Посол Швейцарии: Мы тратим на армию 10% бюджета и служат все мужчины
"ДС" Швейцария — родина компаний мирового класса, таких как Roche, Novartis, UBS, Credit Swiss и ABB. Как в вашей маленькой стране существуют такие первоклассные предприятия?
Г.Ш. Хочу отметить, что Швейцария — это не маленькая страна. Она средних размеров, но густонаселенная (1/3 часть территории занимают Альпы). В Швейцарии проживают 9 млн человек, 1/3 из которых иностранцы. Швейцария — одна из самых глобализированных стран мира, и эта глобализация началась задолго до современности.
Наша страна была бедной и оставалась таковой до начала ХХ века. Поэтому многие граждане выезжали за границу в поисках работы.
Возвращаясь назад, они привозили приобретенный опыт. Таким образом, происходил обмен идей и технологий. Также этот обмен произошел благодаря толерантности швейцарцев к иностранцам и иноверцам. Например, страной часов Швейцария стала в некоторой степени благодаря французам, которые бежали от преследований на родине. Хотя к тому времени у нас уже существовали зачатки часовой индустрии, но французы дали определенный импульс ее быстрому росту. То же самое можно сказать и о банках: приглашенные иностранцы дали толчок развитию банковской системы Швейцарии, зародыши которой уже тоже были.
"ДС" В чем секрет конкурентоспособности Швейцарии?
Г.Ш. Успех нашей страны связан с тем, что у нее нет полезных ископаемых. И в определенный момент граждане и правительство поняли, что ключ к успеху — это образование. Поэтому мы много инвестировали в образовательную систему, а также в инновации. Ведь чем больше инноваций, тем лучше качество товара. То есть образование и инновации — киты швейцарского успеха.
Хочу отметить, что всем известные международные швейцарские бренды, которые представляют банковскую и фармацевтическую сферы, а также отрасль производства часов, сыров, шоколада. Но мало кто знает, что ряд наших компаний сотрудничает с американским космическим исследовательским центром NASA (в частности, производит двигатели для роботов, работающих на Марсе) и занимается выпуском некоторых деталей к айфонам. Также неотъемлемой частью швейцарского успеха является развитие малого и среднего бизнеса.
"ДС" Какова специфика швейцарского малого и среднего бизнеса?
Г.Ш. На маленьких предприятиях обычно работают от пяти до десяти рабочих. В основном это машиностроение и текстильная промышленность. Вообще, Швейцария — страна достаточно высокоиндустриальная, что дает возможность производить высококачественную инновационную продукцию. И этому способствует сама система образования. Кстати, наши университеты входят в десятку лучших вузов мира. Также у нас очень хорошо развита система профессионального обучения, которая позволяет молодежи после окончания средней школы пойти учиться в определенную компанию на позицию стажера. То есть существует сотрудничество между государством и частными компаниями.
"ДС" Как это выглядит?
Г.Ш. Государство определяет специализированные программы для школ и налаживает сотрудничество с избранными компаниями, куда затем направляет выпускников. Это может быть строительная сфера, производство сантехники, электроники и т. д.
"ДС" Ваша страна известна надежными банками. Швейцарское законодательство гарантировало тайну вклада клиента. Но в последние годы степень секретности снизилась. Почему?
Г.Ш. Секретность банковских вкладов снизилась по всему миру. Конечно, это влияет и на Швейцарию. Но уменьшение этой секретности не особо повлияло на репутацию швейцарских банков. Потому что наши иностранные клиенты выбирают Швейцарию в первую очередь по причине политической стабильности страны, высокого уровня услуг банковской системы, а также верховенства права, царящего у нас. К тому же мы имеем одно из мощных законодательств, которое концентрируется на секретности банковской тайны и невозможности отмывания денег. Благодаря этому наша банковская система довольно чистая.
"ДС" Во время нынешней январской встречи Петра Порошенко и президента Швейцарии Дорис Лойтхард достигнута договоренность о возвращении замороженных активов предыдущей украинской власти, находящихся в швейцарских банках. Деньги вернут?
Г.Ш. Швейцария была одной из первых стран, которая в феврале 2014 года заморозила счета президента Виктора Януковича и его окружения. Недавно мы приняли решение заморозить их еще на год, чтобы дать время украинским и швейцарским правоохранительным органам установить нелегальное происхождение средств. Это дело решается на двух уровнях власти — исполнительной и судебной. Согласно швейцарского подхода вклады должны принадлежать или Украине, или их владельцам, если они на правовых основаниях докажут, что средства принадлежат именно им.
"ДС" То есть денег в ближайшем будущем не ждать?
Г.Ш. Судебный процесс занимает годы. А мы только в начале этого пути. Однако есть плодотворное сотрудничество с украинскими органами власти, и наши усилия направлены на то, чтобы благодаря судебным разбирательствам разморозить средства и репатриировать их в Украину. Швейцарское правительство не собирается национализировать эти деньги, ведь наши страны имеют прочные дипломатические отношения. Кстати, в начале февраля 2017-го мы отметили 25-летие наших отношений. Сейчас в Украине работают свыше сотни швейцарских компаний, которые создали более 30 тыс. рабочих мест с конкурентной оплатой труда, а также передают украинцам свои новейшие технологии. Кроме того, Швейцария входит в десятку крупнейших инвесторов украинской экономики.
"ДС" Приятно, что Украиной интересуются швейцарцы. Однако наше государство известно не только своими инвестиционными возможностями. В прошлом году много шума было из-за е-декларирования. В Швейцарии есть что-то подобное?
Г.Ш. У нас нет подобной системы декларирования. Но швейцарские политики является прозрачными. У нас существуют определенные рейтинги самых богатых парламентариев, которые публикуются местной прессой. В Швейцарии только семь министров, один из которых — президент. И их доходы известны широкой общественности, ведь, согласно закону известно, какую зарплату они получают.
"ДС" И сколько же платят швейцарскому министру?
Г.Ш. 400 тыс. швейцарских франков в год (374 918 евро). У нас действительно достойные зарплаты у государственных служащих, парламентариев, членов правительства. Но следует понимать, что у швейцарцев есть доверие к "слугам народа". В нашей стране почти отсутствует коррупция. А если журналисты выявляют возможные факты коррупции, то такой прецедент имеет очень высокие шансы попасть на рассмотрение суда. Судебные процессы в Швейцарии быстрые и справедливые. Поэтому люди, связанные с коррупцией, будут наказаны.
"ДС" Ваши чиновники столь же богаты, как и украинские?
Г.Ш. У нас есть богачи среди парламентариев, хотя их число незначительное. Это частные предприниматели с миллионными капиталами. Дело в том, что швейцарский парламент не является профессиональным.
"ДС" Как это?
Г.Ш. Депутаты работают в парламенте лишь на полставки, а остальное рабочее время — по своей специальности. То есть они ходят на работу, как обычные граждане.
"ДС" И сколько получают на полставки?
Г.Ш. Их зарплата примерно 100 тыс. швейцарских франков в год (93 729 евро), но она включает расходы, съем ассистентов, зарплату помощникам. Это хорошая зарплата, но ее недостаточно для проживания в Швейцарии. Поэтому депутаты работают еще и по специальности.
"ДС" Но Швейцария не похожа на страну, в которой финансовые проблемы и она пытается сэкономить...
Г.Ш. Это не финансовые проблемы, а одна из ключевых идей — философия функционирования швейцарского парламентаризма, которую создали еще основатели Швейцарской Конфедерации. Идея заключается в том, чтобы политики были близки к народу: знали реальные потребности и проблемы граждан (экономические, социальные, трудовые). Чтобы они не были оторваны от реальной жизни: могли понимать и представлять интересы простых людей, интегрировались в жизнь швейцарского общества.
"ДС" Вы отметили, что в Швейцарии почти отсутствует коррупция. Как вам это удалось?
Г.Ш. Коррупция — это раковое заболевание, и ни у одной страны нет против него иммунитета. Но каждое государство должно предотвращать коррупцию, бороться с ней и наказывать коррупционеров. В Швейцарии есть качественные инструменты для предотвращения этого явления, потому что, к сожалению, у нас тоже есть определенные коррупционные дела. Один из примеров — закупка системы программного обеспечения для государственных органов. Однако это нарушение быстро обнаружили. Сейчас дело находится в суде, и скоро будет объявлен приговор виновным. Кстати, наказание — один из антикоррупционных инструментов наряду с предотвращением коррупции и борьбой. Ведь люди должны видеть результаты противодействия коррупции.
"ДС" В Швейцарии почти каждый вопрос внутреннего или внешнего характера выносится на всенародный референдум. Причем голосуют по сложным вопросам, налогам, иммиграции...
Г.Ш. Мы имеем систему, которая называется "прямая демократия". Она предусматривает ответственность власти перед людьми и является определенным звеном между властью, решениями и народом. Как и в других странах, в Швейцарии выбирают депутатов. Но у нас еще есть два инструмента прямой демократии — обязательные референдумы и факультативные (по народной инициативе).
"ДС" И в чем разница?
Г.Ш. Когда парламент принимает определенный закон, дается 90 дней, в течение которых люди могут собрать 50 тыс. подписей против него. Процедура происходит через определенные комитеты, куда могут быть привлечены партии и лоббисты. В случае сбора необходимого числа подписей закон выносится на референдум по воле народа. Так власть понимает настроение и интересы людей.
Однако инициативы выдвигаются разные — хорошие и не очень. Например, была идея ликвидировать швейцарскую армию. Ее сторонники хотели использовать военные налоги на увеличение социальных расходов, поддержку молодежи и незащищенных групп населения. Но эта инициатива не получила поддержки. Что касается важных государственных вопросов: внесения изменений в Конституцию, международных договоров и вступления в международные организации, то такие референдумы являются обязательными.
"ДС" В Украине многих удивили результаты референдума по базовому доходу. Почему швейцарцы проголосовали против дармовых ежемесячных выплат в размере 2500 швейцарских франков? Украинцы этого не могут понять...
Г.Ш. Швейцарцы достаточно прагматичны и, принимая решение, обычно смотрят далеко вперед. Поэтому перед ними сразу встал вопрос экономической обоснованности и возможности такого шага. Подавляющее большинство наших граждан решили, что идея не имеет перспектив, ведь могут вырасти налоги. А если начать печатать деньги, то все может закончиться инфляцией. В свою очередь, швейцарцы уверены, что деньги создаются работой, инновациями, производством товаров и торговлей. К тому же в Швейцарии качественная система социальной защиты, и люди, потерявшие работу, чувствуют себя защищенными.
Кстати, кроме идеи базового дохода, было также предложение определенных профсоюзов ввести восемь недель выходных в год. Но швейцарские граждане проголосовали против такой перспективы.
Согласно нашему законодательству пока есть четыре недели выходных, однако в различных секторах экономики может быть до пяти-шести недель. Думаю, многие страны были удивлены таким выбором швейцарцев. Если бы меня спросили, хочу ли я иметь восемь недель отпуска, я был бы только рад скорее поставить свою подпись "согласен". Однако вокруг этого вопроса велись оживленные дискуссии. Противники аргументировали тем, что это контрпродуктивно для компаний, особенно для производителей. Также есть большой риск ухода компаний, которые сегодня работают в Швейцарии, в другие страны. В результате рынок труда уменьшится и государство обеднеет. Поэтому швейцарцы пришли к выводу, что лучше иметь меньше выходных дней, зато больше достатка.
"ДС" Из всего сказанного можно сделать вывод, что в швейцарском обществе нет понятия "халява"...
Г.Ш. Как я уже говорил, Швейцария — довольно бедная страна с точки зрения природных ресурсов и полезных ископаемых. Поэтому наши люди понимают важность труда и тот факт, что богатство создается благодаря производительности.
"ДС" Швейцария — нейтральная страна, но имеет мощную армию...
Г.Ш. Швейцария действительно имеет сильную и надежную армию, которая может защитить государство и наш нейтралитет. Хотя мы не имеем флота, но у нас есть танки, самолеты, другое современное вооружение и техника.
На армию выделяется примерно 8–10% национального бюджета.
"ДС" Правда ли, что в швейцарской армии служат все?
Г.Ш. Согласно закону в Швейцарии существует обязательный набор в армию — с 18 лет для мужчин. После базового обучения в течение четырех месяцев они ежегодно проходят переаттестацию. На период военной службы граждане не теряют свою должность и зарплату по месту работы. А предприятия или компании получают от государства компенсацию на время службы сотрудников в армии. Призывники получают небольшую социальную помощь — примерно 20 швейцарских франков в день (18,75 евро), при этом они полностью находятся на государственном обеспечении.
"ДС" А женщины в швейцарской армии есть, как в Израиле?
Г.Ш. Для женщин служба в армии необязательна, но они могут изъявить такое желание как добровольцы (также сроком на четыре месяца). Однако их процент невысок.
"ДС" Швейцария имеет собственное мнение, свой взгляд на решение проблемы беженцев. Она пускает к себе только тех, кто имеет нужные профессии. От остальных отказывается. Почему такая политика?
Г.Ш. Это очень сложный и многомерный вопрос. Существуют определенные аспекты, и здесь речь не всегда идет о беженцах, а о миграции в целом. Швейцария — часть Шенгенской зоны и имеет договор о свободном движении граждан с Евросоюзом (ежедневно на работу к нам приезжает много граждан с ЕС, а часть из них живет в нашей стране). К тому же Швейцарская Конфедерация является страной-подписантом Конвенции о статусе беженцев и штаб-квартира Верховного комиссара ООН по делам беженцев находится в Женеве. Мы уважаем права беженцев на получение статуса беженца в Швейцарии. Но это касается тех людей, которых преследуют по политическим, религиозным или личным мотивам и они не чувствуют себя в безопасности на территории своих стран. Если человек заявляет о преследовании в собственной стране, конечно, Швейцария его принимает. Но наши специальные службы проверяют достоверность представленных им фактов. Ведь мы не можем принять всех людей, которые хотят просто эмигрировать. Это может неблагоприятно сказаться на швейцарской экономике.
Гийом Шойрер, посол Швейцарской Конфедерации
Родился: 20 декабря 1963 г. в городе Невшатель.
Образование: Университет Невшателя, юрист; имеет адвокатскую лицензию одноименного кантона. В 1994 г. получил диплом Женевского института международных исследований и развития по специальности "Политика международной безопасности".
Карьера: работал в частном секторе экономики; 1992 г. — вступление на дипломатическую службу в Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии (ФДИД), стажировка в Берне, Южной Африке и Женеве. С 1994 г. начал работать в отделе политики и исследований Дирекции по вопросам развития и сотрудничества (DEZA). В 1995–1996 гг. работал в Главном штабе координации подготовки председательства Швейцарии в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В 1997 г. назначен заместителем начальника отдела ОБСЕ и "Партнерства во имя мира" в политической дирекции ФДИД. В 1998 г. командирован в Вену в составе делегации Швейцарии в ОБСЕ. С 2001 г. — заместитель руководителя миссии в Посольстве Швейцарии в Иране. С 2005 г. — заместитель начальника политического управления по человеческой безопасности. 2009–2013 гг. — заместитель посла в Посольстве Швейцарии в США. В 2013 г. переведен в Вену на должность заместителя руководителя делегации Швейцарии в ОБСЕ во время подготовки к председательству Швейцарии в этой организации. С октября 2015 г. — посол Швейцарии в Украине и Молдове (с резиденцией в Киеве).
Семейное положение: женат, имеет сына.
Увлечения: любит лыжный спорт и игру в гольф, имеет собаку породы родезийский риджбек.