От "Черноморска" до "Бердянска". Почему у Зеленского хотят раздать в концессию все морские порты

Приход частных инвесторов в морские порты может оказаться единственным шансом сохранить там инфраструктуру, однако получится ли повторить успех с "Ольвией" при сдаче и других портов в концессию?

Морской порт "Бердянск" хотят передать в концессию / EPA/UPG

Тотальная концессия портов

Министерство инфраструктуры нацелено на дальнейшую разработку проектов по передаче украинских морских портов в концессию частным инвесторам, заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий. По его словам, следующие в очереди на концессию — порты "Бердянск" и "Измаил", а также железнодорожно-паромный комплекс в порту "Черноморск".

По словам министра, инвесторы из Грузии, Азербайджана, Турции, Болгарии и Норвегии уже проявляют интерес к проекту концессии переправы в "Черноморске". До конца года будет готово технико-экономическое обоснование, а тендер может быть проведен в следующем году. Государство рассчитывает получить от проекта 150 млн грн инвестиций в переправу. Инвестор построит новый паркинг для грузовиков, терминал для пассажиров и водителей, а также станцию техобслуживания для подготовки к продаже автотехники.

Кроме того, президент Владимир Зеленский во время своего визита в Австрию заявил о намерениях украинских властей выставить морские порты "Дунай", "Скадовск" и "Белгород-Днестровский" на приватизацию.

Порты в Николаеве и Херсоне — два удачных примера

Активизировать передачу портовой инфраструктуры в частные руки власти решили после того, как им удалось провести два успешных конкурса по привлечению концессионеров в порт "Ольвия" и Херсонский морской порт. В случае с "Ольвией" (Николаев) договор был подписан с катарской компанией QTerminals W.L.L., управляющей крупнейшим торговым портом страны — "Хамад" стоимостью более $7 млрд. QTerminals пообещала инвестировать в развитие "Ольвии" около 3,4 млрд грн и гарантировала сохранение рабочих мест. Также около 80 млн грн будет направлено на улучшение инфраструктуры Николаева.

Согласно договору, иностранному инвестору переданы в концессию имущество госпредприятия "Стивидорная компания "Ольвия", госпредприятия "АМПУ" (Ассоциация морских портов Украины), а также объекты, которые будут построены концессионером. Также все имущество, которое будет находится в концессии, после истечения ее срока (35 лет) перейдет государству, включая и те объекты, которые построит инвестор.

Также в июне был подписан договор между Мининфраструктуры и компанией "Рисоил-Херсон" о концессии Херсонского морского порта на 30 лет. Инвестор направит на развитие порта около 300 млн грн, а также более 18 млн — в местную инфраструктуру. По данным министерства, "Рисоил-Херсон" будет платить ставку концессионного платежа в размере 7%, осуществит фиксированный концессионный платеж в размере 126 млн грн, инвестиции в первый и второй годы составят по 33,3 млн грн, а в третьем и четвертом – по 8,3 млн грн.

Коронавирус отпугнет концессионеров

Однако оптимизм властей разделяют не все. Эксперт экономического анализа и транспортной инфраструктуры Украинского института будущего Ярослав Пилипчук отметил, что перспектива концессии следующих портов — под вопросом из-за снижения экономической активности в мире в связи с коронавирусом. "Слишком самонадеянно говорить о будущем заработке, если на международных рынках — сложная ситуация, а в Украине тем более", — сказал он.

Из-за падения экономики, вызванной коронавирусом, снижается объем морских перевозок и, как следствие, растет конкуренция за грузы между портами. В частности, по данным сервиса морских перевозок Clarksons, рынок морских перевозок в этом году сократится более чем на 5% по сравнению с 2019 г. или на 1 млрд т, и это будет самым резким падением за последние 35 лет. Кроме того, во втором квартале контейнерные перевозки в мире снизились почти на 10% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до 39,1 млн TEU. Падение спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок продолжится в связи с ухудшением состояния экономики.

По мнению Ярослава Пилипчука, дальнейшие конкурсы на передачу портов в концессию могут состояться, если государство понизит планку получаемой от подобных договоров выгоды. Однако остается еще и такой фактор, как общий инвестиционный климат в стране – если он будет ухудшаться, это снизит шансы на получение таких же значительных выгод от проектов концессии, как в случае с "Ольвией" и Херсонским морским портом.

Cтратегические инвесторы c опытом работы в портовом бизнесе могут принести в порты Украины большие грузопотоки / Shutterstock

Грузопотоки в обмен на порты

Однако риски, связанные с коронавирусом, можно учесть в будущих проектах, считает Артем Хорошун, проектный менеджер офиса по развитию государственно-частного партнерства Spilno (этот офис готовил проекты концессии "Ольвии" и Херсонского порта). "Период подготовки проектов концессии – довольно длительный, а к тому времени, когда проекты выйдут на конкурс, последствия коронавируса будут предусмотрены и учтены в условиях, которые будут выставляться концессионеру", — сказал он.

Эксперт напомнил, что концессия — это не приватизация, когда инвестор платит одноразово деньги за объект и становится его собственником. "В концессии периодические платежи могут быть привязаны к показателям деятельности частного партнера: больше объемов перевалки — больше платежей. Это очень гибкий механизм, который позволяет учесть негативные факторы на рынке", — сказал Хорошун.

По словам эксперта, проекты концессии по "Ольвии" и Херсонскому порту были пилотными, их реализация заняла несколько лет и потребовала принятия закона "О концессиях" и изменения законодательства. На этих проектах "обкатывалась" схема реализации концессии, тогда как потенциальные инвесторы — присматривались и оценивали перспективу сотрудничества с Украиной в концессионных договорах. Поэтому следующие проекты, по его словам, будут реализованы быстрее, а интерес инвесторов будет выше.

Кроме того, стратегические инвесторы, которые имеют понимание портового бизнеса и опыт работы в нем, могут принести в украинские порты и грузопотоки. И это может быть и частью условий концессионного конкурса.

Что будет с причалами в портах

Кроме того, передача портов в концессию может быть и вынужденным шагом со стороны украинского правительства. Дело в том, что базовая инфраструктура портов — причалы — несмотря на концессию и приватизацию, как стратегические объекты остаются в государственной собственности. Их в портах – 260, и для поддержания их в рабочем состоянии нужны инвестиции, которых у государства попросту нет. Мало того, правительство регулярно изымает в виде дивидендов 90% прибыли портов. Инвестиции есть у частного бизнеса, который и можно привлечь в порты на условиях концессии. Предыдущий руководитель Ассоциации морских портов Украины Райвис Вецкаганс еще в начале этого года в одном из своих интервью предупреждал, что если правительство не хочет, чтобы с причалами в портах сложилась такая же ситуация, как с локомотивами на железной дороге, этим нужно заниматься безотлагательно.

По данным АМПУ, в январе-августе все украинские морские порты (а их 13) перевалили 105,9 млн т грузов, в том числе заявленные на концессию порты "Измаил", "Бердянск" и "Черноморск" – 19 млн т, или 18% от общего объема. На долю портов "Дунай" "Скадовск" и "Белгород-Днестровский", о приватизации которых говорил Владимир Зеленский, пришлось менее десятой доли процента перевалки всех грузов.