Популизм как чудо. Как на Филиппинах извлекли из глупости рациональное зерно
"Дутертономика", смесь безрассудного популизма и исправно работающей национальной экономики, — новая модель, превращающая Филиппины в очередное азиатское экономическое чудо. В основе модели стоит президент Родриго Дутерте, периодически шокирующий население объявлением радикальных реформ. В тени лидера нации скромно работают экономисты, которые трансформируют президентский популизм в эффективные решения, лишь отдаленно напоминающие первоначальные версии президентских декретов. Дутерте и его кабинет не против таких корректировок, что и позволяет системе эффективно функционировать.
Да будет так
Президент Филиппин не утруждает себя тонкостями процессов, которым он дает ход. "Я не знаю, потом разберемся", — таков был ответ Родриго Дутерте на вопрос, как выживать государственным университетам после того, как правительство в августе объявило об отмене платного обучения в вузах. Примерно так же Дутерте отмахнулся от последствий своего указа об отмене практики краткосрочных контрактов, по которой трудоустроены около 30% граждан, или от планов запретить импорт риса, чтобы помочь местным производителям.
На первый взгляд, реформаторские инициативы филиппинского президента не выдерживают критики. По подсчетам некоторых местных политиков, отказ от платного обучения обойдется госбюджету в $500 млн в год дополнительных расходов в виде адресных субсидий университетам. Частные вузы опасаются сокращения числа абитуриентов из-за бесплатного образования в госуниверситетах.
"Экономисты обычно находят способ нейтрализовать популизм президента", — успокаивает академическую общественность аналитик Филомено Санта Ана из филиппинского исследовательского центра Actionfor Economic Reform. Так, например, произошло с указом Дутерте о запрете импорта риса. Национальная ассоциация пищевой промышленности приняла к сведению, что все филиппинцы едят рис, но мало кто его выращивает. Так что запрет на импорт принесет больше вреда, чем пользы. В итоге Дутерте утвердил новую редакцию закона, из которого убрали упоминания о запрете импорта, а вместо этого прописали противоположное — невмешательство государства в закупки риса за рубежом.
Аналогично утряслась ситуация с краткосрочными рабочими контрактами: в финальную версию документа не вошло ни одно радикальное предложение президента. Зато закон отшлифовали, убрав все спорные положения, позволявшие использовать краткосрочные контракты для ухода от налогообложения.
Аутсорсинговый хаб
Помимо президента-популиста и эффективной команды экономистов существует еще один фактор, двигающий филиппинскую экономику, — молодое население страны. Средний возраст филиппинцев — 28 лет (в стране проживает 100 млн человек). Большинство из них католики, и они отлично говорят на английском. Многие уезжают на заработки в англоязычные страны, где работают в основном в гостиницах, больницах и ресторанах. Ежегодно филиппинцы отсылают на родину около $30 млрд, что соответствует 10% ВВП страны.
Те, кто остался дома, также без труда могут найти работу в сотнях западных компаний, использующих англоязычные Филиппины для аутсорсинговых операций. Страна уже отобрала у Индии статус глобального лидера по количеству колл-центров. Самый крупный частный работодатель на архипелаге — американская телекоммуникационная компания Convergys — держит штат в 63 тыс. работников колл-центров. Сотрудники других фирм заняты очисткой YouTube и Facebook от неподобающего контента. В общем, за последние 15 лет аутсорсинговая индустрия на Филиппинах выросла с нуля до 9% ВВП.
Золотой век инфраструктуры
Филиппинцы могли бы работать еще больше и эффективнее, если бы им не приходилось часами стоять в пробках. Как признался изданию The Economist один местный банкир, когда приезжают иностранные инвесторы, их приходится селить не в роскошных отелях Манилы, а где-нибудь на выселках: так удобнее проводить встречи, не расстраивая гостей убогой транспортно-коммуникационной инфраструктурой столицы и страны в целом.
Строительство новых дорог и модернизация старых аэропортов разрекламирована на Филиппинах как "золотой век инфраструктуры". Термин придумал сам Родриго Дутерте, и подразумевает он многомиллиардные государственные расходы на инфраструктурные проекты. Согласно смелым планам президента в следующие шесть лет на строительство дорог и аэропортов будет потрачено $169 млрд бюджетных и привлеченных средств. Дутерте надеется, что в страну в скором времени вложатся китайцы, которые пока только присматриваются к Филиппинам.
Достигнута договоренность с Японией о строительстве метро в Маниле. Среди других крупных инфраструктурных проектов, уже запущенных в стране, следует отметить строительство железной дороги на острове Минданао, где время от времени бесчинствуют исламские фундаменталисты. А также модернизацию манильского аэропорта "Кларк".
По мнению главного экономиста британской аналитической компании HIS Markit, благодаря инвестициям в инфраструктурные проекты активный рост экономики Филиппин продолжится во второй половине текущего года, а также в последующие несколько лет. За первые два квартала 2017 г. прирост ВВП составил 6,5% — самый высокий темп среди экономик Азиатско-Тихоокеанского региона после китайской. Амбиции Дутерте требуют 7,5% роста ВВП по результатам текущего года (7% за 2016 г.), чему должно способствовать увеличение потребительских расходов и налоговая реформа.
Налоги для богатых
В мае нижняя палата филиппинского Конгресса приняла первый пакет налоговых законов, которые, по расчетам правительства, должны приносить бюджету дополнительно $7,5 млрд в год. Согласно новым налоговым правилам освобождаются от уплаты налога на прибыль те граждане, чей годовой доход не превышает $5 тыс. Под эту категорию попадают 80% населения страны. А для тех, чей доход составляет как минимум $100 тыс., ставка налога на прибыль, наоборот, увеличена с 30 до 35%.
Правительство также собирается увеличивать налоги на автомобили (что ударит по богатым: только один из десяти филиппинцев имеет автомобиль) и на бензин. Налоговая реформа предполагает увеличение ставок на добычу полезных ископаемых, прибыль от инвестиционной деятельности, алкоголь, сигареты, энергетические напитки и даже на уличную еду. Зато будет снижена ставка налога на прибыль корпораций с 30% (наивысшая в регионе) до 25%.
"Нам пока удается сохранить синхронность развития основных секторов, что обеспечит высокие темпы роста экономики как в текущем году, так и в среднесрочной перспективе", — утверждает глава министерства по социоэкономическому планированию Эрнесто Перинья.
Ложка дегтя
Учитывая масштабы экономических реформ и желание правительства тратить миллиарды на инфраструктурные проекты, у филиппинцев есть все основания ожидать экономического прорыва. Но существуют и риски, способные подпортить эффект филиппинского экономического чуда. Прежде всего это высокие темпы инфляции, превратившие местную валюту в одну из самых слабых в регионе. Центробанку приходится время от времени допечатывать деньги, чтобы как-то компенсировать бюджетный дефицит, который за последний год вырос с 2 до 3% ВВП. Вообще, стоит отметить, что 3% дефицита бюджета — это европейский уровень, правда, максимально допустимый для стран ЕС.
Не так активно, как бы того хотелось правительству, заходят в страну иностранные инвесторы. Темп роста иностранных инвестиций сократился до 8,5% по результатам первого полугодия, в то время как аналогичный показатель за 2016 г. демонстрировал 30% прироста.
Не до конца доверяют иностранцы и Родриго Дутерте. Он находится у власти чуть более года, и пока команде экономистов удается вычленять из популистской риторики президента рациональное начало и воплощать его в жизнь. Но существуют опасения, что Дутерте может увлечься и потерять связь с реальностью. Впрочем, несмотря на популизм и экстравагантные выходки, у него более чем богатый управленческий опыт, все-таки он 22 года руководил десятимиллионным Минданао.