• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Бум промышленности и упадок олигархов. Какую Украину построили бы мировые светила экономики

Украинцы второй раз встречают День Независимости в разгаре войны за право самостоятельно определять путь к процветанию. Помочь выстоять стремятся и ведущие мировые экономисты

Среди всемирно известных экономистов есть те, кто потратил немало времени на исследование украинских реалий и приобщился к написанию программ восстановления и развития Украины
Среди всемирно известных экономистов есть те, кто потратил немало времени на исследование украинских реалий и приобщился к написанию программ восстановления и развития Украины / Depositphotos
Реклама на dsnews.ua

С начала российского вторжения известные ученые публично высказались в поддержку Украины, среди них десятки нобелевских лауреатов. А некоторые пошли дальше декларативной поддержки. Так, среди всемирно известных экономистов есть те, кто потратил немало времени на исследование украинских реалий и приобщился к написанию программ восстановления и развития нашей страны во время и после войны. Сборник профессиональных советов украинцам от светил экономики мы уже публиковали под Новый год. Но ситуация развивается быстро — и сегодня есть новые предложения.

Роджер Майерсон
Фото: www.facebook.com

Роджер Майерсон, лауреат премии Шведского центробанка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, профессор экономики Чикагского университета

Успешное восстановление в Украине станет сильным положительным прецедентом для поощрения более мирного международного порядка. Но средства, выделенные на помощь, должны тратиться эффективно.

Основным уроком Плана Маршалла по послевоенному восстановлению Европы в 1948 г. было то, что иностранная помощь по восстановлению может быть гораздо более эффективной, когда она способствует продвижению реформ, которые лягут в основу успешного будущего развития. Реформы, жизненно важные для будущего развития Украины, включают укрепление связей с ЕС и усиление способности местных органов власти служить своим общинам…

Чтобы поддержать и развить эти местные органы власти в Украине, можно предложить значительную долю иностранной помощи на восстановление выделять для местных властей. То есть в то время как большей частью (возможно, двумя третями) иностранной помощи должны распоряжаться должностные лица правительства Украины, значительная часть (возможно, одна треть) должна быть заложена в бюджет для распределения местными советами по восстановлению, состоящими из местных выборных должностных лиц. В каждом районе Украины работник Европейского агентства помощи мог бы сотрудничать с мэрами и другими местными должностными лицами. Таким образом, процесс восстановления инфраструктуры Украины может также способствовать развитию возможностей местных органов власти обслуживать свои громады. Размещение координаторов иностранной помощи в местных офисах по всей Украине также может помочь улучшить мониторинг того, как используются средства…

Расходы на послевоенное восстановление могут в три-пять раз превысить ВВП Украины в 2021 г., и поэтому потребуется иностранная помощь в масштабах, значительно превышающих довоенные государственные расходы. Мы можем надеяться, что хорошо продуманная система финансового надзора со стороны независимых агентств Украины и стран-доноров сможет свести к минимуму коррупционное присвоение этих средств; но даже при наилучшем финансовом контроле подрядчики, отвечающие за управление проектами восстановления, потенциально получат большие прибыли. Если эти доходы будут сконцентрированы среди небольшой группы бизнесменов, имеющих связи с высшим руководством страны, результатом может стать создание нового класса олигархов. Децентрализация некоторых полномочий иностранной помощи в восстановлении может помочь распределить прибыль от восстановления среди более широкого круга бизнесменов по всей Украине. То есть, если нельзя помешать чиновникам передавать выгодные контракты своим друзьям и приятелям, распределение прибыли от восстановления среди тысячи бизнесменов, имеющих связи в местных мэриях, может быть лучшим решением, чем сосредоточение всей этой прибыли в карманах нескольких бизнесменов, имеющих связи в Администрации Президента.

Реклама на dsnews.ua

Ха Джун Чанг, американо-корейский экономист, профессор Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета, автор бестселлеров "Злые самаритяне" и "23 скрытых факта о капитализме"

Ха Джун Чанг
Фото: www.www.soas.ac.uk

Ни одна из стран не достигла высокого уровня доходов без значительной индустриализации. Исключение – нефтяные государства. И даже они, хоть и имеют высокие доходы, ограничены в возможностях, потому что зависят от иностранной рабочей силы…

Для развивающейся экономики жизненно необходимо экспортировать. Ей важно импортировать технологии из более развитых стран для роста, так что экспорт нужен, чтобы генерировать доходы.

Вам следует оценить возможности основных промышленных отраслей. К примеру, компетенции в области ИТ можно использовать для развития искусственного интеллекта, а машиностроительная отрасль может поставлять детали для электро- или водородных автомобилей. Химическая промышленность может производить материалы для возобновляемой энергетики.

Оцените, сколько времени понадобится для включения ваших индустрий в востребованные в мире новые отрасли и поддержите их. Эта поддержка может занять пять-десять лет или даже дольше. И уже тогда Украина сможет заключать соглашения о свободной торговле на более высоком уровне. Если же полная либерализация произойдет прямо сейчас, вы рискуете остаться только с сельским хозяйством и ИТ. Это нормально для Эстонии с населением в два миллиона, но не является устойчивой моделью для страны такого размера, как Украина.

Из интервью Forbes Ukraine

Люк Купер, старший научный сотрудник Аналитического центра внешней политики при Лондонской школе экономики (LSE IDEAS), директор программы PeaceRep в Украине

Исторически сложилось, что государства во всех войнах существенно вмешивались в экономику, чтобы компенсировать падение спроса частного сектора. Частный сектор не инвестирует так, как обычно, из-за риска, связанного с его инвестициями. Государство должно вмешиваться, чтобы компенсировать этот недостаток экономического спроса. В такой ситуации можно рассматривать всю экономику как одну крупную компанию, которая должна эффективно планировать и адаптироваться, чтобы победить в войне. Это означает перераспределение капитала, не используемого собственниками, там, где это необходимо для военных и социальных нужд, и не только российского капитала. Это также означает создание государственных программ для обеспечения занятости, чтобы каждый, кто может работать, мог внести свой вклад в экономическую деятельность, которая тем или иным образом поддерживает военные усилия.

Это может быть и гражданская деятельность. Сейчас в Украине очевидны общественные и гуманитарные потребности. Хороший пример — жилье для людей, вынужденных эвакуироваться в более безопасные регионы. Строительство этого жилья в западной части страны, где проживает большое количество внутренне перемещенных лиц и, конечно, восстановление инфраструктуры. Мы знаем, что существуют колоссальные повреждения критической и другой инфраструктуры, и действительно с таким большим количеством безработного населения государство должно организовывать и мобилизовать его, чтобы эффективно отвечать на эти вызовы.

Я посоветовал бы коллегам в украинском парламенте и правительстве моделировать свою экономическую стратегию в условиях войны на лучших исторических примерах. И здесь есть два очевидных примера, которые можно использовать: Великобритания и Соединенные Штаты в их изнурительных сражениях во время Второй мировой войны против Оси.

С интервью DSnews.ua

Говард Дж. Шац
Фото: www.rand.org

Говард Дж. Шац, старший экономист RAND Corporation и профессор Высшей школы Pardee RAND

Потребности Украины в финансировании будут достаточно большими, возможно, кратны ее довоенному ВВП в течение десятилетия после войны. Открытым остается вопрос источников финансирования. А они должны быть разными: двусторонние и многосторонние гранты и ссуды, международные частные инвестиции и ссуды, украинские внутренние инвестиции и сбережения, а также финансирование из государственного и местных бюджетов. Объемы поступлений из каждого источника не определены. Однако следует помнить, что помощь по Плану Маршалла составляла всего 2,6% ВВП 16 стран-реципиентов, а официальные потоки в страны Центральной и Восточной Европы в 1991-1993 гг. составляли около 2,7% ВВП стран-реципиентов.

В долларах 2021 г. расходы по Плану Маршалла составляли около $128 млрд, что гораздо меньше, чем некоторые оценки затрат на восстановление Украины. Поэтому есть риск, что украинцы могут ожидать такого денежного измерения поддержки, что кратно превысит помощь по Плану Маршалла, и будут разочарованы, если этого не произойдет…

Независимо от объемов оказанной помощи различные шаги могут помочь высвободить инвестиции частного сектора. Для Украины они включают в себя улучшение верховенства права и антикоррупционные меры, а также эффективные процедуры урегулирования споров, например, через Международный центр Группы Всемирного банка по урегулированию инвестиционных споров.

Из доклада Reconstructing Ukraine: Creating a Freer, More Prosperous, and Secure Future в соавторстве с коллегами Габриэль Тарини, Чарльзом П. Рисом и Джеймсом Доббинсом

    Реклама на dsnews.ua