Сталь против бобов. Смог ли Трамп переиграть Китай в торговой войне
Еще 30 ноября Goldman Sachs предсказывал эскалацию торговой войны между США и Китаем: таможенные ставки вырастут до 25% на весь импорт, который уже находится под дополнительными пошлинами, также тарифы распространятся на оставшийся китайский импорт. А Владимир Путин даже порадовался, предположив, что теперь российская экономика пойдет в рост.
Но этим влажным мечтам сбыться, похоже, не суждено. Одним из главных результатов саммита G20 в Аргентине стало прекращение торговой войны между США и Китаем. Как водится, победу себе приписал Дональд Трамп. В своем Twitter он отметил, что Китай согласился снизить или отменить тарифы на разные типы автомобилей, тогда как сейчас тариф равен 40%.
Ранее Белый дом объявил, что в ходе переговоров на саммите G20 американской администрации удалось добиться от китайского руководства согласия на увеличение закупок сельскохозяйственной и промышленной продукции, произведенной в США, в "очень существенных объемах".
Предусматривается трехмесячный срок, в который стороны должны достигнуть соглашения о полном урегулировании взаимных претензий. Эти 90 дней Китай и США не будут вводить новые тарифные ограничения. То есть Вашингтон не станет, как планировал, с 1 января вводить пошлины в размере 25% на китайские товары на сумму около $200 млрд.
Впрочем, пока все выглядит как непрочный мир, и конкретные договоренности между Пекином и Вашингтоном еще впереди. По крайней мере, два дня спустя Трамп заявил, что будет либо "настоящая сделка" с Китаем, либо никакая. В министерстве коммерции и торговли Китая заявили о готовности воплотить в жизнь пункты, по которым уже достигнуто согласие сторон.
Напомним, что эта история началась в марте с решения президента США ввести заградительные тарифы на импорт стали и алюминия из Китая. Под удар попали поставки на $60 млрд, или 13% всего китайского экспорта в США, объем которого в 2017 г. достиг $478 млрд.
Под удар ответных китайских санкций попали в первую очередь фрукты и продукция из них - всего 120 наименований, обложенных пошлиной в 15%. А пошлина на американскую свинину и продукцию из нее составила 25%.
15 июня США ввели пошлины в размере 25% на импортируемые из Китая товары на сумму $50 млрд. В основном - на высокотехнологичный китайский экспорт: товары аэрокосмической промышленности, телекоммуникационные товары и прочее оборудование. Пекин выразил протест, пожаловался в ВТО и с 6 июля ввел 25%-ные пошлины на американские товары общей стоимостью $34 млрд - в основном на сельхозпродукцию, автомобили и морепродукты.
24 сентября США ввели новые 10%-ные пошлины на импорт товаров из Китая на общую сумму $200 млрд. Они должны были действовать до конца года, а с 1 января 2019 г., как предполагалось, их размер вырос бы до 25%.
Европейский центральный банк смоделировал потери и преимущества для США и Китая в результате их торгового противостояния, отметив, что американцы находятся в проигрышной позиции: чистая экспортная позиция США существенно ухудшилась
По данным ЕЦБ, основные потери Китая связаны с ограничениями поставок стали и алюминия, речь идет о $15-20 млрд.
Американцы же начали нести потери из-за падения продаж в Китай своих автомобилей, однако в денежном выражении более болезненным стало ограничение поставок сельхозпродукции, прежде всего соевых бобов, кукурузы и свинины. По оценкам ЕЦБ, американские фермеры всего за несколько месяцев понесли потери примерно на $20 млрд.
О таком исходе еще в марте предупреждал президент Американской ассоциации соевых бобов Джон Хейдорффер. Он тогда заявил, что 25%-ная пошлина на ввоз в Китай американских соевых бобов приведет к разрушительным последствиям для каждого американского фермера.
Насколько можно судить со стороны, если бы торговая война между Пекином и Вашингтоном стала затяжной, значительно пострадали бы обе стороны. Китайцы традиционно не сообщают о своих проигрышах и провалах, но все прошедшие месяцы на новостях о торговой войне Шанхайская фондовая биржа, мягко говоря, чувствовала себя неуверенно.
Теперь обе стороны отыгрывают назад. Подробностей пока нет, но, вероятнее всего, через три месяца мы узнаем, что Пекин и Вашингтон договорились и взаимно аннулировали введенные на протяжении года санкции. Просто потому, что нового глобального экономического кризиса мировая экономика в ее нынешнем виде может и не перенести. Так что здесь остается только один фактор нестабильности - непредсказуемость самого Трампа. Вдруг он еще захочет "повоевать"...
Хотя конкретных соглашений еще нет, рынки восприняли новость как минимум о приостановке торговой войны как позитивную. После открытия американских бирж 3 декабря основные показатели устремились вверх, индексы показали рост в пределах 1,2-1,3%.