Начальники очистки. Почему ликвидация банков в Украине - архиприбыльное дело
ГПУ совместно с управлением "К" СБУ задержали на взятке в $5 млн уполномоченную сотрудницу Фонда гарантирования вкладов физических лиц. По сообщению ряда СМИ, это Юлия Приходько, назначенная уполномоченным лицом по ликвидации банка "Форум", который одним из первых был признан неплатежеспособным летом 2014 г. Кроме этого банка удалая сотрудница успела поработать "начальником очистки" в Днепре. На ее фюзеляже красуются "четыре звездочки" за Мелиор банк, ИнтерКредитбанк, Актабанк и банк "Аксиома".
С чисто обывательской точки зрения нас интересует несколько вопросов: чтобы не отпустили и кому планировала занести? Стоит отметить, что общество сильно увлеклось изучением электронных деклараций депутатов и изрядно подустало. На остальных чиновников, которые декларировались попозже, сил уже попросту не хватило. Так что работники ФГВФЛ должны могарыч депутатам за такой отвлекающий маневр. Ведь их декларации, где тоже было немало интересного, уже никто не изучал. А зря.
Судя по ним, в нашей стране, если ты работаешь в Фонде, можно не волноваться не только за правнуков, но и за десятое колено своих отпрысков.
Пределы мечтаний
Волею судьбы, которая в Украине имеет всегда персонифицированных родителей, ФГВФЛ оказался в центре вторичного перераспределения капитала. Первичный, как известно, состоялся в 90-х во время приватизации, породившей олигархическую систему и все крупные ФПГ. Бегство части элиты в 2014-м создало исторические предпосылки для вторичного перераспределения капитала, ведь только в банках сгорело до 300 млрд грн. Было что перераспределять!
За короткий срок НБУ и Фонд превратились в "блошиные рынки", напичканные всевозможным имуществом от офисных и торговый центров до чебуречных... Достаточно сказать, что пул земельных участков, находящихся в залоге у Нацбанка, делает его едва ли не крупнейшим девелопером страны...
Как видим на графике, Фонд из "мелкой конторки", выполняющей роль беззаботной синекуры для его персонала и оперирующей жалкими десятками миллионов гривень, за последние годы превратился в одну из самых крупных структур страны. Если считать суммарный Cash Flow.
Смета содержания Фонда за последние годы взметнулась до 392 млн грн. Оценивая деятельность ФГВФЛ, в качестве дежурной похвалы всегда звучало одно и то же: он справился с выплатами вкладчикам. При этом почему-то забывали, что выплаты эти были обеспечены на 90% за счет государственных средств, щедро влитых в размере более 70 млрд грн. Что касается вкладчиков с депозитами более 200 тыс. грн (четвертая очередь выплат при банкротстве банка), то им приходится рассчитывать разве что на кармическое воздаяние...
Как видим на графике, даже в относительно спокойном 2016-м объем выплат вкладчикам увеличился с 66 до 87 млрд грн, или на 21 миллиард. А что бы мог выплатить Фонд, если бы не щедрая рука дающего в лице Минфина и НБУ? Например, за счет продажи активов банков-банкротов?
Как видим не густо. Суммарная продажа активов банков-банкротов составила менее 5 млрд грн за последние три года. Не хватило бы даже на выплату вкладов, зависших в "любимом" Платинуме. При этом общий размер активов банков-банкротов, находящихся в управлении Фонда, превысил 100 млрд грн. Монетизация в размере менее 5% - результат либо неэффективности, либо заинтересованности.
Более точный ответ могли бы дать правоохранительные органы, благо их теперь много и все они с хорошим бюджетом.
Мы же оценим потенциально возможные каналы коррупции, так сказать, коррупциогенность технологической карты по которой ныне происходит процесс банкротства банков.
Как заработать на банкротстве
Первый канал возможного заработка возникает на этапе введения временной администрации в банк. Ее назначает, как известно, ФГВФЛ. Как показывает практика, почти всегда о введении временной администрации узнавали в проблемном банке на два-три дня раньше. За эти дни руководство банка изрядно чудило с пассивами и активами. По пассивам: происходило дробление депозитов, с тем чтобы депозит, например, на 1 млн грн превратился в пять депозитов по 200 тыс. Таким образом, размер обязательств Фонда увеличивался ровно в пять раз. Такое дробление проводилось, как правило, в интересах крупных вкладчиков, зачастую связанных с банком или менеджментом. "Раздробленные" депозиты оформлялись на подставных вкладчиков, как правило, тех же рядовых сотрудников банка или работников аффилированных лиц. По активам: происходила переуступка кредитного портфеля на подставные компании (в основном "пустышки"), либо продажа кредитов с дисконтом дружественной финансовой компании. Также перетасовывались залоги, полученные банком: ликвид выводился, мусор заводился. Капитализация подобных манипуляций даже в банке средней руки могла составлять миллиарды гривень. Что уже говорить о "крупняке".
После первой ступени следовала вторая: администратор становился непосредственным хозяином всего имущества банка-банкрота. Он мог передавать в аренду недвижимость, продавать "движимость", администрировать погашение кредитов. И продавать автомобили по цене хорошего утюга.
Про одних заемщиков вспоминали, про других - "забывали". Ставки на этом этапе практически не снижались: те же миллиарды гривень.
Затем можно было перейти на третью ступень. Ведь рано или поздно наступает "вкусная" пора продажи активов банков-банкротов. При Фонде было аккредитовано порядка 50 участников, 32 из которых работали в формате электронных площадок. Попытки загнать ФГВФЛ в систему электронных торгов Минюста "СЕТАМ" нарвались на настоящий "сталинград" со стороны Фонда. Сейчас активно ведутся переговоры о продажах в системе ProZorro. Для этого необходимо создать модифицированный блок торгов. А пока активы банков-банкротов, включая их кредитные портфели и прочее заложенное имущество, активно распродаются и цены там воистину "сладкие". На этом этапе заинтересованные лица имели возможность сорвать настоящий джек-пот. Активы банков-банкротов в процессе продажи нещадно дисконтировались. Но мы то знаем, что, по законам сообщающихся сосудов, если в одном сосуде жидкость под воздействием избыточного давления убыла, то в другому, где это давление меньше, - прибыла.
И вот мы на вершине "лестницы" ведущей к "славе мира".
Банк-банкрот нужно ликвидировать: подписывать ликвидационный баланс и вычеркивать из реестров. Самое заветное время для бывших акционеров и заемщиков банка.
Ведь после процесса ликвидации обрубаются все ниточки, ведущие к финансовым схемам, по которым из банков выводились сотни миллиардов средств клиентов. Кроме того, в Украине действует закон об ответственности собственников банка за его финансовое состояние. Люди это, как правило не бедные, владеющие либо корпоративным бизнесом в Украине, либо желающие спокойно отлежаться в теплых странах. Такие персонажи не привыкли оставлять ненужные "хвосты", тем более что денежные фигуранты из нашей страны стали действовать на международных правоохранителей, как красная материя на быка. Здесь не жалко и "отслюнявить" толику малую. Когда дело доходит до спокойствия "семьи", торг неуместен. Размер бонуса здесь может варьироваться от миллионов долларов до десятков и даже сотен.
Стоит ли теперь удивляться жалким пяти миллионам презренной "зелени", найденной по случаю у рядового ликвидатора/администратора далеко не самых крупных банков страны.
Тайные ступени
Но завершить хотелось бы все же на обывательской ноте. Почему именно сейчас? Тут, похоже, били дуплетом. Если официально подтвердится информация, что арестовали действительно Юлию Приходько, тогда вырисовывается интересная картина. На сайте ФГВФЛ она до сих пор указана как ликвидатор банка "Форум". Буквально несколько дней назад ее "сняли" с ликвидации Актабанка, Мелиор Банка, ИнтерКредитБанка и банка "Аксиома" и перебросили на очень хлопотное место - ликвидировать банк "Форум", связанный с известным политиком Вадимом Новинским. Учитывая пристальное внимание к нему со стороны ГПУ, возможны любые сюрпризы.
Кроме того, одним из кандидатов на должность нового Главы НБУ эксперты называли нынешнего руководителя ФГВФЛ - Константина Ворушилина. Эта кандидатура максимально удобна для президента Петра Порошенко, да и перспектив на старом месте уже никаких: фонд сделал свое дело, фонд может уходить. Однако на фоне упомянутого коррупционного скандала, шансы на подобное кадровое назначение стремительно сокращаются. Внутреннюю общественность еще можно было бы убедить, что, мол, "начальник не виноват", но внешние кредиторы привыкли проводить прямую причинно-следственную связь между "шалостями" подчиненных и политической ответственностью руководителя.
В сухом остатке
Последние события показали, что наших чиновников даже на пушечный выстрел нельзя подпускать к частным финансам. Не спасает даже европейская зарплата: без премий и надбавок ликвидатор получает порядка 60 тыс. грн в месяц. Государство не должно заниматься расшивкой задолженности, реструктуризацией кредитов и продажей "плохих" активов. Роль ФГВФЛ была неоправданно усилена в последние годы, и фонд был к этому явно не готов ни с точки зрения технологий, ни с точки зрения внутренних механизмов контроля.
Как следствие - государство недополучило десятки миллиардов гривень и потратило еще больше денег, которые могло бы и не тратить.
Процесс ликвидации банков должен занимать не годы, как у нас (по тому же "Форуму" тягомотина длится с 2014 г.), а несколько месяцев, как это происходит, например, в США. И функция Фонда должна заключаться в продаже банка как целостного имущественно-финансового комплекса на открытых торгах. Причем в кратчайшие сроки. А уже "разделывать проданную тушу" должны частные структуры, профессиональные участники, как правило, венчурные фонды. Для этого необходимо было создать благоприятную законодательную базу, а деньги у инвесторов нашлись бы. Но для такой пасторальной идиллии необходима сущая малость: защита прав инвесторов, качественные реформы финансового сектора и политическая воля для неизбежности наказания виновных.