Без экспорта. В Украине резать скотину по-прежнему выгоднее, чем разводить (ИНФОГРАФИКА)
Чтобы судить о перспективах сельского хозяйства, конечно, необходимо знать о переменах и новациях в аграрной политике. Но еще нужно иметь представление о прошлогодних результатах аграриев.
По предварительным данным Госстата, в 2016 г. по сравнению с 2015-м сельскохозяйственная продукция в Украине (без учета оккупированного Крыма и части зоны АТО) выросла на 6,1%. Вроде бы красивые цифры, но два обстоятельства мешают радоваться этому достижению.
Во-первых, в 2015 г. сельское хозяйство показало падение на 4,8%. Таким образом, в 2016-м удалось всего лишь скомпенсировать потери предыдущего года. О каких-то заметных успехах или тем более прорыве говорить нет оснований.
Во-вторых, красивые итоговые цифры прироста сельхозпродукции получились исключительно благодаря растениеводству, которое показало рост продукции на 9,8% после падения в 2015-м на 5,2%. Достигнутый результат объясняется прежде всего случайными факторами: в 2016-м многим областям больше повезло с погодой, чем в 2015-м. Кроме того, лучше провели посевную кампанию и уборочную страду аграрии неоккупированной части Донецкой и Луганской областей. На Донетчине получился прирост продукции растениеводства на 12,4%, а на Луганщине — на 28,9%.
В то же время продукция животноводства сократилась на 2,6%. И это падение вовсе не случайно, поскольку продолжалось оно третий год подряд и наблюдалось почти во всех областях. Более того, можно прогнозировать, что и в 2017 г. в животноводстве продолжится спад. Об этом свидетельствует сокращение в течение прошлого года поголовья птицы на 0,8%, крупного рогатого скота — на 2% (в частности, коров — на 2,7%), свиней — на 5,5%.
Сами аграрии объясняют это прежде всего проблемами со сбытом продукции. Действительно, украинское животноводство намного меньше, чем растениеводство, ориентировано на внешние рынки. Значительная часть произведенного в Украине зерна, сахара, подсолнечного масла идет на экспорт, тогда как мясо, колбасы, яйца, молоко, сыры и т. д. потребляются в основном на внутреннем рынке.
Платежеспособный спрос со стороны населения за последние три года серьезно упал. Аграриям, чтобы не наращивать убытки, выгоднее сокращать производство и поднимать цены. А рост цен вызывал дальнейшее сокращение спроса.
Однако подобные кризисные явления наблюдаются не только в Украине. Например, как отмечает FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), в последний год вся Европа столкнулась с проблемой избытка молочных продуктов. Во многих европейских странах закупочные цены за два года упали вдвое, а многие производители вообще ушли с рынка, говорит координатор региональных стратегических программ FAO в Европе и Центральной Азии Раймунд Йеле (Raimund Jehle). По его мнению, украинским животноводам будет трудно выбраться из кризиса, если они не повысят производительность труда. Это в первую очередь касается малых ферм и домохозяйств, на долю которых приходится 80% производства молока.
"Давайте сравним продуктивность коров в Украине и в других странах с развитой молочной отраслью. В Украине производится в среднем 4,9 т молока в год на одну корову, в то время как в США — около 10 т, а в ЕС — порядка 7,5 т. Это означает, что производительность в Украине все еще очень низкая. Большинство украинских молочных фермеров не смогут сделать необходимых инвестиций для обеспечения конкурентоспособности, если они продолжат бороться самостоятельно, — подчеркивает Раймунд Йеле. — Существует необходимость в инвестициях в инфраструктуру, банках спермы для племенного материала, искусственном оплодотворении и селекционных программах".
По мнению представителя FAO, в Украине стоит задача трансформации ферм, чтобы сделать их более эффективными и использовать современные технологии производства. Это болезненный и затратный процесс, но только он позволит украинскому животноводству быть экономически выгодным.
О дремучей технологической отсталости наших ферм и сельских домохозяйств мы, конечно, знаем. И кажется маловероятным, чтобы что-то могло сдвинуть с места эту проблему. Но Раймунд Йеле видит основание для оптимизма в том, что Минагрополитики теперь фокусируется на поддержке развития малых производителей, тогда как в прошлом фокус был на крупном агропромышленном производстве.
Министр Тарас Кутовой тоже возлагает большие надежды на то, что в течение пяти лет, начиная с 2017-го, 1% от валового производства сельхозпродукции будет направляться на поддержку сельхозпроизводителей. По расчетам Минагрополитики, в нынешнем году сумма поддержки составит 5,5 млрд грн. "Фактически уплаченный НДС за счет прямой господдержки будет компенсироваться для категорий, которые мы хотим развивать. Речь идет в первую очередь о животноводстве", — конкретизировал Кутовой.
Впрочем, он говорит и о господдержке малых и средних фермеров, выращивающих зерновые. По его прогнозам, это позволит увеличить производство зерна на 10 млн т в год (в 2016 г. урожай составил 66 млн т). "Фермер может быть успешным в нишевых культурах, в органическом производстве, — уверен Кутовой. — Это тот сектор, которым не будут заниматься крупные компании".
Однако в любом случае, даже если фермеры получат 5,5 млрд грн господдержки, это скажется на объемах сельхозпроизводства не в нынешнем, а только в следующем году. Если учесть, что 2018-й будет предвыборным годом, то можно сказать, что правительство решило помочь аграриям достаточно заблаговременно, чтобы не опоздать.