Посмотреть в черное зеркало. Как 5G поможет смартфонам лучше шпионить за своими владельцами

Одним из самых интересных мероприятий во второй день Киевского международного экономического форума (КМЭФ-2021) оказалась панельная дискуссия "Данные и технологии: взгляд в черное зеркало"

Мобильная связь стандарта 5G обеспечивает передачу огромных объемов данных

Нет смысла пересказывать ее целиком, поэтому "ДС" выбрала несколько наиболее интересных моментов — то, о чем мы или не знаем и не догадываемся, либо знаем — но стараемся не думать. Двумя основными темами обсуждения на панельной дискуссии стали "большие данные" и криптовалюты.

Мобильная связь и "большие данные"

Посмотрите на свой смартфон — сколько на нем установлено мобильных приложений? По статистике, в среднем — около 11. Но у активного горожанина, делового человека, — как минимум, в два раза больше. По прогнозам, в ближайшее время человек в день будет тратить четыре часа, а то и больше на мобильную связь, из которых 88% времени — на мобильные приложения. Темпы "мобилизации" ускорились за последние несколько лет, особенно после пандемии — мобильными приложениями стали пользоваться на 30% больше людей, чем раньше.

Смартфон сейчас — это еще и мобильный кошелек: вы можете оплатить с него любую услугу. Разительный контраст с тем временем, когда нужно было выстоять огромную очередь, чтобы оплатить коммуналку. Сейчас при помощи телефона можно купить любые товары, продукты, обменять валюту, устраивать конференции — делать все что угодно.

Скоро реальностью для нас станет мобильная связь стандарта 5G, которая обеспечивает передачу огромных объемов данных. Это означает, что появляется возможность создания виртуальной реальности, виртуальных путешествий. То есть мир мобильных приложений станет миром виртуальной реальности. И при этом о пользователях будет собираться в разы больше информации, чем сейчас, когда мы вручную взаимодействуем со смартфоном на уровне 4G.

"Все, что вы делаете с телефоном, оставляет свой электронный след, хотите вы этого, не хотите, но так случилось, и это нужно принять уже как факт. Вопрос в том, кто управляет этими данными и для чего, — сказала генеральный директор Vodafone Украина Ольга Устинова. — Да, мы очень зарегулированы. Например, GDPR (защита персональных данных) — это для нас не отстраненное слово. Но давайте посмотрим на эту ситуацию по-другому. У нас на сегодняшний день 90% рынка не идентифицировано. И украинцы думают, что мы не знаем, кто вы, что вы. Но это вы так думаете, что мы не знаем, кто вы и что вы. Информация действительно раскрывает все, и ее очень много".

Поведение людей далеко не всегда логично. Мы боимся оставить персональные данные мобильным операторам, но не боимся привязать свой мобильный номер к своим финансовым платежным средствам. В Facebook и Instagram мы столько о себе показываем и рассказываем, что, в принципе, даже собирать о нас данные не надо. Это такая дилемма социума: с одной стороны, мы очень хотим быть закрытыми, а, с другой стороны, на всех социальных площадках рассказываем о себе все, и там нас это не очень волнует.

"Vodafone знает, где вы ездите, с какой скоростью вы едете на машине, мы даже можем сказать, кто из вас владеет машиной, а кто — нет, кто из вас в последнее время в какую страну летал. Мы много знаем о вас, — признала Ольга Устинова. — Но поверьте, эти данные находятся в очень надежных руках. Потому что мы пересекаемся с большим количеством сфер: и с финтехом, и, соответственно, с любыми поставками, закупками. Так как я вначале сказала: все, что вы не делаете, телефон об этом знает".

А дальше начинается работа с big data (большими данными). Такая, как, например, составление цифрового портрета личности, моделирование ее поведения. Прежде всего, конечно, потребительского поведения, — но тут все зависит от заказчика.

Буквально на днях Европарламент принял решение ограничить, а то и вовсе запретить в местах массового скопления людей применять автоматическое распознавания лиц. Это говорит о том, что сама по себе технология не токсична, вопрос в том, как ей пользоваться, какие люди или структуры ее применяют. И здесь, конечно, важна, в том числе, роль государства как регулятора. Разные страны действуют по-разному. Европа идет по своему пути. Китай — отдельная история: там социальные рейтинги уже сейчас существуют.

Панельная дискуссия на КМЭФ "Big Data Technologies" / Фото автора

Криптовалюты и фиатные деньги: вода и масло

"Цифровые валюты — это все о платежах. MasterCard — это все о платежах. Технологии, с которыми мы работаем, — это о платежах. Нужно понимать, что есть определенные принципы платежных систем MasterCard. Это, в первую очередь, безопасность, защита данных. Что же касается криптовалют и расчетов в криптовалютах, — это то, куда смотрит сейчас множество наших партнеров, — сказала в своем выступлении глава диджитал-направления MasterCard в Украине, Молдове, странах Центральной и Восточной Европы Наталья Кангина. — Технология блокчейн открывает не только возможности расчета криптовалютами, но и множество других возможностей: она может помочь нам и в образовании, и в инфраструктуре здоровья".

При этом, однако, MasterCard в своих отношениях с криптовалютами руководствуется теми же принципами: это должно быть безопасно и согласовано с законодательством. И поэтому один из мировых трендов в криптовалютах, по мнению Кангиной, — сотрудничество с властями. Все должно быть обязательно согласовано с центральными банками.

Более того, сегодня на повестке дня — цифровые валюты центральных банков (CBDC). Уже 80% центробанков во всем мире думают и интересуются собственными цифровыми валютами, а из них 60% (еще полгода назад было 40%) уже что-то делают в этом направлении. И Украина среди них: НБУ создал е-гривню на блокчейне.

"В чем проблема криптовалют? В том, что они не подтверждены, не обеспечиваются государственными структурами, — считает Наталья Кангина. — Мы же, в первую очередь, будем сотрудничать с теми партнерами, которые будут предоставлять подобные валюты, которые будут соответствовать этим принципам. Программа такая уже есть".

Но MasterCard — это сам по себе централизованный поставщик услуг, связанных с фиатными деньгами. Изначально (по идеологии и по технологии) криптовалюты представляют собой полную противоположность и фиатным (государственным) деньгам, и банкам, и финансовым компаниям — таким, как MasterCard.

Немного иначе видит трудности в работе с криптовалютами другой участник панельной дискуссии, основатель венчурного фонда Nextury Ventures (Литва) Илья Лаурс.

"Последние несколько лет действительно довелось столкнуться с регуляторами. И здесь есть две стороны медали. Одна: я тоже глубоко верю как в криптовалюту, так и в децентрализацию вообще. С другой стороны, центробанки точно не приветствуют технологию блокчейн, — сказал Илья Лаурс. — Если смотреть реально на центробанки, которые влияют на финансовый климат на планете от Америки до Европы, ЦБ больших стран, то все они целенаправленно убивают все криптовалютные инициативы".

По словам эксперта, например, в Литве все коммерческие банки отказываются работать с людьми, которые покупают криптовалюты, например через MasterCard.

"Мой банк, шведский банк, блокирует все транзакции, которые направлены на покупку криптовалют. А если есть стартап, и в его названии или деятельности присутствует блокчейн, то банк отказывает в обслуживании", — признался создатель Nextury Ventures.

По его словам, государственные регуляторы, с одной стороны, всегда ведут однозначную риторику: "Мы за цифровые инновации, за будущее", с другой стороны — есть конкретные письменные установки центробанков о том, что ни один регулируемый игрок рынка не имеет права пользоваться криптовалютами, не имеет права проводить транзакции с ними. В частности, это конкретная прописанная установка Центробанка Литвы. Конечно, не только Литвы, но и большинства стран.

Удивляться не стоит: финансовые системы современных стран основаны на концепции одного ЦБ. Центробанки за последние пару сотен лет стали доминирующей системой, позволяющей государству легко почерпнуть (создать) деньги, чтобы покрыть какой-либо дефицит. США вообще "экспортируют" доллары по всей планете. И невозможно представить себе, что американский доллар добровольно сменят на некую всеобщую универсальную валюту.

Поэтому ситуацию можно сравнить с водой и маслом. Цифровая экономика, основанная на блокчейне, не смешивается сейчас с экономикой старого финтеха.

"Но лет через 20-30, — в конце концов, поезд не остановишь, — регуляторы просто поддадутся давлению криптовалют. Потому что сейчас, например, пытаться запретить интернет уже немножко поздно", — резюмировал Илья Лаурс.

Насколько корректны сравнения и прогнозы приверженцев криптовалют — покажет только время.