Кто поднимет страну? Сможет ли малый бизнес переиграть гигантов
Всегда кто-то тянет сильнее, а кто-то слабее, одни берут мощью и производительностью, другие - массовостью и креативностью. Так кто же поднимет экономику Украины - малый бизнес или большой капитал? Этот вопрос 27 ноября разделил во мнениях участников пятого баттла в дискуссионном клубе "ДС" с Петром Биляном. Команда "белых" утверждает, что ведущую роль в развитии страны сыграет крупный бизнес. Такое мнение отстаивают - главный исполнительный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова, заместитель председателя Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Павел Кухта и предприниматель, экономист IMF Group of Ukraine Владимир Жук. Но "красные" смотрят в будущее по-другому. Экономист, президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак, соучредитель студии видеопроизводства Kokoro.Studio Игорь Кондратюк и директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский видят больший потенциал в малом и среднем бизнесе (МСБ).
О миллионах из тени
Начал игру Тарас Козак, поскольку изначально симпатии читателей "ДС" и гостей оказались на стороне малого бизнеса - 76% верили в небольших предпринимателей, когда речь идет о будущем страны. И тут как нельзя кстати несколько доводов в пользу такого мнения. По словам Козака, малый бизнес в Украине легко открыть, а работать можно быстро: отчетность простая, решения принимать нетрудно, собственник обычно может сам все контролировать. Отсюда и хороший отклик на потребности рынка.
"Средний и малый бизнес обычно ближе к потребителю своих услуг, он знает потребности своего покупателя, может без больших договоров дать товары в кредит или рассрочку", - уточнил экономист.
Немаловажным Козак считает отношение общества к доходам бизнесменов разного масштаба, ведь все понимают: если зарабатывает малый предприниматель, то он, к примеру, оплачивает учебу сына, а если топ-менеджер корпорации, вероятно, в стране будет еще один "Бугатти" или катер.
Но тут стройную аргументацию "красных" нарушили прицельные вопросы "белых". Так, Галина Третьякова поинтересовалась, какая доля МСБ в публичных финансах и ВВП. Тарас Козак честно ответил, что точными цифрами не располагает, хотя и считает эту долю незначительной, но при этом видит в МСБ большой потенциал для роста, тем более что "в западных обществах доля малого и среднего бизнеса значительно больше, чем у нас". Третьякова тут же опровергла эти данные. И действительно, по последним данным Госстата, в Украине на МСБ приходится порядка 65% всей реализованной продукции и почти столько же добавленной стоимости по затратам производства, да и субъектов малого предпринимательства (вместе с микро) у нас почти 1,8 млн.
Третьякова также акцентировала внимание на тенизации малого бизнеса, но Козак стал на его защиту: "Возможно, это и хорошо, поскольку позволяет людям выживать в какие-то моменты. Когда большой бизнес закрывается, малый идет в тень и продолжает выплачивать людям зарплаты. Это не очень хорошо для экономики и справедливости, но в противном случае государство выдавало бы этим людям средства на еду".
А Илья Несходовский из "красных" подкинул еще один аргумент в тему: "Давайте не забывать об офшорах, выведенных капиталах и неуплаченных налогах. Наш большой бизнес просто распродает наши ресурсы и оставляет добавленную стоимость на заграничных счетах". "Это намного превышает те суммы, которые не заплатил малый бизнес", - подчеркнул он.
О разнородных гигантах
Продолжая, директор Института социально-экономической трансформации отметил, что в основном крупный бизнес в Украине работает в традиционных для него секторах - в промышленности, добыче полезных ископаемых, переработке сырья, а ведь крупнейшие в мире компании инновационные.
Защитники малого бизнеса апеллировали и к историям успеха мировых гигантов типа Apple, которые начинали "с гаражей", то есть с микроуровня. А значит, ключ к процветанию именно в поддержке мелких предпринимателей, говорили они.
Но несколько по-другому этот тезис высветили сразу двое "белых". "Ясно, что нужен баланс между малым и крупным бизнесом. Но чтобы из гаража, малой компании выросла Apple, в стране должны быть условия, которые позволят этому предприятию стать из малого средним, а из среднего - большим. Но если бы власть принимала решение, что крупные компании - это не очень хорошо и нужно помогать только малым, то условная "гаражная Apple", когда вырастет, уйдет из нашей страны. Такие великие страны, как США или Британия, отстаивают интересы этих компаний", - констатировал Владимир Жук.
Коллегу по команде поддержал афоризмом Павел Кухта. "Дихотомия малый бизнес и большой - это как цыпленок и курица. Цыпленок милее, у курицы больше мяса, и цыпленок вырастает в курицу. Но кто экономику поднимет? Как создать здоровую экосистему МСБ и большого бизнеса? И чего в ней не хватает - малого или нормального большого бизнеса? Тарас (Козак. "ДС".) сказал, что не хватает малого бизнеса, а я с этим не согласен. Ведь как раз есть малый бизнес, несколько тенизированный, не совсем структурированный... Но проблема в том, что большой бизнес либо олигархический, либо государственный. Даже крупные иностранные корпорации к нам не идут в такие условия... А местного крупного бизнеса, который бы вырос без зарабатывания на политике и государстве, без подкупа, у нас нет. Я говорю о бизнесе с оборотами свыше миллиарда долларов - это все олигархи", - сказал Кухта.
Он подчеркнул, что экономику Украины мог бы спасти крупный негосударственный и неолигархический бизнес. Таким образом, "белые" попытались вывести дискуссию за оговоренные рамки. Мол, если современные сырьевые гиганты или монополисты не способны вытянуть Украину в первый мир, это еще не значит, что другие крупные игроки также не способны: дайте им развиться дома или зайти в страну.
Оппоненты же все равно настаивали, что исходить нужно из современных реалий, поэтому прогноз негативный. "Зачем нашим крупным компаниям развиваться и расти? Весь рост зависит от одного - цены на продукцию, которую они поставляют на мировые рынки. Им не нужно, чтобы кто-то заходил, им не нужна какая-то альтернатива, поэтому они и блокируют заход крупных компаний, они не хотят их тут видеть. Это вопрос крупного бизнеса к крупному бизнесу. Поэтому я делаю вывод, что крупный бизнес не будет дальше расти. - он уперся в продажи с минимальной добавленной стоимостью и все. И наш большой бизнес, пребывающий в симбиозе с государственными институтами, не дает иностранному зайти при помощи административных барьеров", - констатировал Несходовский.
А его соратник по команде Тарас Козак уточнил, что надеяться на приход "белых" иностранных гигантов и рост нормального крупного бизнеса в Украине можно только при условии победы над "безобразием в наших силовых структурах и судах" и защиты права собственности. Причем свои цивилизованные топ-компании должны вырасти из своих же меньших, а значит, вся надежда на МСБ.
О конфликте интересов
Но игра не была бы такой напряженной, если бы решался только лишь вопрос, кто больше важен для страны. Еще одну острую грань темы высветила Галина Третьякова, объяснив конфликт интересов разных по масштабу предприятий и предпринимателей.
"Борьба между крупным и малым бизнесом разворачивается на фоне довольно небольших ресурсов, которые есть в публичных финансах. А это доступ к капиталу, кредит и погашение процентов по кредиту. Это налоги: в каком секторе малые, а в каком - большие. В частности, это пошлины, которые вводятся для того, чтобы товары иностранных конкурентов стоили дороже. Это государственные закупки как форма субсидирования бизнеса, и у крупного бизнеса здесь существенные преимущества", - отметила директор Украинской федерации страхования.
Таким образом, конфликт не сводится к обычной конкуренции в той или иной отрасли, а часто выходит на политический уровень, ведь те или иные преференции от государства могут быть на руку одним игрокам и при этом даже мешать другим. Снизьте налоги для тяжелой промышленности либо упростите жизнь экспортерам - поможете в первую очередь гигантам, усовершенствуйте единый налог - будет радость малым предпринимателям.
В чем же сошлись все игроки - так это в том, что олигархам помогать точно не нужно. И команда "белых" особенно акцентировала, что выступает именно за честный крупный бизнес, ведь у многих украинцев большой капитал ассоциируется с несколькими "горячо любимыми" личностями с огромным политическим влиянием.
Существующий в Украине большой бизнес - это неповоротливые производственные компании. А основа моего бизнеса - это диджитализация, благодаря которой у меня есть клиенты. И я могу предоставлять больше сервиса с помощью инновационных решений. Важно все, что связно с удобством и удовлетворением от жизни как моих клиентов, так и моих работников. Если сотрудники получают достойную зарплату и довольны жизнью, если понимают, зачем они работают, то показывают лучший результат.
Если человек работает на каком-либо крупном производственном предприятии, он вряд ли сможет донести до основателя компании свою идею разработки инновационного станка или модернизации комбайна. Только в среднем или малом бизнесе возможна ситуация, когда каждый вносит свои идеи для развития. Малый бизнес - это идея, с которой ты идешь на рынок, хочешь что-то изменить и создать. Малых бизнесов миллионы и какой-нибудь из них, вероятно, станет большим и превзойдет уже существующие крупные компании.
Об инновациях и занятости
Еще одним весомым аргументом "белых" стала большая продуктивность крупного бизнеса, которая подтверждается исследованиями, включительно с данными Госстата. За счет эффекта масштаба, благодаря которому на единицу продукции затрачивается меньше ресурсов, да и в целом применения более современных технологий. Правда, второе оказалось спорным.
По мнению Галины Третьяковой "диджитализация и роботизация начинается с больших бизнесов", а вот Игорь Кондратюк считает, что наши крупные компании неповоротливые и в них значительно дольше и труднее реализуются новые идеи. А Тарас Козак отметил, что в больших перерабатывающих компаниях "людей почти не нужно - технологии, электричество и все".
"Что в Украине будет делать большой иностранный бизнес, для чего ему сюда приходить? Если он работает с роботами, ему проще поставить предприятие в Австралии, Африке, чем в стране, где "менты" ходят и выдавливают деньги из бизнесменов", - считает Козак.
Однако Павел Кухта из "белых" счел его аргумент преждевременным: "Наверное, в течение 20 лет будет интересно посмотреть, может, роботы нас всех заменят. Но пока бизнес, который приходит в Украину, к примеру, строит заводы на западе страны и нанимает рабочих, а не роботов".
О социальной ответственности и правилах игры
А когда настало время вопросов из зала, зрители сразу же поинтересовались, как решаются большим и малым бизнесом социальные проблемы.
"Крупный бизнес платит белую зарплату и налоги, по статистике, самые большие зарплаты именно в секторах, где доминирует крупный бизнес. Кроме того, крупные компании имеют программы, в которых клиент, наемный работник участвует в прибыли. Да и в целом большие корпорации гарантируют выплаты, даже если они убыточны", - ответила Галина Третьякова и напомнила о программах корпоративной социальной ответственности, которые реализуют большие компании.
В свою очередь, Тарас Козак акцентировал внимание на преимуществах малого бизнеса, где наемные работники могут становиться партнерами.
Также зрители попытались показать пути выхода из конфликта интересов малого и большого бизнеса, о котором рассуждали игроки.
"Необходима широкая общественная дискуссия, в ходе которой нужно определиться, кто в стране получает преференции: крупный бизнес, средние предприятия, мелкий бизнес или самозанятые лица и в каких сферах. По итогам этой дискуссии необходимо законодательно закрепить для данных субъектов механизмы поддержки, которые дадут им больше возможностей для развития. Украине нужен закон, определяющий принципы и формы государственной поддержки для разных видов бизнеса, а также гарантии его исполнения", - подчеркнул член политсовета Аграрной партии Украины Александр Луцкий.
По его мнению, если все будут придерживаться правил игры и действовать по закону - то будет и МСБ развиваться, и большой капитал зайдет в страну. Кстати, этот тезис, судя по всему, объединил игроков.
А баттл выиграла "красная" команда. Правда, с минимальным перевесом: 54% на 46%. То есть по сравнению с предварительным голосованием разрыв сократился, а значит, "белые" смогли убедить значительную часть публики в том, что правильно делать ставку на крупный бизнес.
Только малоразвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки хвастаются большим количеством малого бизнеса. Развитые страны хвастаются крупными корпорациями, которые способны разорять другие страны. Цифры: сейчас доля среднего бизнеса в Украине 40%, 2012-м была 47,5%. Вклад малого бизнеса в ВВП Украины - 16,7%, в 2012-м - 10,7%. В ЕС средний показатель крупных корпораций - 38%, в Польше 49%, в Германии - 46%, во Франции - 45%, в Великобритании - 50%, при этом доля крупного бизнеса не уменьшается. А вот Кипр - 23%, Мальта - 23%. Итак, чем менее развита страна - тем больше доля МСБ.
Есть отрасли, в которых традиционно не может быть малого или среднего бизнеса или его очень мало. Либо же такой малый или средний бизнес играет роль инфраструктуры крупного предприятия. Это космос, авиастроение, военная сфера, сельскохозяйственное оборудование, автомобилестроение... Крупный бизнес - драйвер процессов. Только крупные транснациональные корпорации могут конкурировать за то, чтобы страну выводить на более высокий показатель качества. И производительность крупного бизнеса всегда выше. Малый бизнес в отдельных случаях может больше приспосабливаться к нуждам конкретного человека, но прямые расходы в макроэкономическом смысле всегда в крупных корпорациях меньше.