Почему Валерии Гонтаревой не дадут медаль
Если СНБО одобрит решение о национализации российских банков, мы будем его выполнять
Именно так ответила Валерия Гонтарева на вопрос депутатов, для чего Украине нужны российские банки. Вопрос логичен, поскольку в других сегментах финансового рынка россиян уже постепенно вытесняют. Закон "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" обязал регуляторов аннулировать лицензии участников фондового рынка и небанковских финучреждений, имеющих акционеров из страны-агрессора. В итоге большинство из них сменило "национальность", как минимум, перерегистрировавшись на офшоры. На банки такое требование не распространяется. "Это не российские банки, а украинские финучреждения с российским капиталом. У нас нет к ним претензий. Они прошли стресс-тесты и провели докапитализацию", - заявила глава НБУ.
Объяснить такую лояльность легко: на "дочки" российских банков приходится порядка 15% активов банковской системы, а на их счетах находится около 48 млрд. грн. (из них 22 млрд.грн. - деньги физлиц). Выделить такие средства из бюджета, чтобы компенсировать такую сумму вкладчикам, просто нереально.
Нацбанк не отвечает за курс гривни
По словам Гонтаревой, компетенция НБУ - инфляция, ценовая стабильность и финансовая стабильность в государстве. Нынешние же потрясения на валютном рынке - действие фундаментальных факторов (например, падения цен на сырье на мировых рынках), на которые НБУ влиять не может, и вина политиков. "Национальный банк может сглаживать только чрезмерные и ситуативные колебания. Например, сегодня НБУ вышел с продажей $50 млн. через аукцион для сглаживания ситуативных колебаний курса. А эти ситуативные колебания - это наш нынешний политический кризис", - заявила Гонтарева. Правда, при этом она слегка слукавила. По итогам аукциона НБУ продал только $22 млн. К закрытию межбанка, по данным компании "Укрдилинг", гривна просела до 25,90-25,96 грн./$.
Украинская валюта дешевеет с начала этого года. Только на прошлой неделе, по данным Bloomberg, она возглавила еженедельный перечень наиболее девальвировавших валют, потеряв порядка 2% и установив антирекорд 2016 года - 25,7 грн/$. По состоянию на 5 февраля НБУ установил курс 25,89 грн./$. И это при том, что рассчитанный Минфином госбюджет - 2016 предусматривает среднегодовой обменный курс на уровне 24,1 грн./$.
Наша цель по инфляции - 12%
Именно такой ориентир в Национальном банке сохраняют несмотря ни на что и вопреки всему. На Институтской надеются, что сдержать рост цен помогут низкие цены на продовольствие на мировых рынках, умеренные инфляционные ожидания и низкий спрос. Там констатируют, что хотя экономика уже начала подниматься с дна (падение по итогам 2015 года достигло 10,4%), восстановление экономической активности происходит очень медленно.
Между тем, многие экономисты считают, что инфляция в этом году может быть едва не вдвое выше прогнозной - 20-22%. Наиболее весомый фактор, который будет подталкивать цены - продолжающаяся девальвация гривни. По некоторым прогнозам, курс национальной валюты может "просесть" и до 30 грн./$. Кроме того, будет продолжаться рост тарифов, которые в прошлом году росли очень неравномерно.
Впрочем, едва ли даже в самом НБУ верят своему прогнозу. Иначе зачем бы там стали сохранять учетную ставку на нынешней отметке 22%. "Даже при наличии факторов, которые способствуют замедлению инфляции, Национальный банк осознает, что в краткосрочной перспективе существуют внешние факторы, которые находятся вне контроля монетарной политики НБУ. Они могут оказывать давление на платежный баланс, валютный рынок, и соответственно на цены", - заявила неделю назад Гонтарева. Очевидно, неуверенность НБУ разделяют и в Министерстве финансов. По крайней мере, там до сих пор размещают гривневые ОВГЗ со средневзвешенной доходностью 19,7% годовых.
Вы можете мне дать медаль за возвращение денег на родину
Именно так ответила глава НБУ на вопрос депутатов - какова судьба рефинансирования, предоставленного банковским ведомством уже обанкротившимся банкам. Ответ главы центробанка может впечатлить любого. "Рефинансирование...Последний раз, я помню, я показывала слайд, что это было 110 миллиардов, а на конец 2015 года - 99 миллиардов", - заявила Гонтарева.
Если разобраться, то банкиры вовсе не вернули НБУ сотню миллиардов. Просто их задолженность по итогам прошлого года сократилась на 10 млрд. грн. По данным НБУ, озвученным в конце 2015 года, 55 млрд грн. рефинансирования находилось в платежеспособных банках, а 45 млрд - в неплатежеспособных. С последних взыскать долги теперь не так просто. Регулятор вынужден делать ставку на реализацию залогов, которые в свое время были переданы в обеспечение по таким кредитам. Ранее директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин говорил "ДС", что в 2016 г. от продажи активов, находящихся в залоге НБУ, может быть получено не менее 15-20 млрд грн.
Что касается платежеспособных банков, то уже в январе этого года они досрочно вернули НБУ 3 млрд гривен, и в ведомстве ожидают, что в феврале-марте будет досрочно возвращено еще 3-4 млрд. грн.