• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Поспешили с банкротством. Зачем "Укрпочте" экономить на нищих газетчиках

На "Укрпочте" обмолвились о возможном банкротстве. Выясним, грозит ли такая судьба госпредприятию и как сделать его прибыльным
Фото: factor-news.info
Фото: factor-news.info
Реклама на dsnews.ua

Первый заместитель гендиректора "Укрпочты" Александр Чернявский заявил об угрозе банкротства некогда монопольного государственного предприятия. Хотя информация прозвучала как бы мимоходом, на встрече с редакторами общенациональных и региональных СМИ и представителями Национального союза журналистов, она сразу же стала топовой новостью в информационных лентах. Еще бы, довести до банкротства государственную почту в понимании западных экспертов также невозможно, как обанкротить, например, столичное метро или национальную газодобывающую компанию в стране, которая импортирует энергоресурсы.

На данный момент "Укрпочта", по сообщению Чернявского, задолжала редакциям 260 млн грн. Цифра, способная травмировать коллективную психику отечественной журналистики, особенно учитывая уровень капитализации этого рынка в условиях кризиса. "Укрпочта", которая провела подписную кампанию среди населения, обязана теперь перечислить полученные деньги средствам массовой информации в течение июля-августа. Но отдавать деньги у нас - прерогатива трусов, поэтому почтари предлагают сделать "хорошо всем". Стоит заметить, что когда звучит подобная фраза, особенно со стороны госпредприятий, как-то невольно вжимаешься в кресло, прекрасно понимая, что "хорошо" будет примерно так же, как при нагибании за мылом в армейской душевой на Крайнем Севере. "Укрпочта" предлагает "гуд прайс", то есть рассрочку платежа: 40% сразу и "хвост" (именно так назвали финальный платеж) - в сентябре. Понятное дело, предложение не фонтан.

Ставить условия для обычного посредника - слишком дорогое удовольствие в рыночной экономике, которое чревато потерей клиентуры, и объясняется эта "ретивость" лишь банальной безнаказанностью, к которой привыкли "госы", в независимости от того, в каком секторе они представлены. В этой связи вспоминаются высказывания замглавы НБУ Екатерины Рожковой о том, что государственные банки несут тяжелое бремя "казначейств" коммунальных предприятий, обслуживая платежи населения в их пользу, хотя любой частный банк был бы счастлив получить столь лакомый кусок операционного бизнеса.

Примерно то же самое можно наблюдать на примере "Укрпочты", когда "разнос" пенсий является не мегаприбыльным, а мегаубыточным направлением деятельности компании: 50% валовых затрат на этот вид деятельности и лишь 25% доходов от него. И при этом, как признаются в самой почте, они чрезвычайно зависимы от сотрудничества с Пенсионным фондом: в случае приостановки этого формата выплаты пенсий 20-25 тыс. сотрудников почты окажутся без работы, а под угрозой закрытия - до 6 тыс. отделений. Как всегда, по мнению "Укрпочты", виноватым оказалось правительство: именно такой вывод можно сделать из сетований по поводу роста минимальной заработной платы.

Почтальонам после сего радостного события не хватает оборотных средств на выплату "денежного довольствия". Получается замкнутый круг: увеличиваем минималку, повышаем размер почтовых тарифов на обслуживание Пенсионного фонда, увеличиваем дефицит ПФУ - то есть приходим к необходимости наращивания бюджетного трансферта на покрытие дефицита.

В общем, как заявил представитель "Укрпочты": "К сожалению, в такой ситуации должны признать, что "Укрпочта" находится на грани банкротства". Уже буквально на следующий день в компании уразумели, что явно погорячились, ведь она не только готовится к возможной будущей приватизации, но и подготовила выпуск корпоративных облигаций, а инвесторы очень не любят подобный информационный шум. И вообще, ситуация складывается пикантная: заявление представителя компании о возможном банкротстве может дать покупателям облигаций "Укрпочты" ключ к досрочному погашению данных ценных бумаг. И в этом случае подобная словоохотливость может слишком дорого обойтись для предприятия. Именно поэтому ее руководитель выступил с опровержением данной информации, заявив, что, мол, да, проблемы были, "мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались". И главная задача теперь "уломать" Пенсионный фонд на увеличение тарифа, а там и с прессой разобраться можно будет. Даже без осенних "хвостов".

Кстати, об облигациях. Инвестиционная группа ICU объявила об успешном размещении облигаций ПАО "Укрпошта" серии "А". Номинальная сумма выпуска составила 150 млн грн. ICU выступила в роли андеррайтера эмиссии, то есть занималась первичным размещением ценных бумаг, простыми словами, оформила проспект выпуска и подыскивала потенциальных покупателей. Доходность облигации при размещении составила 19% годовых. По нынешним временам - это вроде и не много: учетная ставка НБУ уже 17%, государство под 18% занимает.

Реклама на dsnews.ua

Но вообще, если оценить в "отрыве" от сегодняшнего процентного дна, то получается почти "космос" - так дорого государственные предприятия одалживать не имеют права. И дело тут не в потомках, которым все отдавать, а в простой экономической логике. Нет сейчас на "Укрпочте", да и вообще в сегменте почтовых отправлений, такой доходности, которая могла бы компенсировать уплату кредитору/инвестору 19% годовых

Хотя о потомках громко сказано: облигации серии "А" будут погашены 17 ноября 2020 г. И заплатить за сие долговое удовольствие "Укрпочте" придется более 78 млн грн только процентов, то есть 52% от суммы первого транша. Третья часть выпуска, или 50 млн грн, была выкуплена самим андеррайтером. Это может свидетельствовать как о том, что покупателей не нашлось, так и о выгодности вложений, когда "такая корова нужна самому". Думается, более вероятным является именно второй вариант. Кстати, покупателей было не густо. Как сообщают СМИ, было еще два покупателя - банк и инвестиционный фонд.

Как гласит проспект эмиссии, средства от выпуска облигаций планируют направить на капитальное строительство и капитальный ремонт (8,1%), новые основные средства (автотранспорт, оргтехника), а также на программы энергосбережения - всего 89,4% от суммы эмиссии, на технологическое оборудование, системы пожарной безопасности (2,5%). Все эти направления просто идеальны для освоения и так и просят денег.

Что касается финансовых показателей, то за январь-сентябрь 2017 г. компания получила 415,5 млн грн чистого убытка и 3,7 млрд грн чистого дохода. "Укрпочта" обладает мощной материальной базой, особенно в виде отделений - 10,6 тыс. по всей стране. Кстати, в 2017-м  компания стала акционерной корпорацией. Процесс корпоратизации был одним из самых быстротечных за историю (всего восемь месяцев). Превращение в акционерное общество, кроме всего прочего, открывает не только двери в мир больших денег и инвесторов, но и активирует риск банкротства по долгам.

В это же время Япония за продажу части пакета акций японской почты привлекает на фондовом рынке более $11 млрд. Естественно, наши экономики не сопоставимы, но примечателен сам факт внимания инвесторов к национальным почтовым проектам. И пример японской почты для нас интересен не только в контексте "что там у японцев", но и применительно к Украине. Главный вопрос: почему японский бог изобилия Хотэй регулярно приносит японцам золотые монетки, а к нам даже носа не сунет... Как объяснить тот факт, что в Стране восходящего солнца почта является крупнейшей национальной компанией, а почтовый банк - аккумулирует пятую часть сбережений населения, украинская же почта продолжает прозябать в помещениях, которые более эффективно было бы применять в аттракционе "комната страха". И почему, изначально имея в распоряжении таких лидеров рынка, как Ощадбанк (в начале 90-х аккумулировал большую часть сбережений населения и выступал основным оператором денежных переводов), "Укрдержстрах" (в последующем - НАСК "Оранта" - лидер страхования населения), "Укрпочту" (лидер почтовых отправлений), спустя несколько десятков лет наша страна оказалась с набором никому не нужных и мало эффективных государственных компаний, за исключением "Оранты", которая была окончательно приватизирована в 2007 г., правда, без особого эффекта для государственной казны.

В то же время никто не мешает нам попробовать слепить некую идеальную модель, учитывающую интересы и государства, и потенциальных инвесторов. Такой моделью могло бы стать создание украинского почтово-сберегательного холдинга, объединяющего "Укрпочту" и Ощадбанка в единое целое

Зачем вкладывать дополнительные средства в модернизацию платежной инфраструктуры почты, если все это уже есть в данном госбанке. Кроме того, его отделения и почтовые нередко соседствуют даже в небольших населенных пунктах страны и создают никому не нужную конкуренцию в сфере безналичных платежей и переводов. Их объединение позволило бы существенно оптимизировать штатный состав и количество отделений, которые нужно постоянно содержать. Такой холдинг мог бы включить в себя: почтово-сберегательный банк (на базе Ощадбанка), почтовый сервис (на котором должна сфокусироваться "Укрпочта") и страхование населения (лайфовое, накопительное страхование жизни). Что касается последнего направления, то его естественно придется запустить с нуля, используя для этого операционную базу того же Ощадбанка.

Создание в почтово-сберегательном холдинге отдельного страхового направления, увеличило бы его капитализацию на 15-20%. Естественно, при создании такой структуры необходимо сформировать существенные ограничители: отказ не только от кредитования "энергоатомов" и железных дорог, но и кредитования вообще. Для инвестирования в реальный сектор экономики будущий холдинг мог бы создать за счет прибыли специальный инвестиционный фонд и управлять им. Кроме того, необходимо будет адаптировать лучшие практики корпоративного управления, для чего понадобится помощь международных финансовых организаций: они бы могли стать и первыми владельцами акций, проданных частным инвесторам (15-20% капитала). За счет такой пробной эмиссии холдинг способен привлечь порядка $100-200 млн средств международных банков, например, ЕБРР или МБ, которых вполне хватило бы для реализации всех основных этапов реформ без задействования бюджетного субсидирования.

Приблизительно через три-пять лет новый почтово-банковский холдинг Украины мог бы занять до 30% рынка вкладов населения, до 40% рынка безналичных расчетов, а также внутренних и международных посылок, а его акции стали бы надежным инструментом для размещения активов негосударственных пенсионных фондов. Возможно, тогда Украина и смогла бы разместить свой рекордный выпуск акций на международных рынках (IPO), а проблема постоянной докапитализации Ощадбанка и покрытия убытков "Укрпочты" навсегда осталась бы в прошлом, то есть в нашем сегодняшнем.

    Реклама на dsnews.ua