую роль сейчас играет "Приватбанк" в жизнедеятельности украинской экономики. По данным исследования GFK Ukraine за третий квартал 2016 г., клиентами этого банка являются 51,4% украинских граждан старше 16 лет. Считают его своим основным банком 42,6% граждан, пользующихся банковскими услугами. Среди корпоративных клиентов в 2016 г. 56,1% украинских юридических лиц сотрудничают с этим банком, а 33,5% — считают его своим основным банком; также 69,7% субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц сотрудничают с этим банком, а 62,3% — считают своим основным банком.

Как же это удалось частному банку, созданному в 1992 г. даже не в столице, а в одном из областных центров (Днепропетровске, сейчас — Днепр)?

Разумеется, дело не только в везении и предпринимательском таланте днепровских бизнесменов. "Приватбанк" сумел стать одним из самых инновационных банков мира. Еще более десяти лет назад он был одним из первых банков в мире, начавших использовать одноразовые SMS-пароли. В числе последних его инноваций — такие продукты, как платежный мини-терминал, вход в интернет-банкинг через QR-код, онлайн-инкассация, а также десятки различных мобильных приложений.

Зачем создавался "Приват24"

Одним из главных инструментов, с помощью которых "Приватбанк" привлекает новых клиентов среди юрлиц, СПД и обычных физических лиц, является интернет-банк "Приват24", насчитывающий уже свыше 1 млн пользователей. Мобильный банк Privat24 стал абсолютным лидером среди платежных приложений для Android на территории Украины и всей Восточной Европы — его установили более 5 млн пользователей смартфонов.

Но у этой системы есть еще одна функция — защитная. Владельцы "Приватбанка" рассматривали "Приват24" как один из важнейших способов предохраниться от недружественных поглощений со стороны конкурентов, располагающих силовыми рычагами. До революции таким конкурентом мог стать какой-нибудь банк, принадлежащий семье Януковича или кому-то еще из крупнейших олигархов-"регионалов". А в последние два года владельцы "Приватбанка" старались обезопаситься от недружественного поглощения со стороны государства.

Стратегию защиты банка кратко можно описать формулой: "Так не достанься же ты никому". В случае рейдерского захвата банка новый собственник получил бы кирпичи (сеть отделений во всех регионах), железо (компьютеры, банкоматы и т.д.), персонал нижнего и среднего звена (который исправно ходил бы на работу и которому нужно было бы платить зарплату), но не оригинальный софт, то есть программное обеспечение — электронную "душу" банка, без которой он мертв.

Реклама на dsnews.ua

Первой жертвой стали бы клиенты "Приват24". А если учесть, что они связаны договорными отношениями с миллионами партнеров, то кризис неплатежей охватил бы всю страну, нарастая по законам цепной реакции. Остановка взаиморасчетов привела бы к остановке всей экономики.

Как показали последние события, опасения владельцев "Приватбанка" были отнюдь не беспочвенными, а их стратегия защиты — весьма успешной. Государство, располагая достаточными формальными основаниями для ликвидации банка (десятки более мелких банков были ликвидированы по таким же или даже менее серьезным поводам), не решилось прибегать к силовым аргументам. Вместо этого были проведены переговоры с акционерами "Приватбанка" и достигнута договоренность о добровольной передаче банка в собственность государства.

Чей теперь "Приват24"

Судя по тому, что близкие к Игорю Коломойскому депутаты — группа "Відродження" и члены партии "Укроп" — в полном составе проголосовали за закон о госбюджете-2017, условия сделки достаточно выгодны для бывших собственников "Приватбанка". Да и топ-менеджеры банка в своих публичных заявлениях подчеркивали сугубо добровольный характер сделки. Однако условия достигнутых договоренностей остаются конфиденциальными. И вряд ли кто-то может дать гарантию, что через несколько недель или месяцев между сторонами не вспыхнет конфликт.А, судя по всему, к тому все и идет.

Поэтому очень важен вопрос, чей теперь "Приват24". Формально права на систему интернет-банкинга "Приват24" вместе с остальными активами "Приватбанка" перешли в собственность государства. Данные Укрпатента это подтверждают. Торговая марка "Приват24" остается за банком, интернет-домен www.privat24.ua — тоже. Сохраняются и обязательства "Приват24" перед клиентами. "Инновационность банка — это одно из главных достояний не только банка, но и всей Украины. Электронный банк "Приват24", другие удобные банковские сервисы работают стабильно и останутся доступными нашим клиентам", — заверил новый председатель правления "Приватбанка" Александр Шлапак на официальной фейсбук-страничке банка.

Но все это не отменяет вопрос о владельцах софта "Приват24". Глава НБУ Валерия Гонтарева на пресс-конференции, посвященной национализации "Приватбанка", постаралась замять этот вопрос. "Что касается системы "Приват24". Сейчас команда Национального банка и команда Фонда гарантирования, это более 100 человек, находятся в "Приватбанке" в Днепре. И собственность на все программы, на все программное обеспечение, на все основные фонды этого банка мы будем определять, где находится", — рассказала глава Нацбанка.

Не добавил ясности и министр финансов Александр Данилюк. "Все юридические моменты будут определены в процессе передачи. Сейчас эта система работает. После аудита посмотрим, — заявил он в эфире "24 Канала", комментируя ситуацию вокруг системы "Приват24". — На данный момент программное обеспечение банка под контролем государства".

Трудно предположить, что Гонтарева и Данилюк не знают реального положения вещей и что они не выяснили его перед тем, как приступать к национализации "Приватбанка". Скорее, они еще не решили или не хотят оглашать, какими будут их действия в случае, если "Приват24" выйдет из-под контроля государства. А такое развитие событий вполне возможно, поскольку система "Приват24" работает на базе облачной операционной системы Corezoid, которая принадлежит отнюдь не "Приватбанку", а американской компании Middleware Inc.

Что умеет Corezoid

Облачные операционные системы — это передовой фронт интернет-технологий. Они объединяют в себе облачное хранение файлов, а также приложения для работы с ними. Основным коренным отличием этих систем от классических операционных систем, таких как всем привычный Windows, является то, что облачные операционные системы доступны через браузер на любом устройстве (смартфон, планшет, настольный компьютер) и в любой точке мира, при наличии интернета.

Идея создания собственной облачной операционной системы зародилась в "Приватбанке" еще в 2005 г. Назвали ее Сorezoid (Сore — от слова "ядро", zoid — от слова "жизнь"). На разработку ее ушло 10 лет. Она была презентована миру 13 мая 2015 г. на конференции Finovate в Калифорнии.

В феврале 2016 г. на базе платформы Corezoid компания Western Union в сотрудничестве с "Приватбанком" запустила сервис онлайн-переводов в Украине. "Цифровое ядро" на базе Corezoid позволило связать воедино десятки API Western Union и "Приватбанка", и такие процессы теперь можно легко копировать по всему миру, добавляя необходимые локальные настройки.

А три недели назад "Приватбанк" похвастался, что облачный сервис Corezoid стал глобальным "проводником" банков в цифровой мир. Облачная платформа Corezoid process engine получила статус крупнейшей глобальной облачной платформы — Financial Services Competency в Amazon Web Services (AWS). Предоставление такого статуса дает Corezoid исключительные полномочия предоставлять эффективные решения, которые помогут банкам и финансовым организациям в управлении критически важными вопросами, такими как построение систем бизнес-процессов и управления данными.

Что может Middleware Inc

Из всего вышесказанного ясно, что платформу Corezoid можно было бы назвать не только "электронной душой", но и самым ценным активом "Приватбанка", если бы она была в его собственности. Однако "Приватбанк" хоть и вложил в разработку Corezoid большие деньги, но не является ее владельцем. Автором и собственником патентов на изобретение облачной операционной системы Corezoid числится Александр Витязь, который до 16 декабря занимал должность заместителя председателя правления "Приватбанка" — руководителя Центра электронного бизнеса. Также Витязь является основателем и генеральным директором компании Corezoid, основанной в 2013 г. со штаб-квартирой в городе Редвуд-Сити в Калифорнии.

Владельцем компании Corezoid, сайта www.corezoid.com и программного обеспечения Corezoid является компания Middleware Inc, зарегистрированная в августе 2014 г. в городе Уилмингтоне в штате Делавэр. Именно с этой компанией заключают лицензионные соглашения все желающие пользоваться услугами Corezoid. Также Middleware Inc является собственником стартапа HyperComments (обещает "идеальную систему комментариев для Вашего сайта") и ряда других проектов. Александр Витязь является совладельцем Middleware Inc.

"Приватбанк" работает с Corezoid на договорных условиях. В своих интервью Витязь подчеркивает, что это контракт "с очень оптовыми ценами" и Corezoid не планирует повышать расценки для "Приватбанка" после его национализации. Единственное требование — регулярная оплата услуг. "Если счета за хостинг вовремя не будут оплачены, то все выключится автоматически", — предупреждает Витязь.

Есть дополнительный аргумент в пользу того, что Corezoid не будет по своей инициативе расторгать отношения с "Приватбанком". Это именно глобалистские устремления компании, которая надеется подсадить на свой продукт многие банки по всему миру. "Приватбанк" для Corezoid — это первый и пока главный успешный проект. Разорвать с ним контракт — значит лишить себя точки опоры.

Гарантии нет

Но все же конфликт может произойти, причем повод к нему может дать любая сторона. Государство может решить, что раз "Приватбанк" — государственный банк, то негоже ему зависеть от частной компании. Глава НБУ Гонтарева уже успела заявить, что удобство и функциональность "Приват24" преувеличены маркетологами банка и аналогичные системы онлайн-банкинга других банков "не очень отличаются". Очевидно, она имеет в виду интернет-систему "Ощад24/7" государственного "Ощадбанка". Поэтому можно ждать попыток принудительно перевести туда клиентов "Приват24". Однако это будет нелогично хотя бы ввиду заявления главы Минфина Данилюка о планах продать "Приватбанк" после его финансовой стабилизации.

Также нельзя исключать и попыток использовать "Приват24" для шантажа со стороны экс-владельцев "Приватбанка", если они войдут в острое противостояние с властью. И все эти варианты, конечно же, пугают клиентов "Приват24", которые могут решить перейти в другую систему, не дожидаясь новых проблем. 

    Реклама на dsnews.ua