Путь к сердцу Меркель. Чему Порошенко мог бы поучиться у Лукашенко
Мигранты - чрезвычайно болезненная тема для Евросоюза. Причем как для западной, так и для восточной его части. Поток мигрантов из Сирии, беженцы из стран Северной и Центральной Африки спровоцировали небывалую волну ксенофобии и популизма по всей Европе. Вместе с тем, у соседей Евросоюза появилась дополнительная площадка, на которой можно выторговать у лидеров Евросоюза очередные бонусы для своих стран. Причем в самом разнообразном виде, начиная от банального финансирования и до улучшения условий визового режима (или, например, сроков введения безвизового).
Болевая точка
То что тема важная, актуальная и перспективная тонко почувствовал Александр Лукашенко, решив договорится с ЕС о том, как приють мигрантов, которые через Беларусь прорываются на Запад в поисках лучшей жизни, но, либо не сумели пробраться в благополучную Европу, либо были выдворены восвояси. Об этом уже успела написать немецкая газета Tageszeitung, затем отдельным материалом разразилась Gazeta Wyborcza. Особенно нервно отреагировали российские СМИ. "Лукашенко решил разместить у себя сирийцев, чтобы угодить Западу", - пишет российская газета "Взгляд". При этом, российская газета пишет, что Лукашенко ввел безвизовый режим для граждан 80 государств, включая США и Евросоюз, рассчитывая на активизацию путешествий бизнесменов, туристов и частных лиц, имеющих общегражданские паспорта. В России нервничают, что Минск очень надеется на сближение" с ЕС.
"В сфере миграции Евросоюз готов рассматривать нетрадиционные предложения. Наверное, одно из таких предложений и было сформулировано белорусским МИДом", - говорит руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. По его мнению, в Белоруссии содержать беженцев гораздо дешевле. Александр Лукашенко получает дополнительный аргумент в переговорах с Евросоюзом, который демонстрирует некое новое отношение к Минску.
Показателен в этом плане опыт Турции, на территории которой сейчас находится от 2 до 3 млн сирийских беженцев. Такой наплыв мигрантов и нежелание ЕС увидеть их где-то на окраинах Берлина или Парижа, позволил Турции выторговывать у Евросоюза не только компенсации на их содержание, но и политические дивиденды. ЕС обещал, что если Турция примет из европейских стран беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока, то получит не только 3 млрд. долларов компенсации, но и безвизовый режим для краткосрочных поездок турецких граждан в европейские государства. И хотя этот вопрос забуксовал после прошлогодней неудачной попытки государственного переворота в Турции, переговоры будут продолжены, а турки вполне могут получить обещанное.
Украинский маршрут
Осенью прошлого года, замминистра юстиции по вопросам европейской интеграции Сергей Петухов выступил с предложением, чтобы Украина взяла на себя квоту одной из стран Евросоюза на расселение мигрантов ради введения безвизового режима. "Как получить безвиз с ЕС? Нужно стать ему необходимым", - написал замминистра на своей страничке в фейсбуке. Впрочем, заявление вызвало несколько нервную реакцию депутатского корпуса и общественности, после чего инициативу отложили в долгий ящик.
Тем не менее, стоит напомнить, что вопрос о приеме мигрантов поднимался и в Украине - два года назад министр иностранных дел Павел Климкин предупреждал, что для интеграции в Евросоюз украинцам нужно будет взять на себя и часть его проблем, поэтому нужно быть готовыми принять у себя и сирийских беженцев, если потребуется.
Хотя размещение этих беженцев - наше обязательство перед Евросоюзом, местные власти высказались резко против, убоявшись роста криминальной обстановки. К протесту местных властей подключились и радикальные политики. Государственная миграционная служба заявила, что хочет уладить этот конфликт, и списывает неприятие иностранцев яготинцами на неосведомленностью последних.
При более пристальном изучении проблемы беженцев становится понятным, что при правильном планировании и организации процесса Украина может получить не проблемы, а извлечь определенные выгоды из их присутствия.
Во-первых, расселение иностранцев может в некоторой степени решить демографическую проблему Украины. По прогнозам демографов, к 2050 году численность населения Украины может сократиться с нынешних 42 млн. человек (без ОРДЛО и Крыма) до 36 млн. человек. Директор Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины Элла Либанова отмечает, что украинское население стремительно стареет и в силу низкой рождаемости и миграции молодежи из Украины в поисках лучшей жизни. По приблизительным подсчетам, сейчас около 3 млн. украинцев выехали на заработки и это количество будет увеличиваться. Польские вузы приглашают украинскую молодежь, приманивая ее получением бесплатного образования. Многие из тех, кто получит польский диплом, в Украину больше не вернутся.
Поэтому приток в Украину из других стран активной молодежи, которая осядет в Украине, может частично компенсировать нынешние негативные тенденции. По словам заведующего отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени Птухи НАН Украины Алексея Позняка, проведенное ранее исследование показало, что Украина станет испытывать нехватку рабочей силы не далее чем через 8 лет, уже в 2025 году.
Хотя это исследование в связи с началом военных действий на Востоке Украины нуждается в корректировке, но тенденция прослеживается четко - уже при жизни нынешних украинцев среднего возраста в Украине будет дефицит рабочих рук. "Поэтому было бы хорошо, чтобы у нас к тому времени был сформирован резерв долгоживущих и интегрированных мигрантов", - считает Поздняк.
При этом следует отметить, что 20% сирийцев - православные христиане, которые, по данным исследования международной благотворительной христианской организации "Open Doors", часто подвергаются притеснениям у себя на родине. Поэтому Украина, в целом толерантная к иностранцам, могла бы стать для мигрантов новым домом и извлечь из этого выгоду. Нужно лишь приложить усилия и средства, чтобы интегрировать их в украинскую общину. По словам Поздняка, на адаптацию у мигрантов уходит около 10 лет - за это время они привыкают к местным реалиям, находят работу, рожают детей и отправляют их в украинскую школу и начинают строить планы на жизнь уже в этой стране.
Однако украинские власти смогли лишь заявить, что готовы принять мигрантов, но никто не удосужился объяснить, зачем они здесь нужны, какая от них может быть польза, и как их собираются адаптировать, какому языку межнационального общения обучать и сколько на это необходимо средств. Тем не менее, рано или поздно за обсуждение этой темы придется браться всерьез.