Под знаком "К". Почему мир разорвет пополам постковидный рост экономик
Нынешняя монетарная политика США и ЕС ведет мир к К-образной модели посткризисного развития. То есть одна часть мира бодро пойдет вверх, а другая — будет своим трудом и ресурсами подпитывать рост тех, кто вырвался вперед
Восстановление: лидеры идут в отрыв
Глобальный производственный индекс деловой активности (PMI) продолжает расти. Если смотреть на этот график, не зная ничего ни о пандемии, ни о накачке мировой экономики за счет денежной эмиссии, можно решить, что мировая экономика вступила в фазу циклического подъема.
Об этом же по идее должен говорить продолжающийся несколько месяцев подряд рост цен и спроса на различные сырьевые ресурсы.
Однако не все так просто — мол, мировая экономика в пандемию упала, а сейчас "отрастет", и все будет хорошо. Старая истина гласит, что в кризис богатые люди — богатеют, бедные — беднеют еще больше. Судя по всему, по итогам постпандемического восстановления со странами произойдет примерно то же самое.
Оптимистичным взглядом на процессы в мировой экономики пытается смотреть лауреат Нобелевской премии по экономике (2001 г.) Майкл Спенс. Прогноз на ближайшую перспективу он опубликовал на одной из крупнейших медиафабрик глобальных идей — ресурсе Project Syndicate. По мнению нобелевского лауреата, высокие темпы вакцинации от COVID-19 в странах с развитой экономикой подготовили почву для быстрого восстановления во второй половине текущего года и в 2022-м. При этом отрасли услуг с высоким уровнем занятости смогут оседлать волну отложенного спроса.
Однако глобальная вакцинация займет значительно больше времени, чем будет затрачено на программы стимулирования бизнеса в развитых экономиках. В результате к тому моменту, как, условно говоря, многие государства "второго"/"третьего" мира только-только скинут с себя эпидемические ограничения, в "первом" мире уже будет идти оживленное восстановление. Прежде всего — за счет того, что вернутся в нормальный режим работы секторы услуг, для которых характерен высокий уровень занятости.
Так вырисовывается К-образная динамика пандемической экономики: сперва резкая остановка бизнеса, международной торговли и прочей активности из-за пандемии (вертикальная черта), а далее одни страны в своем экономическом развитии начинают быстро двигаться вверх, другие же — вниз. Тут, конечно, с нобелевским лауреатом можно немного поспорить. Ведь все равно на низкой базе с этого года будут расти и большинство развивающихся стран, так что не совсем "К" получается. Скорее, развивающиеся страны будут относительно отставать от первого мира, а пресловутая "К" нарисуется лет через десять, когда (и если) страны "золотого миллиарда" (плюс, возможно, Китай) очень сильно уйдут вперед.
Майкл Спенс, правда, считает, что в 2022 г. К-образная динамика уступит место общему восстановлению. Но предостерегает, что между экономическим шоком от пандемии и предсказуемым всплеском спроса — вероятен временный скачок инфляции. Но это — он так считает — не повод для большого беспокойства.
Неравномерный рост
Аналитики Bloomberg указывают, что хотя внешне мировая экономика находится на пути к своему самому быстрому росту за более чем полвека, ряд факторов может помешать ей в ближайшее время достичь допандемических высот. В отличие от последствий финансового кризиса 2008 г., сейчас восстановление выглядит неравномерным, отчасти потому, что распространение вакцин и финансовая поддержка сильно отличаются в разных странах. При этом к числу отстающих относятся большинство развивающихся рынков и зона евро, где Франция и Италия в последнее время расширили ограничения из-за очередной волны коронавируса. Но все же страны зоны евро способны быстро наверстать упущенное. Во-первых, они сами (как и США) "печатают" валюту, принимаемую во всем мире. Во-вторых, резервы ЕС очень велики, так что Старый Свет может себе позволить такие инвестиции в восстановление экономики, которые можно сравнить только с американскими.
"Хотя в целом перспективы улучшились, они опасно расходятся, — цитирует Bloomberg директора-распорядителя МВФ Кристалину Георгиеву. — Вакцины пока доступны не всем и не везде. Слишком много людей продолжают сталкиваться с потерей рабочих мест и ростом бедности. Слишком много стран отстают".
Это значит, констатирует издание, что могут потребоваться годы, чтобы часть мира присоединилась к США и Китаю и полностью оправилась от пандемии. (Здесь Китай упоминается скорее как мощная и самостоятельная экономика, практически равная европейской и сопоставимая с американской. При том что по остальным показателям Китай — все еще развивающаяся страна.)
По данным МВФ, к 2024 г. мировое производство будет по-прежнему на 3% ниже, чем прогнозировалось до пандемии, при этом больше всего пострадают страны, зависящие от туризма и услуг.
Несоответствие отражено в новом наборе прогнозов от Bloomberg Economics: они показывают рост мировой экономики примерно на 1,3% квартал к кварталу в первые три месяца 2021-го. Но прямо сейчас США восстанавливаются, Франция, Германия, Италия, Великобритания и Япония еще сокращаются. На развивающихся рынках Бразилия и Индия явно уступают Китаю. Однако уже в нынешнем году все переменится: Bloomberg Economics прогнозирует рост на 6,9%, самый быстрый за период с 1960-х гг. Но уже понятно, что он будет очень неравномерным.
"Стимулирование Байдена — это палка о двух концах, — говорит бывший главный экономист МВФ Мори Обстфельд, сейчас старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне. — Повышение долгосрочных процентных ставок в США ужесточает финансовые условия во всем мире. Это имеет негативные последствия для стран, которые погрязли в долгах, чтобы бороться с пандемией". (Имеется в виду повышение ставок, которое последует в дальнейшем, когда вброшенные в экономику сейчас деньги придется "откачивать" с рынка.)
Еще более откровенно высказывается главный экономист JPMorgan Chase & Co. Брюс Касман: он заявил, что за последние 20-25 лет не видел такого большого разрыва в ожидаемых результатах США и других развитых стран по сравнению с развивающимися рынками. Отчасти это связано с различиями в распространении вакцины. Но это также зависит от выбора экономической политики, который делают разные государства.
Снизив процентные ставки и запустив программы скупки активов в прошлом году, центральные банки в некоторых странах развивающегося мира теперь начинают повышать процентные ставки либо из-за ускорения инфляции, либо для предотвращения утечки капитала. Турция, Россия и Бразилия повысили стоимость заимствований в прошлом месяце, в то время как ФРС США и ЕЦБ заявляют, что пока не будут делать этого.
В результате США и Китай отрываются от остального мира. В том числе и от Европы, хотя она, скорее всего, в очень скором будущем догонит США. А вот перспективы развивающихся экономик куда более печальны.
Расти будем, но не дорастем
Согласно расчетам Bloomberg Economics годовой рост на развивающихся рынках (периферийных экономиках) в нынешнем году будет иметь большой эффект базы. Аналитики компании взяли в качестве примера Перу — даже если экономика не вырастет выше уровня IV квартала 2020 г., ВВП страны в этом году все равно увеличится более чем на 11%. А, например, в Индии эти базовые эффекты дадут целых 10,6%. Однако тут скорее срабатывает эффект "отскока": экономика, достигнув очередного дна, отталкивается от него. А вот для дальнейшего роста потребуются уже совсем другие условия.
Но такой рост — с низкой базы — мало что дает для более отдаленного будущего любой страны.
Если ориентироваться только на 2021-й, то по нему МВФ дает такие прогнозы: для мира в целом — рост ВВП на 6%, для "стран с формирующимся рынком" — на 6,7% (в 2022-м — на 5%), для развитых стран — на 5,1% (в 2022 г. - на 3,6%). Украина, по прогнозам МВФ, тоже покажет рост в 2021-м на 4% ВВП — но это все равно относительно худший результат, чем в целом по миру.
И ключевой момент. Не следует обольщаться, что развивающиеся страны (или страны с формирующимся рынком) будут расти ожидаемо несколько быстрее, чем развитые. Ведь в абсолютных значениях все равно происходит разрыв — даже 5,1%-ное увеличение с высокой базы дает в реальности больший прирост ВВП, чем 6,7% — с низких показателей. А Украина с 4%-ми роста даже не догонит себя образца 2019 г... Так что, если учитывать этот относительный разлет, можно говорить о К-образной динамике восстановления экономик.
Потому что надо понимать, что дальнейший рост развитых стран, о котором мы говорим, будет обеспечен тремя ключевыми составляющими:
- технологическим превосходством,
- во многих случаях возможностью неограниченно печатать деньги, принимаемые во всем мире,
- ресурсами, получаемыми от всех прочих стран.
В рамках такой модели Украина выступает в роли поставщика ресурсов (трудовых, минеральных, аграрного сырья), удобно расположившегося прямо под боком у ЕС. Нужно ли ЕС или Америке, чтобы наша страна вошла в число тех развитых, которые "оседлали" идущую вверх линию буквы "К"? Вовсе нет, в нынешнем нашем положении мы их более чем устраиваем.
Украине, чтобы вырваться из описанной модели постковидного мироустройства, нужно начать играть в свою игру. Не рассчитывать на Восток или Запад, не брать новых кредитов, жить своим умом и трудом. Развивать переработку собственного сырья, формировать и насыщать продукцией внутренний рынок и стимулировать спрос на нем. Выстраивать взаимовыгодную торговлю с цивилизованными соседями с прицелом на то, чтобы стать региональным центром притяжения — все необходимое для этого у нашей страны есть. Если хватит политической воли пойти таким путем — через десяток лет не придется рассуждать, в форме какой буквы восстанавливается мировая экономика после очередного кризиса.
Судя по всему, по мере роста мировой экономики в 2021-2022 гг. разрыв между макрорегионами Земли будет быстрее и сильнее увеличиваться. В мире окончательно и довольно жестко оформится разделение на "золотой миллиард" (и Китай, стоящий особняком) и всех остальных — поставщиков сырья, рабочей силы, и рынков сбыта. И лучшим выходом из этой ситуации было бы формирование новых, еще не применявшихся на практике, экономических моделей.