Зарегулировать $25 трлн. Как ВТО точит зуб на электронную коммерцию
Открытые для всех членов ВТО переговоры должны начаться уже в марте. Речь идет о внятном и единообразном своде правил регулирования электронной коммерции (e-commerce), под которой обычно понимают реализацию товаров и услуг c использованием информационных технологий, когда продавец и покупатель связываются по сети. На выходе мир должен получить более предсказуемую, эффективную и безопасную онлайн-среду для торговли. Первые задачи уже поставлены: преодоление барьеров, препятствующих трансграничным продажам, борьба со спамом и гарантирование достоверности электронных договоров и подписей, возможный запрет таможенных пошлин на электронные операции.
В ВТО отметили, что этот рынок срочно нужно регулировать, поскольку "наблюдался стремительный рост объемов внутренней и трансграничной электронной торговли", однако конкретных цифр не назвали.
"ДС" собрала данные глобальных исследований, насколько велик этот рынок и чего ожидать от него в будущем.
Прежде всего отметим, что продажи в электронной коммерции, как и в обычной, также делятся на прямые, то есть от продавца конечному покупателю (Business to Сonsumer — B2C), и торговлю между компаниями (Business to Business - B2B). В силу большого количества данных соответствующая статистика очень приблизительна и появляется с запозданием. Но в целом аналитики сходятся на том, что сумма розничных продаж во много раз меньше. Это и неудивительно, ведь пока продукция доходит до потребителя, она может быть многократно перепродана.
Объем рынка
Прямые продажи
Более подробно мировые аналитические центры рассматривают розничную электронную коммерцию. Согласно eMarketer, в 2017 г. данный рынок по объемам продаж составил $2,3 трлн, по итогам прошлого года должен вырасти до $2,8 трлн, а в 2021 г. — до $4,9 трлн.
А согласно Digital Economy Compass 2018 от сервиса Statista, в 2017 г. мировой рынок e-commerce составил $1,5 трлн, и он, по прогнозам, будет расти: в 2019 г. — до $1,9 трлн, а в 2022-м — до $2,5 трлн. Это исследование основано на объемах выручки и охватывает свыше 50 стран и 90% регионов по вкладу в мировой ВВП. Видимо, этими фактами и объясняются заметно меньшие цифры, чем в отчете eMarketer (при подсчете выручки отминусовываются стоимость возвращенных товаров, предоставленные скидки и транспортные расходы).
Доля в мировом ритейле
Судя по тенденции, отраженной в упомянутом исследовании eMarketer (см. первый график), доля электронных продаж в объеме всего мирового ритейла будет расти с 11,9% в 2018 г. до 17,5% в 2021-м. А по итогам прошлого года он должен составить составить $23,9 трлн.
Лидеры рынка: страны и игроки
В разрезе стран крупнейшим рынком для электронной коммерции является Китай, причем уже давно.
А самые популярные площадки лучше сортировать не по выручке, а по валовой стоимости продукции, поскольку торговая площадка с огромными оборотами может не продавать напрямую потребителям. Итак, по этому показателю, согласно сайту The Motley Fool, лидеры рынка следующие:
Обратите внимание, что большинство игроков работают как в B2C, так и в B2B.
Несколько другой рейтинг получается, если учитывать не только выручку, но и другие важные показатели, такие как интернет-трафик, количество сотрудников и страны присутствия, тогда, по подсчетам Dealhack, семерка самых влиятельных игроков e-commerce будет выглядеть так: Amazon, Wal-Mart Stores Inc. Alphabet, Alibaba, Facebook, Baidu, Suning Commerce Group Co. Ltd. Как видим, здесь на высокой позиции больше ассоциируемый с оффлайн-бизнесом крупнейший мировой работодатель Wal-Mart. Вообще, слияние онлайн- и оффлайн-покупок — основной тренд электронной коммерции.
Сегменты e-commerce
По данным Statista, больше всего онлайн покупают одежду, обувь и аксессуары ( fashion-сегмент) и потребительскую электронику.
Украинские тренды
Украинский рынок электронной коммерции растет еще быстрее, чем мировой, но это скорее в силу своего малого размера. По данным EVO business, в 2018 г. он увеличился на треть — до 65 млрд грн, и это второй показатель в Европе по темпам роста. По прогнозам EVO, украинский сегмент e-commerce в текущем году увеличится еще на 25% — до 81,25 млрд грн. Это в пределах 0,1–0,2% мирового рынка.
И в принципе украинцы разделяют мировые тренды по видам онлайн-покупок, по данным площадок Prom.ua и Bigl.ua, принадлежащих автору отчета — ЕVO. Правда, электроники покупают относительно меньше, хотя ее доля быстро растет.
Впрочем, прошлогоднее исследование GfK также показало, что украинцы чаще всего покупают в интернете одежду, аксессуары и подарки, обувь, косметику, мелкую бытовую технику и смартфоны.
Итак, этого глобального слона в виде электронной коммерции, меньше ногтя которого составляет украинский рынок, собрались опутать едиными правилами. Что это может быть? Единые стандарты, например, по идентификации личности или цифровой подписи? Ужесточение требований по безопасности платежным системам? Или меры по пресечению налоговой оптимизации? Узнаем весной.