Почему в Украину хлынула новая волна варягов
Топовой бизнес-новостью 12 апреля стал список кандидатов на пост двух крупных госкомпаний (сейчас идет отбор новых руководителей для нескольких десятков ключевых предприятий) и уровень их возможных зарплат. Если Кабинет Министров поддержит кандидатуры Министерства экономики, то в Украину приедут французский мексиканец Жан Андре Барбоса и поляк Войцех Балчуна. Заработная плата нового главы правления ПАО "Украинская железная дорога" составит до $1,5 млн в год, а руководитель государственной компании "Электротяжмаш" сможет получать до $600 тыс. в год при условии обеспечения ими ключевых показателей работы предприятий, о чем вчера сообщил министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус.
Как проходит отбор и откуда такие зарплаты
В 2015 г. Кабмин Арсения Яценюка смог решить две ключевых проблемы в назначении руководителей крупнейших госкомпаний страны — независимый конкурсный отбор и рыночные зарплаты, не уступающие таковым в Европе. В частности, с 2016 г. заработала новая редакция постановления №777, по которой проведение конкурсов на должности руководителей всех особо важных госпредприятий передали в сферу ответственности Минэкономразвития. Ранее этим занимались профильные министерства, которые управляют госкомпаниями, а сама процедура была сырой, из-за чего ряд конкурсов был отменен в судах.
Отбор проходит в два этапа. На первом претендентов оценивает комиссия при комитете по назначениям, которая формирует шорт-лист финалистов (до пяти претендентов). На втором — выбирает среди финалистов одного претендента и рекомендует Кабмину его назначение. В составе номинационного комитета пять министров (экономического развития, энергетики, финансов, аграрной политики и инфраструктуры) и пять независимых членов, включая топ-менеджеров Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.
Вторая проблема — зарплаты. Чтобы завлечь в Украину западных топ-менджеров, да и вообще привлечь к конкурсу на высокие посты честных и профессиональных менеджеров, с 2015 г. Кабмин разрешил устанавливать им высокие оклады. 11 ноября 2015 года вступило в силу Постановление №1034, которое внесло изменения в Типовую форму контракта с руководителем предприятия, находящегося в госсобственности, а также условий и размера оплаты труда руководителей госпредприятий. Так, ранее размер зарплаты зависел только от среднесписочной численности работников и устанавливался в кратности к минимальному размеру тарифной ставки первого разряда работника основного производства. В действующей редакции критерии кратности расширены: сейчас должностной оклад зависит не только от среднесписочной численности работников, но и от стоимости активов предприятия или чистого дохода от реализации по данным последней годовой финансовой отчетности. Кроме того, изменены сами мультипликационные коэффициенты.
Вот типичный пример. Сейчас глава крупной госкомпании получается в среднем в пять—семь раз больше, чем наименее квалифицированный работник его предприятия. При новой системе, например, для компании, у которой число работников от 5 до 20 тыс., а чистый доход от 5 до 10 млрд грн., зарплата топ-менеджера составляет до 100 минимальных окладов на предприятии. Для следующего порядка цифр — выручки более 10 млрд грн. и числа работников свыше 20 тыс. (той же "Укрзалізниці") — до 200 окладов.
Кроме того, изменится и сам подход к зарплатам. Сейчас она фиксированная и не зависит от результатов. С новыми высокими зарплатами так не будет. "Принцип начисления следующий: 25% зарплаты — фиксированная сумма, 75% — бонусы, которые зависят от результата. Будет хороший результат — будут зарплаты. Нет результата — нет зарплаты. От такой системы будет выигрывать и государство, и руководитель", — описывает новый подход к зарплатам советник Минэкономиразвития Адомас Аудицкас .
С 2016 г. первым, кто воспользовался нововведением, стал новый глава "Укргаздобычи" Олег Прохоренко, которому утвердили месячную зарплату на уровне почти 400 тыс. грн. Помимо газодобывающего монополиста возможностью повышения воспользовалась и железнодорожники. "Приблизительно такой же порядок цифр в "Укрзалізниці". Это фиксированная месячная зарплата. Вторая часть — бонусы, которые будут зависеть от конкретных KPI (ключевых показателей эффективности) — прибыльности, выручки, реализации новых проектов, увеличения доли рынка сбыта и так далее", — говорит замминистра Минэкономиразвития Юли Ковалив.
В тоже время другие госкомпании платят своим топам "старые" зарплаты. Например, как выяснила "ДС", Дмитрий Костюк из "Электротяжмаша", сменщику которого обещают до $50 тыс. в месяц, сейчас получает около $300. Ожидать на таком фоне выдающихся и, главное, прозрачных результатов работы от руководителя компании даже, наверное, неловко.
Как отличаются украинские зарплаты топ-менеджеров от еваропейских
Базовая зарплата топ-менеджера крупной компании в Европе составляет около 710 тыс. евро в год, и еще 738 тыс. евро приходится на бонусы, подсчитали в компании Pedersen&Partners. Аналогичного уровня средние зарплаты и у топов в американских компаниях. Но это суммы до уплаты налогов — уровень зарплат "чистыми", как правило, меньше почти на 30% указанных сумм. Таким образом, уровень доходов, который предлагают сейчас претендентам на должности глав украинских госкомпаний, вполне конкурентен в мировом масштабе, что и объясняет возросший интерес к этим позициям со стороны опытных экспатов (тот же Жан-Андре Барбоса ранее был вице-президентом энергетической корпорации Areva, а Войцех Валчун руководил одним из крупнейших грузоперевозчиков в ЕС — PKP Cargo S.A.).
Так, по данным исследования РБК, лидером списка по уровню выплачиваемого руководителям вознаграждения стала "Роснефть", впервые опубликовавшая совокупный размер доходов членов своего правления во главе с Игорем Сечиным. Общее же вознаграждение в среднем в месяц составило $464 тыс. . На втором месте "Газпром", топ-менеджеры которого получили в прошлом году в среднем почти по $322 тыс.
На примере России очевидно, что одни лишь высокие зарплаты коррпупцию не искореняют — они лишь становится возможностью хотя бы частично легализовать дорогие дома, машины и предметы роскоши российских "небожителей". В Украине надеются, что у нас все будет по-другому. Именно поэтому предпочтение номинационные комитеты отдают иностранцам, считая эту комбинацию (западный менеджер плюс высокая зарплата) наиболее удачной.