Под внешним управлением. Как живется отжатым предприятиям в ДНР

"ДС" решила изучить, как работают предприятия на оккупированных территориях по прошествии трех месяцев с момента их "национализации" террористами
Фото: EPA/UPG

Экономический бум на страницах СМИ ДНР

Официальные СМИ ДНР неустанно рапортуют о "переориентации промышленного потенциала Донбасса на экономические рельсы Российской Федерации и традиционно отчитываются о достижениях.

К примеру, на одном из официальных сайтов ДНР в мае была размещена информация о росте промышленности за четыре месяца 2017 г. по отраслям:
- производство, передача и распределение электроэнергии — рост на 32,4%,
- металлургия — на 14,7%,
- добыча каменного угля — 13,1%,
- производство кокса — плюс 7,8%,
- конструкции из черных металлов и алюминия — рост на 13,1%,
- проволока из стали — рост в три (!) раза,
- резервуары, цистерны, баки и контейнеры — рост в четыре (!) раза.

Однако абсолютные цифры при этом не приводятся: ни в тоннах, ни в рублях. Только проценты, разы и стремительный рост по всем направлениям. Таковы особенности "республиканской" статистики.

По логике вещей такой "рост" экономики должен был позитивно сказаться на зарплатах, пенсиях, росте социальной сферы. Должен был, но не сказался.

"Глава" ДНР Александр Захарченко еще в марте заявлял, что "после перехода предприятий из украинской юрисдикции в правовое поле ДНР республика сможет наполнять за их счет до 70% бюджета".

Кстати, данные бюджета ДНР по-прежнему остаются засекречены, "потому что сейчас идет война". По крайней мере, такое незамысловатое объяснение дает "министр доходов и сборов" соратник Захарченко Александр Тимофеев. Он же отмечает, что пока по наполнению бюджета сначала идет торговля (благодаря развитию малого и среднего бизнеса), потом угольная промышленность, а затем машиностроение, "которое пока только восстанавливается".

Кроме того, Тимофеев заявлял, что "в Украине угольная отрасль была и будет дотационной, а у нас она не только не дотируется, но и приносит прибыль в бюджет". Цифры наполнения бюджета опять-таки засекречены.

В целом же "министр" прогнозирует рост экономики ДНР по итогам 2017 г. на 25%. Показатель, кстати, куда более скромный в сравнении с данными "статистики".

***
Среди прочих грандиозных планов "молодой республики" отметим следующие: "к концу лета будут выпущены первые автобусы", "у нас будет организован выпуск тракторов и сельхозтехники", "в республике будет развиваться садоводство и виноградарство", "в ДНР строится завод по переработке молочной продукции". Кстати, эти пресловутые автобусы обещаются уже больше года и успели стать предметом иронии многих дончан. Кроме того, в "республике скоро будут применяться нанотехнологии" и даже обсуждается разработка "Стратегии инновационного развития ДНР до 2025 г.".

Мнения людей в соцсетях

31 марта в одной из донецких групп "ВКонтакте" проводился опрос "Вы поддерживаете национализацию предприятий в ДНР/ЛНР?". Опрос вызвал большой интерес, голоса распределились весьма равномерно: "да" ответили 36% участников, "нет" — 37%, остальные 26% выбрали вариант "нейтрально к этому отношусь".

А вот некоторые из любопытных (и популярных) версий, которыми дончане часто делятся в местных группах:

"Очередной договорняк с украми и только игра в национализацию",
"Это лишь начало, в итоге все равно все вежливо отожмут",
"Судя по заявлению Пушилина, что все предприятия вернутся под украинскую юрисдикцию, если Киев выполнит Минские соглашения, то эти предприятия ДНР взяла просто в аренду",
"Весь менеджмент Ахметова остался в ЛДНР на своих местах. В результате предприятия Ахметова на территории ЛДНР избавились от обязанности платить налоги в Украине, а остались лишь нелегальные налоги в бюджеты республик",
"Кошельки вы свои набиваете, а не республику развиваете",
"Национализация - это *опа",
"Кто слышал, когда будет зарплата или хотя бы аванс?".

Экономические реалии

По словам Александра Тимофеева, все перешедшие под внешнее управление предприятия запущены. Однако "запущены на 30%, а для роста экономики они должны работать хотя бы на 60%".

Напомним, "глава" ЛНР Игорь Плотницкий еще в середине марта заявлял: "Мы начали поставлять уголь в Россию, в Крым. У нас заключен контракт, он действует. Объемы порядка 3,5 млн т. Контракт рассчитан на два года. Это реальные вещи, которые происходят уже". Поставки, по его словам, осуществляются железнодорожным транспортом через Ростов-на-Дону и далее через Керченскую паромную переправу.

А "глава" ДНР Александр Захарченко в то же время отмечал, что контракты на поставку угля из Донецка в Россию "не прекращались, а шли и раньше, в любые регионы РФ, а далее и в другие страны".

Действительно, так называемая "национализация" началась отнюдь не в марте 2017-го, а еще в 2014 г., когда украинские государственные предприятия перевели под управление новосозданных "министерств республик".

Схемы начали отрабатываться не в марте и не в феврале 2017 г. Еще в 2014–2015 гг. большинство государственных шахт, оказавшихся на неподконтрольной территории, переведены под контроль "республик", зарплаты выплачивают в рублях, налоги идут в бюджеты "республик". "Министерство угля и энергетики" ДНР на своем сайте (с доменом ru) регулярно публикует данные по добыче.

В СКМ всегда утверждали, что покупали уголь из ОРДЛО только со своих шахт, но кто-то же покупал (начиная с 2014 г., когда уже шли боевые действия) угли и у тех шахт, которые никогда в группу СКМ не входили, у так называемых "государственных шахт ДНР", а также уголь, добываемый на копанках. Бывали спады, бывали простои, но в целом добыча была, а значит, и отгрузка продолжалась.

Не случайно в ноябре 2016-го, еще до блокады, Александр Тимофеев, рапортуя о проделанной таможенной службой работе, заявлял, в частности: "Мы торгуем не только с Украиной. Я не хочу озвучивать страны, дабы ихний невменяемый МИД не начал выкатывать претензии. На сегодняшний день Донецкая народная республика торгует с 15 странами мира, кроме Российской Федерации. Мы себя очень уютно и прекрасно чувствуем"

И тот же Тимофеев отмечал, помимо прочего, что в "республике" "нет НДС и он не нужен, потому что мы почти всю продукцию делаем на экспорт".

Итак, схемы найдены, предприятия не остановились. И похоже, что озвученный "министром" объем загрузки мощностей в 30% недалек от истинного положения вещей.

Енакиевский метзавод после простоя был запущен в конце апреля, Ясиноватский машиностроительный завод работает и, по данным официальных источников ДНР, отгружает продукцию в Россию. Донецкий металлургический возобновил производство чугуна.

Добыча угля на крупнейших шахтах ДНР продолжается — и на шахте им. Засядько (ценные коксующиеся угли), и на "Комсомольце Донбасса" (энергетический уголь).

Последняя, к примеру, простаивала большую часть марта, потом почти половину мая, теперь есть опасения, что с 15 июня снова большую часть работников отправят в бесплатные отпуска. За отработанные дни шахтерам платят и даже без больших задержек, но с учетом "бесплатных отпусков" выходит, что реальные зарплаты горняков уменьшились примерно вдвое, поскольку из трех месяцев отработали всего полтора.

Естественно, что среди шахтеров нарастает недовольство и раздражение. Но бунтов нет и, похоже, не будет. Попытку шахтеров собраться возле "Министерства топлива" в Донецке мы уже видели весной, и она была, мягко говоря, неубедительной.

Внешнее управление

Мы не будем подробно говорить о схемах, обеспечивающих сбыт производимой в ЛДНР продукции, но необходимо отметить следующее. В обеих "республиках" существуют полный набор всех органов власти, свои банки и министерства. Однако, когда речь зашла о контроле за крупными предприятиями, то появилось некое ЗАО "Внешторгсервис", которое, даже не являясь резидентом ДНР или ЛНР, стало "внешним управляющим" на крупных предприятиях обеих "республик".

Причем решение о "Внешторгсервисе" было озвучено еще в конце февраля, так что есть основания считать, что оно созревало и согласовывалось гораздо раньше, чем "республики" объявили свой (совместный, кстати) ультиматум о необходимости украинским предприятиям платить налоги в бюджеты ЛДНР, а, быть может, еще и до начала активной стадии блокады.

Мнение дончанина

Свое мнение о работе предприятий при "внешнем управлении" нам высказал дончанин, который пожелал остаться неизвестным:

Во-первых, фигурировала сумма 10 млрд руб. "помощи" из российского госрезерва, которой по расчетам хватило бы на закупку руды для 1,5 млн т металла. Для ЕМЗ, например, этого с головой хватит до конца года. (Почему говорю о ЕМЗ? Возможно, Алчевский комбинат будет работать по какой-то другой схеме.) А во-вторых, есть огромное количество лома. Мы уже третий год слышим, что где-то что-то порезали на металлолом: там оборудование с закрываемых шахт, там рельсы, да что угодно. Так что вопрос с сырьем решаем.

Теперь по сумме. Эти деньги из резерва называют помощью. Но почему помощью? Это бизнес. Деньги же идут не на ветер, не на пенсии, а в сырье для производства, а полученный металл будет реализован. Другой вопрос — кто будет реализовывать и по какой цене. Так что эта "помощь" из резерва может окупиться.

По объемам не скажу, и никто вам не скажет. Но как минимум в половину мощности основные заводы в ДНР и ЛНР работать будут. Плотницкий прямым текстом сказал, что предприятия загружены примерно наполовину. У кого-то это вызвало недоумение, но это нормально. Во всем мире металлургия загружена на 60–70%. Да возьмите хоть те же мариупольские комбинаты, запорожский, посмотрите их плановые мощности и сравните с фактом, цифры не секретные, никто сейчас в полную загрузку не работает.

Не нужно думать, что есть какая-то одна суперсхема, разных схем может быть несколько. Часть металла пойдет на свои же, местные заводы, те же горно-шахтные, на канатный завод. Часть пойдет в Россию, думаю, большая часть.

Мы много раз слышали, что "для внутренних потребностей РФ ни донецкий уголь, ни донецкий металл не нужны". Это так, Россия — один из крупнейших производителей в мире: и по углю, и по металлу. Но тем проще: объемы производства ДНР легко растворятся в российских объемах, покупатель всегда найдется.

Но даже если бы предприятия тут вообще простаивали, то и это было бы выгодно России, хотя бы уже потому, что убрали с рынка конкурентов того же металла. Но их будут держать на нулевой рентабельности — просто во избежание социального взрыва в регионе.

В итоге рентабельные предприятия будут работать, ну а с остальных возьмут тот же металлолом, у каждого свой бизнес.