Почему упал европейский газовый реверс
Иван ПЕТРОВ
Глава Минтопэнерго Украины Юрий Продан заявил прессе, что реверс газа из Европы сократился втрое - до 6 млн куб. м. Больше всего объемы реверсных поставок в начале июля упали из Венгрии. В целом поставки по реверсу сейчас осуществляются из Венгрии, Словакии и Польши. "Вы слышали угрозы, которые звучали в адрес европейских компаний по поводу того, что этот реверс незаконный. Сокращение поставок газа из Европы наблюдается уже в течение двух недель", - заявил Продан и уточнил, что эта проблема будет обсуждаться в Брюсселе во время украинско-европейских газовых переговоров 27 июля.
Официальные причины сложившейся ситуации пока не озвучены. Есть вероятность, что объемы поставок газа из Европы упали из-за стресс-тестов энергосистемы ЕС, начатых по инициативе Европейской комиссии (их первый этап завершился в июне). Их цель - проверка надежности полноценной работы европейских газотранспортных систем на случай частичного или полного блокирования транзита газа через
Уменьшение объемов реверса могло стать следствием изменения закупочной политики многочисленных аффилированных компаний "Газпрома", работающих в ЕС. Они сократили продажу газа не только Украине для закачки в ее ПХГ, но и тем компаниям, которые имеют излишки голубого топлива для реверса в нашу страну
Украину, как это было в 2006 и 2009 гг. В ходе стресс-тестов компании-операторы проводят оценку сезонных рисков повышения потребления газа и закачивают в свои ПХГ дополнительные объемы. Как следствие, поставки в Украину сокращаются.
Формальным поводом для дополнительной закачки могли стать и появившиеся в конце июня сообщения прессы о скорой денонсации заключенного в 2010 г. договора между "Газпромом" и "Укртрансгазом" об условиях транзита голубого топлива. Он регулирует механизм возмещения украинской стороне расходов собственного газа на поддержание рабочего давления. Эти расходы идут на компенсацию суточных колебаний спроса, которые фиксируются на выходе с украинской ГТС. Вероятность того, что "Газпром" рискнет поддерживать свой транзит за украинский счет, существует. И это могло вызвать у европейских компаний вполне обоснованную тревогу за будущий отопительный сезон.
Уменьшение объемов реверса могло стать и следствием изменения закупочной политики многочисленных аффилированных компаний "Газпрома", работающих в ЕС. Они сократили продажу газа не только Украине для закачки в ее подземные хранилища газа (ПХГ), но и тем компаниям, которые имеют излишки голубого топлива для реверса в нашу страну. Параллельно коммерческие агенты российской монополии увеличили закачку газа в ПХГ на территории стран ЕС. Традиционно объем таких российских закачек составляет не более 1% от общего объема поставок в Европу, достигающих порядка 210 млрд куб. м в год. Но планировалось, что со временем он увеличится в несколько раз. Еще в 2013 г. Кремль разрешил "Газпрому" потратить несколько десятков миллиардов долларов для того, чтобы к 2030 г. увеличить свою долю в капитале нескольких европейских ПХГ и довести показатель ежегодной закачки газа до уровня 5% от всего годичного российского экспорта. Ныне, когда политика Кремля на украинском направлении находится в глубоком ступоре, "Газпром" мог приступить к реализации этих планов в аварийном и срочном порядке.
Увеличение объемов закачки газа в ПХГ в Европе как раз совпало с июньским визитом Владимира Путина в Австрию, где находится ПХГ Баумгартнер - самое крупное в ЕС хранилище с участием российского капитала. Сразу после переговоров Путина в Австрии в прессе зазвучали заявления, что "Газпром" намерен к концу лета денонсировать ныне действующий договор с "Укртрансгазом". Формально такая денонсация давала бы Украине полное право на протяжении лета-осени 2014 г. отобрать из транзитного газа столько, сколько было израсходовано на компенсацию суточных перепадов в 2013 г. Традиционно это порядка 3-5,6 млрд куб. м, но в аномально теплую минувшую европейскую зиму этот объем составил около 2,7 млрд куб. м. В условиях нынешнего прекращения импорта газа из РФ для Киева это был бы существенный ресурс. Именно поэтому "Газпром" компенсационный газ "Укртрансгазу" не поставляет, но и на официальную процедуру расторжения транзитного договора пока не идет.
Европа ждет взаимности
Если бы все компании-операторы ЕС выступили единым фронтом в защиту законных интересов своих украинских коллег, очередной украинско-российский газовый конфликт, уже третий за последние 10 лет, мог бы и не повториться. Европейские компании-покупатели могли бы пойти на пересмотр соглашений с "Газпромом". В частности, отказаться от закупки газа на западных границах Украины и покупать его на восточных границах. В таком случае наша страна могла бы удовлетворить свои потребности в импорте газа на 100% за счет реверсных поставок из Европы. Но пока что единого фронта всех европейских компаний - операторов ГТС нет. Отсутствие единой позиции обусловлено несколькими причинами. Во-первых, сказывается чрезмерно высокое влияние коммивояжеров "Газпрома" на газовую политику ряда государств ЕС. Во-вторых, играет роль банальная конкуренция между компаниями-операторами. Но вина украинской стороны не меньше. Украина критически мало вовлекается в решение энергетических или газовых проблем своих западных соседей. Но при этом требует первоочередного внимания к себе.
Украина, например, хочет полного содействия реверса газа со стороны Словакии, но и Словакия от Украины ждет ответной услуги. Правда, в отрасли энергетики. Ведущее в Словакии промышленное предприятие, U. S. Steel Kosice, например, не отказалось бы от снижения цен на экспортируемую Украиной электроэнергию. Или как минимум порадовалось бы либерализации украинского энергорынка. Но Киев продолжает считать экспорт электроэнергии вотчиной Рината Ахметова. А тому развивать свои меткобинаты выгоднее, чем комбинат U. S. Steel.
Аналогичную "асимметрию" украинских и восточноевропейских ожиданий можно проследить и в Венгрии. Ведущими предприятиями этой страны являются корпорация MOL и ее химический дивизион TVK Chemiсals, который связан этиленопроводом с украинским химкомбинатом в Калуше. Но этот этиленопровод хронически не работает. Получается, что Киев, взывающий к Будапешту о содействии реверсу газа, в первую очередь блюдет интересы оперирующего в Калуше российского "ЛукойлНефтехима". Зато полностью пренебрегает интересами MOL или TVK Chemiсals. Поэтому вместо реальной поддержки ЕС Киев будет постоянно сталкиваться с "озабоченностью и глубоким пониманием" или просто заверениями о широкой поддержке.